Театров музыкальной комедии на пространстве СНГ — великое множество. Тогда как творческий коллектив Караганды — единственный в Казахстане, работающий в жанре оперетты и мюзикла. У него богатая история — труппа дает спектакли в 50-й раз и в следующем году будет праздновать полувековой юбилей.
— Театр создавался в 1973 году в Темиртау для благоприятного досуга рабочих Казахстанской Магнитки. Но когда вышел за рамки и обрел большой профессиональный потенциал, в 1981 году было принято решение перевести его в областной центр. Специально было построено великолепное здание с репетиционными и производственными помещениями, — рассказал руководитель Карагандинского академического театра музыкальной комедии, заслуженный деятель Казахстана Амантай Ибраев.
Первый театральный сезон открыло произведение Исаака Дунаевского «Вольный ветер». На сегодняшний день в репертуаре КАТМК — более 300 постановок: оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные комедии, водевили, балет.
Кто-то может задаться вопросом: как можно говорить об уникальности, если помимо этого в стране действуют Государственный республиканский академический уйгурский театр музыкальной комедии им. К. Кужамьярова и Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии? Руководитель КАТМК, нисколько не умаляя их достоинств, объяснил, что они существуют в узконаправленном формате.
— Этот жанр присущ только нашему театру. Мы гордимся тем, что являемся не просто лидерами, а его единоличными представителями. Мы культивируем, пропагандируем оперетту и мюзикл, — подчеркнул Амантай Ибраев.
Не останавливаясь на достигнутом, руководство коллектива в свое время создало новые направления деятельности, уникальные в своем роде. Гастролируя по разным городам и странам, коллектив постоянно берет на вооружение что-то новое и интересное, отвечающее запросам карагандинского зрителя. Причем не только взрослого. Для самых маленьких — от года до трех лет — был создан Радужный зал по принципу «театр на подушке».
Кроме того, при КАТМК действуют детские коллективы, которые по праву называют гордостью нашего региона — студии ростовых кукол, «Буратино», балета. Многие выпускники последней продолжили обучение на профессиональном уровне. Немаловажно, что дети занимаются бесплатно. Не это ли пример ответственного отношения к вопросам воспитания подрастающего поколения, раскрытия его творческого потенциала и привития, что называется, с младых ногтей любви к высокому искусству?
— Мы стараемся все веяния, существующие на мировом пространстве, привносить в нашу структуру, делая более доступным, привлекательным и узнаваемым наш жанр — подчеркнул руководитель театра.
Для решения кадрового вопроса еще со времен Темиртау стала обычной практика подготовки будущих звезд сцены на базе Карагандинского колледжа искусств им. Таттимбета. Как было отмечено, 99 процентов штатного творческого коллектива состоит из его выпускников. Специальные дисциплины преподают действующие артисты.
Их воспитанников выступают не только на сценах театров Карагандинской области, но и Астаны, Алматы, России. Анна Серикова блистает в Санкт-Петербургском «Мюзик-холле», Серик Аукатов — ведущий солист Казахского национального театра оперы и балета им. Абая, Юрий Щерботкин — Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского.
Все постановки Карагандинской музкомедии пользуются успехом. Настоящим ее украшением называют заслуженного деятеля РК Елену Филинкову (лирико-драматическое сопрано), дипломанта международного фестиваля Анну Беспалову (лирико-колоратурное сопрано), дипломанта международного фестиваля «O-FEST» Дарью Пивень (сопрано).
Амантай Ибраев руководит театром с 1998 года. Впервые переступив порог КАТМК в 1994 году, он, как никто другой, знает, что пережил коллектив в условиях становления молодой республики и чего достиг за эти 22 года.
— Был очень тяжелый период. Потом, как и обещало руководство страны, наступили благоприятные времена. Динамичное развитие всей сферы началось в 2000-м, который был объявлен Годом поддержки культуры. Благодаря этому начала расширяться гастрольная деятельность, были проведены капитальные ремонты объектов с обновлением технического оборудования, — рассказал он.
Коллектив театра вышел на новый профессиональный уровень и получил возможность самостоятельно решать многие организационные вопросы, свободу в выборе репертуара и приглашения ведущих артистов, постановщиков и дирижеров мира. Более того, расширяя границы своей деятельности, он не стал ограничиваться зарубежными гастролями и участием в творческих показах.
Буквально позавчера стартовал XI открытый Международный фестиваль оперетты и мюзикла «DosStar», в котором принимают участие гости из Астаны, России, Беларуси, Италии, Бельгии. В начале декабря вновь ждут гостей из-за рубежа — на Международный фестиваль «Кукляндия», традиция которого была заложена в 2019 году.
— Тем самым мы подчеркиваем, что жители нашего региона могут гордиться достижениями в области культуры и искусства, — объяснил Амантай Ибраев.
У театра свой зритель. За что его любят? За шарм, оптимистичность и всеутверждающее чувство любви и радости жизни. Каждая постановка — праздник, заставляющий забыть об обыденности.
Мадина ОСПАНОВА
Фото Александра МАРЧЕНКО