Home Главные новости Самое главное в работе педагога – безграничное терпение и любовь

Самое главное в работе педагога – безграничное терпение и любовь

За 25 лет работы с особенными детьми у педагога-дефектолога Светланы Паркановой ни разу не возникло желания уйти из специальной школы-интерната № 6 Караганды в общеобразовательную. На вопрос «Почему?» отвечает, что все дело в отношениях. Учителю здесь приходится отдавать гораздо больше, чем просто знания, но и в ответ он получает не только признательность, но и большую любовь и доверие.

Радовать успехам учеников

– Когда входишь в класс и видишь эти глаза, чувствуешь, как радостно дети тебя встречают, когда они добиваются своих маленьких, но трудных побед, к которым ты тоже причастна, – эти ощущения ни на что не променять, – признается педагог. – Да, в работе с детьми с особыми образовательными потребностями очень много сложностей, но тем радостнее для нас их достижения. Особую гордость я испытываю, когда бывшие воспитанники становятся полноценными членами общества, получают профессию, заводят семьи. Многие из них держат с нами связь и рассказывают, как складывается их жизнь. Именно для этого мы с коллегами трудимся.

Светлана Парканова родилась в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. В шестилетнем возрасте отец перевез семью в Караганду, чтобы устроиться на работу на шахту. В детстве она мечтала стать юристом. Но когда пошла в школу, встретила свою первую учительницу, которая стала детям второй мамой. И собеседница так хотела быть на нее похожей, что решила тоже стать педагогом. Правда, успела сделать попытку свернуть с намеченного пути и после школы поступила в вуз на техническую специальность, чтобы продолжить дело отца и пойти работать в шахту. Но быстро поняла, что это – не ее путь. Поступила в Саранское педагогическое училище и осуществила свою детскую задумку.

Скорректировать и адаптировать

После рождения дочери Светлана пошла устраивать ее в детский сад, где заведующая увидела диплом педагога и тут же предложила ей поработать в дошкольном учреждении, так как с кадрами тогда был дефицит. Она согласилась, однако предупредила, что поработает год, а потом уйдет преподавателем в школу. Но осталась воспитателем аж на 15 лет.

В 90-е годы садики в Караганде массово закрывались, воспитатели не могли найти работу по специальности, и так педагог волею судеб попала в специальную школу-интернат № 6. В этом учреждении живут и обучаются дети с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями, аутизмом, синдромом Дауна. Главная задача преподавателей – коррекция отклонений, освоение адаптированной школьной программы и социализация особенных воспитанников.

– Сначала не представляла себе, как работать с такими детьми, – признается педагог. – Но меня почему-то к ним тянуло. Я сравнивала их с малышами из детского сада и понимала, что у многих из них мышление остается на уровне дошкольников, да и восприятие окружающего мира тоже. Поэтому они стали мне близки.

Конечно, поначалу ей было очень тяжело – приходила домой и плакала в подушку от чувства бессилия. Сильно переживала, не хватало опыта, иногда она не знала, как вести себя в той или иной ситуации.

– Все-таки наши дети особенные, один и тот же диагноз может проявляться у них совершенно по-разному, поэтому каждый требует индивидуального подхода, – говорит Светлана Парканова. – К счастью, мне помогали опытные коллеги – открывали секреты общения, чтобы я шаг за шагом постигала профессию. Проработав год, поняла, что необходимо специальное образование, и тогда заочно поступила в университет на педагога-дефектолога. Получила диплом с отличием по специальности «Математика» и осталась работать в интернате. Тружусь здесь уже 25 лет.

Требуется свой подход

Особенностей у детей специальной школы-интерната много, их все нужно учитывать. Прежде всего непредсказуемое поведение, которое они не могут контролировать – например вспышки агрессии или возбудимости, крики. Опытный педагог уже знает, что может спровоцировать ребенка, и старается не давать повода для этого. Кого-то нужно подойти и крепко обнять, помочь успокоиться, кого-то уговорить или отвлечь разговорами, на некоторых действует строгость или порицание.

Свой подход требуется и в учебном процессе. Так, ученики десятого класса школы-интерната постигают программу на уровне четвертого-пятого класса общеобразовательной школы. В каждом классе еще есть деление на три группы по уровню восприятия информации. Одни схватывают на лету, других нужно направлять, а третьи не справляются без прямой помощи учителя. Им нужно как можно больше наглядности, много повторений, интерактивные задания. Бывает, что ребенок достигает какого-то уровня и дальше уже не может развиваться в силу своих особенностей. Есть такие, которые за учебный год постигают только сложение простых чисел, считают на пальцах или на линейке. Некоторые в старших классах только учатся читать.

– Но и это уже большое достижение и для них, и для нас. Мы этим гордимся, и каждая маленькая победа дает надежду на лучшее. Главное – не опускать руки, а работать с каждым. Ведь у них тоже есть таланты: наши дети участвуют в творческих и музыкальных конкурсах, побеждают в них. Поэтому самое главное в нашей работе – безграничное терпение и любовь, – делится Светлана. – Наши воспитанники видят в нас не просто учителя, который дает знания по предмету, – мы для них и друг, и мама, ведь у нас много ребят из детских домов и неблагополучных семей.

А ведь кто-то из них никогда не знал родительского тепла, кого-то бросили, предали, плохо обращались. Для таких детей нужно не просто провести урок – они нуждаются в любви, ласке.

– И они возвращают эту любовь с лихвой, – рассказывает педагог. – Утром я захожу в школу, а ребенок уже бежит навстречу и не просто здоровается, но расспрашивает: «Как здоровье? Как вы сегодня спали? Как дела у вашей дочки?» И от этого наворачиваются слезы на глаза. Становится понятно, что ты на своем месте, потому что нужна им.

Светлана СВИЧ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Exit mobile version