История в гобелене

1118

Чтобы сполна оценить красоту и масштабность «Танца дружбы» художника Мурата Калкабаева, нужно отойти от полотна на несколько метров. И тогда яркие нити, тщательно переплетенные между собой, обретают смысл.

В областном музее изобразительного искусства проходит выставка декоративно-прикладного искусства Казахстана «Мелодия узоров». В экспозиции представлены работы, созданные руками как именитых мастеров, так и неизвестных. Это — ковровые изделия (сырмаки, алаша, тускиизы), детские колыбели, конская упряжь и многое другое. Главная их ценность — орнамент, который в прошлые века всегда выступал неотъемлемым условием дизайна каждого предмета, используемого в повседневной жизни, будь то текстильные изделия, мебель, посуда, оружие. Это было не просто украшение, а выражение философии народа, порожденной восприятием мира наших предков, а потому каждый завиток имеет значение.

Центральное место в экспозиции занимает работа, которая является ярким примером современного направления декоративно-прикладного искусства. Это роскошный гобелен «Танец дружбы», созданный в 1985 году фантазией и руками известного художника, заслуженного деятеля культуры РК Мурата Калкабаева. Как объяснила экскурсовод Елена Кондратьева, будучи монументалистом, автор пробовал себя в живописи, графике, скульптуре, мозаике, но прославился своими работами из шерсти.

У создания этого шпалера есть своя история. Люди старшего поколения помнят, что летом 1985 года в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, гостями которого стали 26 тысяч человек из 157 стран. Его эмблемой стал пятилистный цветок со стилизованным графическим изображением голубя в центре (реализация сувениров с его изображением принесла СССР 450 млн рублей чистой прибыли).

Мурат Калкабаев не мог пройти мимо столь грандиозного события и посвятил ему свою работу. Рассказывая о мире во всем мире и дружбе народов, он использовал цветовую гамму «ромашки». Гобелен, сотканный из шерстяных ниток и люрекса, получился действительно монументальным: его размеры составляют 2,45 на 3,77 метра. На нем изображены фигуры пяти кружащихся в танце юношей и девушек в пестрых нарядах посреди цветущих полей, окруженных горами. Они — будущее планеты, на которой нет места войне и раздорам, страданиям и горю. Небесную высь делят птицы и самолет. Прошло почти 40 лет с момента создания шпалера, но идея, заложенная в нем, и по сей день не утратила актуальности.

— Это яркий пример того, как история влияет на художника, — подчеркнула сотрудница музея.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Фото Александра МАРЧЕНКО