Как дома кочевников

1652

А знаете ли вы, что в наших краях в далеком 1250-м побывал фламандский монах-францисканец, путешественник Гильом де Рубрук? Было это в Улытау. В своих трудах он описывает «каменные башни», одни из которых расположены по правую сторону села Егинды, а вторые – вдоль одного из притоков реки Торгай Каражыланшык.

«Каменные башни» – это архитектурные памятники Центрального Казахстана доисламского периода VIII-X века до н.э. Они отличаются от центральноазиатских конструктивными особенностями сооружений – их внешняя форма конусообразная и напоминает юрту. К ряду аналогичных сооружений относятся Косуйтас и Карадын. Согласно сведениям Гильома де Рубрука, слово «дын», или «дынгек», означает башню или высокое конусообразное сооружение. В своих трудах он писал: «В честь богатых они (кипчаки) возводят пирамиды, конусообразные сооружения. В районах, где нет камней, я видел, как они возвели каменные башни».

Каменное сооружение Косуйтас по площади меньше дына. Свое название памятник получил из-за формы, напоминающей юрту. Местные жители прозвали его «Двойной дом» (Қос үй). Первый объект почти не сохранился. А вот второй не тронут. На западной части памятника расположено каменное изваяние с изображением двух женщин, ориентированных на восток. На другом изображен свадебный головной убор девушки – саукеле.

Памятник Карадын – тоже круглое юртообразное сооружение из больших тонких камней. Его высота – 5 метров и 8 м в диаметре. С правой и левой сторон верхней части памятника сделали проем. Конструктивные особенности Карадына схожи с наиболее известным памятником, таким как Козы Корпеш – Баян сулу вдоль рек Аягоз и Дингек в Жетысу. Внешне эти сооружения отличаются от архитектурного стиля в исламе, ведь они похожи на дома кочевников. Другой отличительной чертой является традиция изображать умершего на каменных изваяниях в качестве поклонения культу предков.

Культовые комплексы располагались в открытых долинах, там проводился ас – поклонение духам предков. В кочевом обществе существовала традиция возводить погребальное сооружение по аналогу дома умершего. В период средневековья Косуйтас и Карадын являлись духовно-религиозными центрами, где проводились обряды и ритуалы. Сегодня это место считается святым и занесено на карту сакрального Казахстана.

Наталья ФОМИНА

Улытауский район