Home Новости Культура Яркие краски весны

Яркие краски весны

Наурыз начинают встречать заблаговременно. К примеру, 14 марта отмечали көрісу – в древние времена в этот день принято было заходить друг к другу домой поздороваться, а также убедиться, что все благополучно пережили суровую зиму. Атмосферу праздника можно прочувствовать и в Карагандинском областном музее изобразительного искусства, где открылась выставка.

Ее открытие совместили с праздничным мероприятием «Армысың, Әз-Наурыз!» для учеников общеобразовательной школы № 36. В шоу-программу вошли как народные игры и танцы, так и складывание оригами в виде тюльпана, являющегося одним из символов весеннего обновления.

Юным участникам напомнили о значении национального праздника, подробно рассказали о традициях и обычаях, истории и символике Наурыза. Кроме того, провели небольшой мастер-класс, где школьники при помощи аппликаций пытались воспроизвести свое видение картины «Тойбастар» темиртауского художника Куата Аскарова.

– Это наиболее подходящая для таких интерактивных игр многофигурная композиция, в которой есть все элементы действия казахских народных празднований, – рассказывает главный хранитель Дамели Кадыркулова.

На одном полотне на фоне дружелюбной степи во всех красках изображен казахский той: здесь национальные виды спорта и игры, такие как қазақ күресі, аударыспақ, көкпар, благополучно прибывший караван, любимые развлечения молодежи – асық и алтыбақан, а центр композиции отведен юрте. Что касается самой выставки, то она создана из фондов музея, и в ней представлено более 100 экспонатов. Их особенность – во временном разнообразии. К примеру, здесь можно полюбоваться ювелирными украшениями из белого металла, датируемыми концом XIX и началом ХХ веков. Каждый из них собран в разных уголках Казахстана. Например, шолпы – красивая подвеска в виде нанизанных друг на друга медальонов, ее вплетали в свои косы казахские красавицы, а также кольца в комплекте были найдены на юге страны, женские накладки для пояса и серьги – из Северного Казахстана, комплекты браслетов с национальным орнаментом поступили в фонд музея из Бухаржырауского района в восьмидесятых годах.

– На выставке также присутствуют изделия из войлока. Создательница пяти войлочных композиций Людмила Бойкова, наша карагандинская художница, рано ушла из жизни. Эти работы были переданы нам безвозмездно семьей Людмилы Васильевны в прошлом году. Они были созданы в восьмидесятые и девяностые годы, олицетворяют сакральную степь Сарыарки, – добавила Д. Кадыркулова.

С ними рядом соседствуют картины современных художников, что, безусловно, доказывает актуальность национальной тематики во все времена. Многие из этих работ выставляются в свет впервые.

– Очень отрадно, что художники не только пятидесятых и 2000-х годов обращались к теме Наурыза, она остается популярной и среди молодежи в наши дни. Все они написаны в разных стилях. «Ярмарка «Коянды» алматинского художника Искакбека Серикжана написана в жанре реализма, а картина, репрезентирующая в искусстве знаменитый кюй Таттимбета «Көкейкесті», создана в направлении модернизма, – отметила главный хранитель.

Многие работы привезли в музей из экспедиций, проведенных по районам Карагандинской области еще до пандемии. Это тұскиіз, выполненные в первой половине двадцатого столетия. Рядом с ними висит огромный панорамный гобелен «Танец дружбы». У самого входа ценителей искусства встречает поистине впечатляющая работа «Кочевники» знаменитого художника Алпысбая Казгулова. Музей приобрел ее в 2020 году. Картина невольно притягивает взгляд контрастом цветов и искусным исполнением.

Самый неизменный атрибут празднования Наурыза в музее изобразительного искусства, который остается нетронутым из года в год, – это юрта, символизирующая дом и очаг.

Сымбат АКИМХАНОВА

Фото Александра МАРЧЕНКО

Exit mobile version