Древнетюрский след

904

Археологии открывают белые пятна истории. В Бухаржырауском районе обнаружено ритуальное захоронение боевого скакуна. Находка датируется ранним средневековьем.

Речь идет о могильнике Белагаш, который расположен в 12 километрах к юго-востоку от одноименного села на вершине высокой горелой сопки, на правом берегу пересохшей речки Аксу. Памятник был открыт в 2010 году экспедицией КарГУ им. Е.А. Букетова под руководством Виктора Варфоломеева. В нынешний летний полевой сезон его стационарно исследовал археологический отряд областного историко-краеведческого музея.

Как отмечают историки, погребальное поле состояло из четырех каменных курганов. Диаметр самого большого — 13 метров, высота — 90 сантиметров. В центральной части после вскрытия каменной насыпи исследователи обнаружили надмогильную конструкцию подовальной формы, сложенную из плоских крупных камней и вытянутой по линии «запад — восток». Разумеется, могила оказалась пустой. Как и две другие поменьше. Лишь в одной из них на уровне материка лежали разрозненные кости животных.

— Изначально на центральном сооружении была обнаружена большая западина — грабительская воронка, — объяснил руководитель полевых исследований Адиль Макен.

Почему же археологи пришли к выводу, что Белагаш — ритуальное захоронение? Все дело в четвертом кургане, представляющем собой каменную насыпь диаметром 6 метров и высотой 40 сантиметров. На дне могильной ямы глубиной 1 метр покоились кости лошади, сложенные в ее центральной части. Это свидетельствует о культе коня, который был распространен среди кочевников в период с раннего железного века по раннее средневековье. Как правило, скакунов хоронили рядом с хозяином, который являлся представителем верхушки общества. Кроме того, исследователи отмечают, что этот культ подразумевает погребение не только лошади, но и набора конского снаряжения. И действительно, рядом с костями лежало одно железное стремя с железным ременным распределителем, одним бронзовым наконечником и застежкой. С бронзой — понятно, но что касается железа… Каким образом эти изделия дошли до нас в такой сохранности, учитывая высокую коррозийность металла? Ответ на этот вопрос дал А. Макен:

— Могильник очень интересен в архитектурном плане. Центральная погребальная камера была вытесана из скальника. Остальные сооружения выложены из этой же породы и капитально забутованы.

То есть древние строители предусмотрели все, чтобы избежать попадания влаги в камеру, возводя могилы на возвышенности и тщательно законопатив все отверстия.

Что же касается белагашского стремени, то они дают историкам пищу для размышлений.

— Тюркская тематика — белое пятно в нашей археологии, потому что такие находки весьма редки, — подчеркнул руководитель исследований.

В аннотационном отчете полевой экспедиции отмечается, что, согласно схеме российского историка Сергея Неверова (Алтайский государственный университет, г. Барнаул), стремена такого типа были максимально распространены на горном Алтае, в Туве и особенно Хакасии, на территориях, являвшихся центрами ранних государственных объединений,  — Древнетюркского и Уйгурского каганатов. Их появление связывается с оснащением тяжело бронированных всадников-копейщиков. Этот тип имеет большое допустимое напряжение в сечении подножия, дужки и ушка. Вместе с тем арочная форма дужек являлась тогда одной из наиболее крепких.

— Время распространения таких экземпляров обычно определяется VII-IX веками. Среди изделий конского набора первые стремена с прямоугольным выступом для крепления путлища (ремень, на который привешивается к седлу стремя. — Прим. редакции) появляются во второй половине VI-VII веков, что соответствует эпохе Первого Тюркского каганата. Так, в погребении могильника Кудыргэ эти изделия обнаружены в одном комплексе с монетами 575-577 годов. На востоке такие изделия обнаружены в культуре Чаатас (среднее течение Енисея). Стремена имеют схожий способ оформления крепления путлища и датируются VI-IX веками, — объяснили в музее.

Как отмечают исследователи, на территории Восточного и Юго-Восточного Казахстана подобные пластинчатые стремена вряд ли встречаются позднее VIII/IX-X веков, что объясняется появлением в это время их новой формы у карлуков и кимаков.

— Таким образом, в связи с тем, что в IX-X веках на сопредельных с Центральным Казахстаном территориях распространился новый тип железных стремян, считаем возможным датировать белагашский экземпляр в пределах VII-IX веков, — пришли к заключению археологи областного музея.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА