Это сегодня Лидия Малярова – владелица уникальной экзотической выставки в Темиртау, которая насчитывает более пятидесяти видов тараканов, пауков, скорпионов и других членистоногих. А ведь всего лишь три года назад она жила в столице и работала парикмахером. Как люди меняют размеренную жизнь на служение необычному хобби?
«Кто там?»
– 25 лет я жила и работала в Нур-Султане. Три года назад познакомились в интернете с Сергеем, все бросила и приехала к нему. Любовь – она такая. Судьба. Находясь уже у него дома, услышала, что кто-то шебуршится. Спросила: «Кто там у тебя?», и он показал мне свою коллекцию. И все. Пришлось мне их полюбить. Но не так, конечно, сильно, как его, – смеется Лидия.
Признается, что ее первая реакция была нормальной, так как она и в повседневной жизни, до встречи с будущим супругом, всегда спокойно относилась к насекомым.
– На руки я, конечно, никого не брала. Но сейчас – да. Страха или отвращения у меня к ним нет. Некоторые негативно реагируют на наших питомцев, мол, мерзость. Но мы на таких людей не обижаемся, потому что восхищенных посетителей все-таки больше. Кроме того, надо понимать, что содержать террариум – это колоссальный труд. Нужен особый уход, чтобы все были красивенькими, чтобы ничего не завелось у них, покормить, напоить. Здесь и особый температурный режим – у всех теплые полы, в зимний период мы питомцев еще дополнительно согреваем. Уровень влажности также важен, особенно для тропических животных, например для палочников, сколопендр и скорпионов, – объясняет Лидия.
Рука помощи от государства
Она рассказала, что начать свое дело смогли благодаря участию в проекте «Бастау Бизнес».
– У мужа всегда было желание открыть выставку. Как у любого коллекционера, была мечта показать это кому-нибудь. От знакомых я узнала о проекте, обратилась в Темиртаускую палату предпринимателей, отучилась, представила свой проект и выиграла грант. На эти деньги мы приобрели оборудование и смогли воплотить мечту в реальность. Примечательно, что все аквариумы для террариума Сергей мастерит сам, своими руками. В целом же участие в этом проекте – отличная мотивация и стимул двигаться дальше, ведь победа окрыляет. Сейчас потихоньку облагораживаем наш террариум и строим планы на будущее, – поделилась Л. Малярова.
Возвращаясь к питомцам, она рассказала о своих любимчиках. Это гигантские тараканы с экзотическим названием «архимандрита тесселята». Имен собственных у них нет, потому как в террариуме их большое количество и придумывать имена, да еще и запоминать, кто есть кто, – затея не из лучших.
Тараканы – любимчики и ее супруга. Обитают они во всем мире, кроме Антарктиды и Арктики, и их разнообразие очень велико. Например, некоторые имеют необычный цветовой окрас – ярко-желтый или с металлическим отблеском.
Как все начиналось
Насекомыми Сергей увлекся еще в раннем детстве.
– Наш отец был профессиональным рыбаком. И мы с братом на все лето уезжали с ним – он ловил рыбу для рыбхоза. Мне тогда было лет пять-шесть, и время проводили на природе – в степи, лесу, у озер и речек. Тогда и проникся животным миром. Будучи уже школьником, я держал дома все, что можно было купить или поймать самому, – хомячков, крыс, черепашек. В десять лет много читал про гадюк. Знал про них почти все, в том числе и как они опасны. Тогда, соблюдая все правила и меры осторожности, я поймал гадюку и принес ее домой, – рассказывает он.
Отмечает, что его мама тогда в обморок не упала, а наоборот, поддержала сына. Гадюка поселилась в их доме в террариуме, а ухаживала за ней именно она.
– Мама – очень хороший человек, разделяла наши увлечения. Никогда не запрещала, как многие родители, которые то переживают за свой ремонт, то за то, чтобы не было в квартире запаха, и так далее. Более того, весь уход за питомцами ложился на ее плечи – мы же были детьми, поинтересовались, и все. А мама ухаживала, кормила, поила. Большое спасибо ей за это, она внесла определенный вклад в мое становление. Наверное, если бы не она, такой любви к насекомым у нас с братом не было бы, – считает С. Маляров.
При этом показывает на стены, которые увешаны экзотическими сухими пауками, кузнечиками, скорпионами, бабочками в рамках за стеклом.
– Я больше люблю живых, а брат увлекается засушенными. Некоторые экспонаты из его коллекции ранее были его питомцами, жили у него. А в моей коллекции в основном все выведенные, почти со всего мира. Это все окультуренные потомки когда-то выловленных в природе особей. Их разводят уже десятки лет. В основном – российские киперы (люди, занимающиеся уходом за животными). Но в Казахстане киперство тоже начинает развиваться. «Природников» у меня немного – это несколько видов скорпионов и ящериц-гекконов. Все они обитают у нас, в Казахстане, а некоторые люди даже не знают, что они у нас водятся, удивляются, – продолжает Сергей.
Про яд и сенсацию
Говоря о скорпионах, коллекционер рассказал, что в мире немного специалистов по этим насекомым. В частности, это Виктор Фет, кандидат биологических наук, преподает биологию в университете Маршалла (Западная Виргиния, США) и в научных целях интересуется систематикой и эволюцией скорпионов, автор многочисленных научных публикаций, и Франтишек Коваржик, чешский арахнолог. Они и провели ревизию скорпионов. Объездили Узбекистан, Таджикистан. Для полноты картины Сергей сам собрал по три членистоногих в девяти районах нашей страны и отправил их к ним в Москву. Ученые будут определять виды, и, скорее всего, Казахстан пополнит свой список новыми скорпионами. Кто знает, возможно, наша страна на пороге своеобразной сенсации.
Самый ядовитый в коллекции Маляровых – клоп-хищнец. Если, например, скорпион, поймав добычу, вводит ей яд, то жертва может еще около получаса двигаться. А от яда клопа-хищнеца жертва обездвиживается сразу же, моментально. Для человека же его яд не смертелен, но очень токсичен – сильно опухает место укуса, поднимается температура. В общем, лучше этого клопа избегать. Живности со смертельным для человека ядом в террариуме нет. Например, пауки-птицееды – ядовитые, но их яд не такой уж токсичный и сравним с пчелиным или осиным.
Сергей объясняет, что если и будут в коллекции смертельно ядовитые особи, то от них обезопасит бронированное стекло. Тем более что большинство посетителей – дети. Кроме соблюдения техники безопасности, для работы с ядом, согласно закону, необходимо специальное разрешение уполномоченных органов.
– Хотя, – признается Сергей, – разнообразия хочется. Например, показать бы людям гадюку, щитомордника.
Глядя страху в глаза
На вопрос о том, случались ли из террариума побеги, наш собеседник отвечает отрицательно. За этим следят очень серьезно. Только если какой мелкий таракашка, который только родился, просочится в щель. Но они в нашем климате не живут – в террариуме-то у них особые, специальные условия, а за его пределами они быстро погибают.
– А вот дома бывало, что пауки сбегали. Когда кормили, не до конца закрыли крышку, наутро проснулись – она открыта, паука нет, жена в шоке, – смеется Сергей. – Смотрим, а он на шторе сидит. А так у киперов сбегало очень много живности – и змеи, и ядовитые скорпионы, и пауки с очень токсичным ядом. Всякое бывало.
Не скрывает коллекционер и стоимость своих подопечных: маленькие змеи стоят 40-50 тысяч тенге, большие – 200-300 тысяч, пауки-малыши – около 5 тысяч тенге, взрослые – 30-40 тысяч, тараканы же – по 2-3 тысячи каждый. Что касается своей коллекции, то признается, что не подсчитывал ее стоимость, но, предположительно, свыше миллиона тенге.
Говорит, что страшного в их выставке ничего нет. Многие родители пускают детей посмотреть, а сами даже не подходят. Приходится объяснять, что террариум – это как телевизор. Подходите, смотрите. Никто не выпрыгнет, не вылезет, не укусит.
– Со страхом надо бороться, глядя ему в глаза. У нас в Казахстане есть выставка пауков алматинца Рашида Бараева. Она с психологическим уклоном – коллекционер ведет лекцию, рассказывает о пауках, дает их в руки. Очень многие благодаря этому избавились от своей фобии. У страха глаза велики: когда смотришь – страшно, а когда посадят питомцев на руку – они пушистые, как кошка, очень невесомые, мягкие, приятные, – уверяет Сергей.
Мечты и планы
Семья Маляровых хочет показать свою коллекцию и в других городах Казахстана. Ведь она уникальна и не имеет аналога во всей стране.
– Начать хотели бы с областного центра. Но все дело в помещении. Темиртау – город небольшой, и у нас нет такого потока посетителей, чтобы мы имели возможность заплатить 300-500 тысяч тенге за аренду площадки в соседней Караганде. В настоящее время через палату предпринимателей написали ходатайство областным властям. Просим оказать содействие в выделении арендного помещения по приемлемой цене. Были бы очень благодарны, если бы местные власти оказали нам поддержку. Тогда мы с удовольствием привезли бы свою коллекцию, чтобы ее смогли увидеть как можно больше людей, – подытожила чета Маляровых.
Фото Александра МАРЧЕНКО
г. Темиртау