Home Новости Культура Миры Айбека Бегалина: в галерее «Алтын ғасыр» открылась персональная выставка признанного мастера

Миры Айбека Бегалина: в галерее «Алтын ғасыр» открылась персональная выставка признанного мастера

Невероятное творчество карагандинского художника Айбека Бегалина давно привлекает ценителей искусства и профессиональных искусствоведов. Упорно заставляя определить его место в культурном потоке современного изобразительного искусства Казахстана и даже вписать его работы в мировые масштабы.

Полнота и цельность

Известный казахстанский художник, член Союза художников Казахстана, деятель культуры РК, член-корреспондент Академии художеств РК, дипломант Российской академии художеств, награжденный почетной грамотой РК и орденом «Құрмет», Айбек Бегалин карагандинцам известен еще и как автор герба Караганды. А для Областного казахского драматического театра имени С. Сейфуллина художник создал галерею портретов выдающихся казахских актеров.

Половинчатость он решительно отвергает и в большом, и в малом, считая, что во всем должны быть полнота и цельность. Он и философ, и реалист, и романтик.

Айбеку Каленовичу – 60 лет, это плодотворный возраст для творческого человека. Он все заканчивал «с отличием»: среднюю и детскую художественную школы в Караганде, Алма-Атинское художественное училище и Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова.

Его дипломная работа – серия иллюстраций к роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» – отмечена дипломом Российской академии художеств. Он автор сложнейшей теории «паттернового структурализма» (pattern – символ, образ): структуральное искусство интегрально, так как оно может быть и чисто предметным, и чисто абстрактным; соединяет западную и восточную школы искусства. Изобретатель новейшей техники, не имеющей аналогов, – «бегалиграфии».

Заслуженный авторитет

Айбек Бегалин создал несколько всеобъемлющих циклов картин: «Апокалипсис», 30 картин (семь из них представлены в Московском музее «Ковчег Нового Завета»), «Время», «Мой Казахстан». Иллюстрировал роман «Плаха» и повести «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря» Чингиза Айтматова (издательство «Детлит», Москва).

34 его картины вошли в энциклопедию «Аванта+» («Общество. Часть 2», мультимедийное приложение, Москва, 2004). Картины Айбека Бегалина представлены на обложках DVD рок-групп «Воскресение» и «Машина времени»; в 2005 году DVD-трилогия «Воскресения» в оформлении Айбека Бегалина получила премию «Золотой диск» в номинации «Лучший мультимедийный проект России».

Выставки А. Бегалина прошли в Астане, Алматы, Москве, Каире (Египет), Брюсселе (Бельгия), Ворпсведе (Германия), Чжень-Чжоу (Китай); он провел ряд персональных и групповых выставок в Лос-Анджелесе (США). Участвовал в выставке «Живопись и музыка» в Галерее D.E.V.E. (Москва).

В 2001 году он написал портрет Владислава Буковинского для Папы Иоанна Павла II; в 2014-м выполнил портрет князя Ренье III для князя Монако Альберта II.

Работал приглашенным профессором в Международном художественном институте Китая. Участвовал в создании памятника Генриху Фогелеру в Караганде; средства, собранные на выставке в Ворпсведе (Германия), пошли на реализацию международного проекта Казахстана и Германии.

Натюрморт в традиции реализма

На персональной выставке «Лос-Анджелес – Караганда» Айбек Бегалин представил ряд картин и графических работ, созданных в Калифорнии, где в Лос-Анджелесе художник жил и работал восемь лет. Часть работ была начата в Караганде, которые он создавал на протяжении многих лет. Так, пять картин из цикла «Апокалипсис» (художник планирует показать их на персональной выставке в Областном музее изобразительного искусства весной 2024 года) были начаты в 2003-м и завершены в 2023-м.

Творческая командировка в солнечную Калифорнию оказалась очень плодотворной, сродни практиковавшимся прежде в истории классическим поездкам петербургских художников-академиков в Италию. Огромное влияние на А. Бегалина оказали и музейная практика, изучение шедевров старых мастеров в музейных комплексах Гетти, пинакотеке Хантингтона, музее Нортона Саймона, собрании картин Хаммера и многих других музеях Лос-Анджелеса.

В живописи А. Бегалин стал уделять большое внимание жанру натюрморта. Его натюрморты продолжают классические традиции реализма, и вместе с тем художник привносит новые драматические ноты в тихую жизнь вещей посредством свежих неожиданных композиционных и колористических решений, тональных и цветовых контрастов.

В творчестве художника важное место занимает графика. Оригинальная техника «бегалиграфия» стала более совершенной; сейчас он создает графические листы невероятной сложности и тонкости, работая акрилом на бумаге. На данной выставке это черно-белая графика и цветные листы.

Композиции Айбека Бегалина выполнены в стилях неомодерна и фантастического реализма, в них художник выражает романтическое восприятие мира. Его творческий метод можно определить более масштабно: как философско-романтический символизм, где философия – глубинный смысл, в романтизме – духовный порыв.

Волшебник-исследователь

Художник Айбек Бегалин имеет свой оригинальный нарратив, сверхидею своего творчества. Он изображает волшебство мира, превращаясь в своем воображении в волшебника-исследователя магического мира. Магия мира, красоты натуры, морских ландшафтов, тихой жизни натюрмортов – один из главных мотивов творчества художника. Волшебство мира раскрывается в композициях художника, где реальность и смелое воображение сплавляются воедино в образах Прекрасного Блистающего Мира.

Художник универсального дарования А. Бегалин строит свою модель жизни с установкой на творческое разнообразие, его поэзия столь же философична как живопись и графика, живописные и графические произведения можно иллюстрировать его же стихами: «К циклу «Апокалипсис», «Тайная вечеря», «Се человек», «Посвящение Суриковскому институту» и многими другими.

Универсальное творчество Айбека Каленовича аккумулирует энергию космического добра.

В галерее «Алтын ғасыр» представлена экспозиция, в которую вошли разнообразные портреты, женские образы, лирические пейзажи, японская сакура и изумительные цветы; привлекают кентавры, смелые джигиты на лихих тулпарах и этнические архетипы древних номадов степной Евразии. Выставка продлится до 9 февраля.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,

профессор искусствоведения

Фото Александра МАРЧЕНКО

Exit mobile version