Не слово, а суть

1624

Осталось всего лишь несколько дней до референдума, на который вынесен вопрос, согласны ли мы с поправками в Конституцию республики. В эти оставшиеся дни хотелось бы поделиться с читателями «Индустриалки» своим мнением. Во-первых, потому что сам являюсь давним читателем и почитателем газеты. А во-вторых, потому что именно в эти дни более четко стал представлять необходимость дружеского обсуждения и разговора по душам о том, зачем пойду голосовать.

Мне важно быть не наблюдателем, а действующим лицом. Да, конечно, в процессе разработки поправок я непосредственно не участвовал, их формулировали специалисты, эксперты. Однако эти формулировки рождены из недр самого нашего общества, то есть они воплотили в себе идеи, предложения, претензии, точки зрения большого числа наших граждан. В каждой из этих поправок – результаты жарких споров, наблюдений, попыток решения назревших проблем управления государством и обществом.

Надеюсь, что большинство жителей региона знают о существе вносимых изменений в Конституцию. Мне же представляется очень важным поделиться вот какими соображениями: мы шаг за шагом идем к своей мечте – справедливому государству, в котором комфортно жить всем и которое мы обязаны построить сами. Вот к чему изменение в избирательной системе, которое будет закреплено в Основном законе страны. Она станет смешанной: пропорциональное представительство по территории единого общенационального избирательного округа и избрание депутатов по одномандатным территориальным избирательным округам. Что это означает? То, что я могу проголосовать за политическую партию и помочь ей делегировать своих представителей в Парламент. И еще: в одномандатном округе выбрать своего представителя на конкурентной основе, который будет отстаивать мои интересы как гражданина в законодательном органе.

Мало того, впервые предложена норма, которая позволит мне поставить вопрос об отзыве депутата, не оправдавшего доверие. От моего голоса, от моей позиции теперь будет зависеть, насколько работоспособным и ответственным будет Парламент. Одновременно это означает и мою ответственность и серьезность намерений, а не простое обывательское созерцание того, что происходит в высших сферах власти, дескать: «А оно мне надо?» Теперь не просто надо, а чрезвычайно нужно.

Из этого же разряда и новое качество высшего конституционного «арбитража» – преобразование Конституционного совета в Конституционный суд. Скажете, какая разница? Одно лишь слово поменялось. Нет. Не только слово, а сама суть. Этот орган теперь будет наделен бóльшими полномочиями, чем прежде, в решении спорных вопросов о правоприменении конституционных норм. Более того, к нему я теперь могу апеллировать лично как физическое лицо, как гражданин. И суд обязан будет рассмотреть мой иск в части нарушения моих гражданских прав, данных Конституцией. На мой взгляд, это – чрезвычайно прогрессивное изменение.

Просто призываю вас: почитайте еще раз поправки, вникните в них.

Вилен МОЛОТОВ-ЛУЧАНСКИЙ,

руководитель Научно-экспертной группы областной АНК,

доктор медицинских наук,

профессор