Home Новости Культура Башкирский поэт с казахским сердцем Кашафутдин Шахмарданулы

Башкирский поэт с казахским сердцем Кашафутдин Шахмарданулы

Говорят же, что в нашей жизни ничего случайного не бывает. В 2000 году, прогуливаясь по Караганде, я увидел магазин «Букинист». Решил туда зайти. Среди множества книг на полке в глаза бросилась небольшая книжечка под названием «Татары» (Алматы, «Білім», 1998). Наугад открыл одну страницу, как оказалось, 74-ю. Увидел название родного Каркаралинска. Заинтересовавшись, начал читать весь текст.

Вот что там было написано:

«Без оглядки был влюблен во все казахское мулла Каркаралинской мечети и мударрис (заведующий) медресе при ней Шахимардан Кашафутдин. Воспитанник знаменитого медресе Марджани в Казани, он всю жизнь посвятил просвещению казахского народа. Более того, навсегда вошел в казахское литературное наследие, написав на казахском и татарском языках около 80 поэтических произведений на фольклорной основе. О просветительской и творческой деятельности Кашафутдина одобрительно отзывался сам великий Абай».

С этих строк началось мое исследование судьбы Кашафутдина, просветительскую и творческую деятельности которого, как написано в книге, оценил Абай Кунанбаев.

Ученик Шихабутдина Марджани

Кашафутдин Шахмарданулы (Кашшаф ад-дин ибн Шах-и-Мардан) родился 2 января 1863 года в деревне Сулюково Мензелинского уезда Уфимской губернии.

Отец его Шахмардан Гибадуллаулы (1834-1917) был довольно состоятельным земледельцем в селе, занимался пчеловодством. В семье Шахмардана было много детей. Старший сын Кашафутдин с детства отличался ясным умом, открытым характером, рано научился читать. Юношей он едет в Казань, где поступает в медресе татарского мусульманского богослова, просветителя Шихабутдина Марджани. Там учится 9 лет. Ш. Марджани, увидев в ученике талант, поручил ему подготовить к публикации и издать рукопись своего большого труда под названием «Хизамат ал-уаваши». Кашафутдин с честью справляется с этой задачей (книга эта вышла в свет в Казани, в типографии М. Чирковой в 1889 году). Об этом имеются сведения в книге «Сборник статей, посвященный 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г.» (Казань, Татарское книжное издательство, 2015).

Учитель

В каком году, точно не знаю, но после окончания медресе Кашафутдин, выдержав экзамен в духовном управлении мусульман в Уфе и получив оттуда указ на преподавательскую деятельность, едет в далекий Каркаралинск.

Так начался новый этап жизни Кашафутдина в незнакомом городе, где со временем он приобрел славу великолепного учителя. О его педагогической деятельности в газете «Терджиман-Переводчик», которая издавалась в Бахчисарае, 12 апреля 1891 г. вышла такая заметка:

«Из г. Каркаралинска. Халилулла Бикметев передает нам, что имам и мудеррис г. Кешаф-Эддин Шахмердан оглу, приняв в своем медресе за начальное руководство новый учебник «Ховадже-и-Субъян», достиг поразительных успехов: 8-10-летние мальчики после четырехмесячного обучения освоились с чтением и письмом, так что могут писать, что слышат, и разбирать всякую книгу и рукопись. Все это было удостоверено экзаменом детей».

Педагогической деятельности Кашафутдин отдал долгие годы. Например, 17 апреля 1917 года состоялось заседание Совета отдела Семипалатинского педагогического общества. Решался вопрос: кого из совета представить кандидатом уездного начальника Каркаралинского уезда. Среди присутствующих на заседании членов отдела каркаралинцев значится «К. Шагимарданов».

Поэт

С какого возраста Кашафутдин начал заниматься поэтической деятельностью, выяснить не удалось. Но судя по изданным его книгам, все свои произведения башкирский поэт написал в Каркаралинске. С пятнадцатью его книгами мне удалось ознакомиться в фонде редких книг и рукописей Национальной библиотеки РК.

Мне всегда было интересно: изучал ли кто-нибудь творчество поэта? Оказалось, да. В 2003 году на тему творчества Кашафутдина в Казахском национальном университете защитил кандидатскую диссертацию житель Алматы Зейнулла Бекмурзаевич Салкинбаев.

«Кашафутдин Шахмарданулы написал 27 книг, в которые включено около 100 произведений. Основной идеей автора является призыв к познанию Бога и духовно-нравственному воспитанию молодого поколения… К. Шахмарданулы известен и как собиратель и издатель казахских пословиц и поговорок, например, это сборник «Ахуал», – говорит З. Салкинбаев.

Нашел я сведения о поэте Кашафутдине в пятом томе «Казахской советской энциклопедии» (Алматы, 1974). Там указано, что он – казахский поэт. Приведены и названия некоторых его произведений.

Также интересные сведения почерпнул из книги «Казахское книжное дело в документах и материалах: (XIX – начало XX)». На странице 18 написано:

«В этой связи особо следует отметить деятельность казахского книгоиздателя Кашафутдина Шахмарданова, который выпустил в этой типографии 26 книг (речь идет о типографии «Наследники М.А. Чирковой. – Е.М.). Все они вышли в течение трех лет (1897-1899 гг.) К. Шахмарданов был прекрасным знатоком казахской и восточной литературы. Он издал поэмы, сказания и легенды, написанные им самим на сюжеты восточных сочинений, а также немало собственных произведений, пронизанных идеями просветительства.

В книгах «Кел, балалар, окылык китабы» («Давайте, дети, учиться»), «Минез» («Характер») звучат призывы к молодому поколению учиться, овладевать знаниями и культурой, бороться за справедливость. В некоторые свои книги и переводы К. Шахмарданов включал отрывки из сочинений Абая и других казахских просветителей».

Знаком был Кашафутдин и с башкирским поэтом Акмуллой (1831-1895), человеком, оставившим след в поэзии татарского, башкирского и казахского народов. Кашафутдин приобрел у Акмуллы складной стул, который был сделан руками самого поэта. Его он подарил вышедшей замуж сестре Бибисалихе. Сейчас этот стул хранится в музее Акмуллы в Уфе.

Имам

Кашафутдин Шахмарданулы проработал несколько лет и имамом татарской мечети Каркаралинска. 10 октября 1913 года на Оренбургском магометанском духовном собрании ему выдали указ (№ 17065) на то, чтобы он был имамом хатибом и мударрисом. А 13 декабря Семипалатинское областное правление утвердило его имамом татарской мечети.

Сохранилось в архивах несколько документов периода работы Кашафутдина имамом. Так, например, 6 октября 1916 года он пишет рапорт Каркаралинскому уездному начальнику:

«Указного муллы Каркаралинской татарской мечети Кашафетдина Шагимарданова

Рапорт

Представляя при сем приговор прихожан вверенной мне мечети, проживающих в гор. Каркаралах от 5 с. октября, об избрании муэззина при мечети, – имею честь покорнейше просить Вашего Высокоблагородия о представлении к утверждению на эту должность избранного Каркаралинского мещанина Мухамед-Увасиля Хасенева Юсупова, вполне соответствующего к получению звания муэззина по всем правилам шариата и оправдающего доверие прихожан. Октября 6 дня 1916 года.

Имам К. Шагимарданов» (Документ ЦГА РК)».

В Центральном государственном архиве Республики Казахстан и Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан хранятся метрические книги татарской мечети г. Каркаралинска за 1915, 1916 и 1917 годы, которые вел имам Кашафутдин Шахмарданулы.

Имя Кашафутдина обнаружил я и в списках присяжных заседателей по Каркаралинскому уезду на 1911, 1913 годы (Газета «Семипалатинские областные ведомости»).

Семья

Спутницей жизни Кашафутдина стала девушка из Каркаралинска по имени Хасана. Отец Хасаны – Закижан (Закиржан) Бекметев – был мещанином.

Удалось выяснить имена детей Кашафутдина. Это сыновья Мамдух (1898 г.р.), Мансур (1902 г.р.) и дочери Масхуда (1892 г.р.), Масрура и Мабрура (1915 г.р.). Возможно, были и другие дети, о которых неизвестно.

В Каркаралинске семья жила в деревянном доме, состоящем из четырех комнат. Из документа Центрального государственного архива РК узнаем, что землю для строительства дома в размере ¼ квартала Кашафутдин приобрел за 50 руб. 51 коп. на торгах, которые состоялись 16-20 мая 1905 года. Построив дом, Кашафутдин возле него возвел сад, где росли деревья.

Из списка домохозяев города Каркаралинска видим, что в 1908 году Кашафутдин уже жил в построенном доме. Рядом находился дом некой Малике, которая носила фамилию Кашафутдина. Кто такая Малике, выяснить не удалось. В 1912 году хозяйкой дома значится почему-то жена Кашафутдина Хасана, каркаралинская мещанка.

В ходе поисков на родине Кашафутдина нашел человека, который изучал его судьбу. Им оказался поэт, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член Российской академии гуманитарных наук, краевед Дамир Хайруллович Гарифуллин (1939 г.р.). Он, оказывается, еще в советские годы искал следы поэта в Каркаралинске, переписывался со старожилом Хафизом Валитовым. Дамир Хайруллович составил и генеалогию Кашафутдина. Оригинал письма, который получил из Каркаралинска в далеком 1976 году от Хафиза-аксакала, он выслал мне. Вот что написано в этом письме о герое этого повествования и его семье:

«Я учился у муллы Кашафутдина примерно в 1912-1915 годах. Если не забыл, то он был человеком выше среднего роста, светлокожим, голубоглазым, с рыжей бородой. Во время моей учебы у него ему было, возможно, лет 47-50. Жена его Хасана была смуглой женщиной. Дочка Масхуда (у нас ее звали Маскатай) в 1916-1919 годах работала учительницей в русской школе. Я 1-3 классы учился у нее. Ей было примерно 24-26 лет. Были у Кашафутдина сыновья Мамдух и Мансур. Мамдух и дочка Масхуда, как и отец, были светлокожими и голубоглазыми, а Мансур, как мать, был смуглым.

Если не забыл, это было в 1916-1917 годах, Мамдуха забрали в солдаты. С 1920 года про Кашафутдина, его жену и детей ничего не знаю: что с ними случилось и куда они ушли…»

В ходе работы в архивах удалось найти кое-какие сведения о детях Кашафутдина. Например, в государственном архиве Карагандинской области нашел список членов Каркаралинского профессионального союза служащих и рабочих, составленный 14 мая 1920 года. Сын Кашафутдина Мансур Шагимарданов значится в списке Следственной комиссии. Председателем был Евгений Жучков. В графе, где должна быть запись о числе членов семьи старше и младше 12 лет, ничего не написано. Предполагаю, что тогда он еще не был женат. Имя Мансура встречается и в именном списке допризывников города Каркаралинска, родившихся в 1902 г. Из этого документа узнаем, что он родился в 1902 году, а в августе 1920 года находился в Семипалатинске.

О дочери Кашафутдина Масруре в Центральном государственном архиве РК сохранилась такая информация. В декабре 1916 года она обратилась с прошением к начальнику Омского почтово-телеграфного округа о допущении ее к изучению почтово-телеграфной службы и об определении затем на должность почтово-телеграфного чиновника VI разряда.

О Масруре нашел информацию и в газете «Сарыарқа» за 1917 год. Собирали деньги, чтобы помочь некоему Аскару Садыкову. Причина сбора не написана. В списке, кто выделил деньги, идет и Масрура Шахмарданова.

Потерянный след Кашафутдина

Вот уже долгие годы занимаюсь поисками потомков Кашафутдина. Все попытки их отыскать оказываются тщетными. Почему же его дети и потомки не остались в Каркаралинске? Или на них было давление советских властей, когда шла борьба с духовенством, и они покинули Каркаралы?

Ответ на этот вопрос находим в воспоминаниях жителя Каркаралинска Мукана Табулдина, 1898 г.р. По его воспоминаниям, умер офицер или солдат белой гвардии, и Кашафутдин отказался его обмыть и похоронить, поэтому его сняли с должности имама.

«Это было, по-моему, в конце 1919 года. Куда после этого он уехал, не знаю», – пишет Мукан-аксакал.

Есть еще одна неподтвержденная версия, что Кашафутдина убили. Видимо, после этого случая семья Кашафутдина уехала из Каркаралинска и скрыла свои следы. В 1939 году в документах снова мелькает имя Кашафутдина. Кто-то обращается в Каркаралинск с просьбой выдать справку на сына Кашафутдина по имени Махмут (предполагаю, что это сын Мамдух, имя которого переделали на Махмута. – Е.М.). И вот председатель городского совета Оспанов 20 декабря выдает справку такого содержания:

«Выдана данная справка на бывшего жителя города Каркаралы Шахмарданова Махмута. Причина – что данный человек на самом деле родился и вырос в Каркаралы. Отец его Шахмарданов Кашшап (в народе Кашафутдина звали Кашшаф мулла. – Е.М.) был крупным муллой, державшим мечеть и медресе… В настоящее время Махмут Шахмарданов не проживает в Каркаралы.

Поэтому и выдается данная справка» (документ из ГАКО).

Предполагаю, что обращение в Каркаралинск не было просто так, а на Махмута были гонения. Об этом свидетельствует следующий документ. 2 декабря того же 1939 года, чтобы выяснить личность Махмута, был допрошен житель Каркаралинска Гайнутдин Сабитов, 1872 года рождения. Инспектор милиции Каркаралинского района Оспанов задает вопрос, знает ли он родившегося и жившего в Каркаралинске Махмута. На что Г. Сабитов отвечает, что отец Махмута (написано Макмет. – Е.М.) Кашшаф в молодости приехал в Каркаралинск, женился, был муллой, открыл медресе, где обучал детей. Сам он, оказывается, в 15-летнем возрасте получил у него религиозные знания и стал муллой. Также Сабитов сообщает, что Кашшаф несколько лет был имамом татарской мечети.

«В 25 лет я уехал в город Семей. После этого куда делся Кашшаф, я не знаю. Был у него маленький сын Макмет, где он и чем занимается, не знаю», – заключил Г. Сабитов.

Жаль, что не написано, откуда пришло письмо в Каркаралинск и кто просил справку.

Очень надеюсь, что отыщутся потомки Кашафутдина и прольют свет на историю семьи после отъезда из Каркаралы.

Ерлан МУСТАФИН,

краевед

г. Каркаралинск

Фото предоставил Дамир Гарифуллин

Exit mobile version