«Начинаем наш концерт!»

432

Эта фраза открывает спектакль «Прощай, конферансье!» Григория Горина, долгожданная премьера которого состоялась в минувшие выходные на сцене Карагандинского государственного ордена Дружбы народов русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

Эту пьесу в исполнении любимых актеров карагандинцы ждали как никогда. Впервые местная пресса анонсировала ее еще в начале прошлого года. Как отметил руководитель театра Дунай Еспаев, этот проект изначально был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне:

— Этот вопрос давно обсуждался с режиссером Владимиром Бородиным, который ставил у нас спектакли. В прошлом году мы вышли на связь, приступили к работе, но началась пандемия. Так, вместе со своей супругой, художником Ольгой Федоровной, он доехал до Челябинска, но как раз именно в тот день, 24 марта, был введен запрет на въезд в Казахстан. Я позвонил им и сказал: «Возвращайтесь назад».

Тем не менее проект продолжал претворяться в жизнь. Распределение ролей, читки проводились удаленно, в режиме онлайн. Постепенно карантинный режим начал смягчаться, но труппе так и не довелось встретиться с режиссером — в январе он скончался от коронавируса.

К концу прошлого сезона все было готово — артисты назубок знали свои роли, были сшиты костюмы, оставалось только расставить декорации и пригласить зрителя. Именно поэтому «Прощай, конферансье!» был первым включен в план премьер на 2021-2022 годы.

Думается, эта пьеса никого не оставит равнодушным. Ее действие происходит в Москве и Подмосковье в последние мирные дни и захватывает начало Великой Отечественной войны. Первая часть дарит хорошее настроение. Своими шутками-прибаутками Конферансье (Павел Кондратьев) открывает эстрадный концерт. Готовятся к своим номерам артисты московской филармонии — Аккомпаниатор (Дарья Данилина), Певица (Нина Круцевич), Танцор (Константин Снегирев), Фокусник (Артем Жангиров), Поливанов (Денис Цветков), Любиков (Антон Звонов). Азиза Зейнешева-Марычева и Светлана Кройтор в этой постановке создают образы девочек-артисток, а Владимир Левтеров — клоуна Отто.

Иными словами, все герои (иначе их никак не назовешь) — представители творческих профессий. Во время концерта они узнают, что началась война.

— Сейчас, братцы, действительно будет антракт! Вы все встанете со своих мест и спокойно выйдете на улицу… Там по радио передадут важное сообщение… Вы его послушаете в антракте… (Печально.) Это будет большой антракт, ребята! Может быть, самый большой в нашей с вами жизни… Но все равно, товарищи, это — только антракт! Он обязательно кончится, и начнется вторая часть… нашего концерта! — объявляет Конферансье зрителям.

Не началась. С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к артистам с предложением принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества 3 июля 1941 года принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжали 42 тысячи артистов, которые дали 1350 тысяч представлений, в том числе 437 тысяч непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека.

Вот и наши артисты — фронтовая концертная бригада Московской областной филармонии — приступили к исполнению своего долга. Чтобы с честью погибнуть в плену у фашистов.

У этой истории, начинавшейся так весело, печальный конец. И глаза зрителей, блестевшие от слез, стали наглядным доказательством тому, что актеры смогли донести до них основную мысль автора пьесы и задумку режиссеров: бороться с врагом можно и с помощью искусства.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА