В одном из августовских номеров «Индустриалки» 1986 года выйдет материал с заголовком «В добрый путь, выпускники!» В нем напишут про очередной выпуск слушателей очного обучения в Высшей школе МВД СССР, известной многим как КВШ. Автор статьи, А. Плеханов, один из абзацев своего материала посвятит молодой паре – новоиспеченному офицеру в парадной форме и его невесте в бирюзовом шелковом платье. Тогда журналист о наряде не напишет ни слова, но о том, что оно было из шелка цвета бирюзы, я знаю наверняка…
«Четко печатая строевой шаг, к месту вручения дипломов выходят отличники учебы. Один, второй, третий…
Сбылась заветная мечта Андрея Кончарова. Ему еще не верится, что уже позади тренировки по специальности и занятия в учебных классах школы, ставшей для него за четыре года учебы вторым домом. Время, проведенное в ней, навсегда останется в памяти. Здесь он возмужал, закалил характер и волю, приобрел верных и надежных друзей. И еще – встретил первую любовь. Его невеста, Марина Христолюбова, стоит среди гостей и ждет его. Они вместе поедут в город Шевченко», – написал тогда А. Плеханов.
И они действительно уехали. Вернее – улетели. Тогда же. В августе 1986 года…
Марина – дочь горняка из Шахтинска Александра Христолюбова. Младший, пятый, ребенок в семье. Имела гуманитарный склад ума, не расставалась с книгами – страсть как читать любила. Была любознательной, харизматичной, общительной, активной. В юные годы работала в местном Доме культуры.
Андрей тоже был младшим в семье – третьим ребенком. Его отец был геологом, а мать – педагогом. Рос он на берегу Каспийского моря, в городе Шевченко (ныне Актау Мангистауской области). Оттуда он и отправился на учебу в Караганду. Подавал большие надежды – был отличником учебы, его родители не раз получали по почте благодарственные письма от руководства академии за достойное воспитание сына. КВШ окончил с красным дипломом.
Как-то летом набирали пионервожатых в один из детских лагерей нашей области. От ДК Шахтинска вызвалась Марина, а от КВШ – Андрей. Там и познакомились, там и закрутилось. К моменту выпуска Андрея Марина уже имела статус его невесты. А накануне его выпускного мать девушки для этого важного дня сшила ей то самое бирюзовое шелковое платье… Спустя годы Марина с теплом и грустью будет рассказывать о том дне, о волнении, о радости и о том, как они давали интервью корреспонденту газеты. Вот только от переизбытка эмоций не запомнили, какой…
Прилетев в августе 1986 года в Шевченко, они через месяц, в сентябре, сыграли свадьбу. Жили с родителями Андрея. Он пошел работать в колонию – исправительное учреждение для осужденных, а через год, в 1987-м, у них родился первенец – дочь Наталья, которую они ласково звали Ната. Им выдали однокомнатную квартиру, и они съехали от родителей. Далее Андрей продолжил обучение – поступил в Академию управления МВД России в Москве. Это было высшее учебное заведение по подготовке руководящего состава органов внутренних дел, а также научно-педагогических кадров. А Марина поступила в педагогическое училище, которое тоже окончила с красным дипломом. Стала воспитателем детского сада.
В 1992 году прямо в свой день рождения Марина родила сына, которого назвала в честь любимого мужа. В связи с прибавлением в семье Андрею выдали квартиру побольше – двухкомнатную. К тому моменту его повысили и в должности, и в звании – он был капитаном, заместителем начальника колонии по воспитательной работе с осужденными. Готовился стать майором. Но в октябре 1995 года в их дом постучалась беда.
Тот день маленькая Ната запомнит навсегда. Отец задерживался после работы. Мать переживала. Из телефонов был только «домашний», но он молчал. И тут – стук в дверь. На пороге две коллеги отца – женщины. Мать – с радушным приветствием из серии «сколько лет, сколько зим, какими судьбами». Восьмилетняя Ната, поздоровавшись с ними, молча уводит трехлетнего брата в детскую – так были воспитаны: взрослые в доме – дети в своей комнате, пока их не позовут. Мол, нечего взрослые разговоры слушать. Спустя время Марина зашла к детям вся в слезах и еле вымолвила ничего не понимающей Нате: «Папа умер»…
Ему был 31 год. Он умер от инфаркта прямо за рабочим столом, остановилось сердце. Марина в свои 27 осталась вдовой с двумя маленькими детьми на руках в чужом городе. Стоит ли говорить о том, как они жили в середине «лихих девяностых» на зарплату воспитателя детского сада?..
Совсем скоро, 23 сентября, у Марины с ее сыном, Андреем Андреевичем, день рождения, ей – 53, ему – 29. Последние тринадцать лет они живут в России. Замуж она так больше никогда и не вышла…
Ну, а Ната – автор этой статьи. Наталья Андреевна Кончарова (в девичестве). Как вы уже поняли, живу в Караганде и работаю в «Индустриалке». В той самой газете, на страницах которой зарождалась моя семья. Говорят, что пути Господни неисповедимы… А заголовок я бы поменяла на «Печальная история одного абзаца».
Наталья ФОМИНА