Home Главные новости Почему в Караганде необходимо увеличить стоимость проезда

Почему в Караганде необходимо увеличить стоимость проезда

Восемьдесят тенге – такую сумму карагандинцы платят за проезд в общественном транспорте вот уже десять лет. Сейчас автопарки ведут переговоры с местными властями о повышении тарифа. По мнению перевозчиков, это позволит снизить нагрузку на бюджет города и области.

В Караганде работают семь автопарков. Они обслуживают 45 городских и 8 пригородных маршрутов. В прошлом году перевозчиками в общей сложности было закуплено 146 новеньких автобусов, большинство из которых собраны на заводе ТОО «QazTehna» в Сарани. Сто единиц приобрел один из крупнейших автопарков региона.

– Назначение наших автобусов можно различить по цветам. Зеленые – для внутригородских маршрутов, синие – для пригородных. За прошлый год мы перевезли свыше 66 миллионов пассажиров. Совокупный пробег автобусов превысил 35 миллионов километров, растет регулярность движения транспорта. А количество нареканий на его работу уменьшается. В 2023-м в наш адрес зафиксировано 130 жалоб. Для сравнения: в прошлые годы звонков и гневных постов в соцсетях набиралось до 60 в месяц. Значит, качество сервиса улучшается. Не последнюю роль сыграло и внедрение системы ONAY!, – говорит директор ТОО «Автобусный парк № 3» Артур Григорян.

Для пишущей и снимающей братии он провел мини-экскурсию по предприятию, показал линию диагностики. Ее можно сравнить с кабинетом терапевта, где четырехколесный «пациент» проходит общий осмотр. Здесь определяют, нужна ли ему «госпитализация» или обойдется профилактическими процедурами. Если, к примеру, автобус отправили на плановый или текущий ремонт, то после этого он снова возвращается на линию диагностики для проверки. Артур Григорян отмечает, что сейчас транспорт ломается реже. Это связано с тем, что автопарк за последние несколько лет заметно «омолодился». Средний возраст машин – около 10 лет.

– В 2019, 2022 и 2023 годах закупили 225 новых автобусов. Всего машин – 448. То есть обновлено порядка 50 процентов транспорта. Ежегодно поднимаем зарплату водителям. В среднем она составляет более чем 400 тысяч тенге. Труд у них, сами знаете, тяжелый. Работают по 10-12 часов в день. Для них создаем условия. Есть у нас и общежитие для иногородних. На данный момент нам не хватает 50-60 водителей, – рассказывает директор ТОО «Автобусный парк № 3».

Есть на предприятии и специальный класс, куда приходят заниматься студенты КарТУ имени Абылкаса Сагинова. Здесь они изучают принцип работы автобусных узлов и агрегатов. Имеется в автопарке и свой так называемый мини-завод, в который входят 17 цехов. Тут ремонтируют и обслуживают двигатели, коробки передач, мосты и т.д. Кстати, агрегаты перед ремонтом «принимают» горячий душ и к мастерам поступают уже чистыми. Котельные автопарка работают на сжиженном газе. А на случай перебоев со светом есть резервный автономный электрогенератор. К слову, у предприятия есть еще несколько филиалов: в Актасе, Майкудуке, Шахтинске и на Юго-Востоке. В целом автопарк занимает площадь 23 гектара. А трудятся в нем чуть более 1 тысячи человек.

Отметим, водителей не хватает не только третьему, но и пятому автопарку. Туда требуются порядка 40 человек. По словам перевозчиков, одна из причин дефицита кадров – категория D1.

– Ее получали водители микроавтобусов (до 16 мест). Чтобы иметь категорию D, нужно несколько лет отработать по D1. А теперь-то и микроавтобусов почти не осталось – негде опыта набраться, – объясняет Артур Григорян. – Эту проблему нужно решать на законодательном уровне. Сейчас уже многие пишут обращения в соответствующие инстанции. Необходимо упростить получение категории D.

Если говорить о повышении тарифов, то, по подсчетам перевозчиков (учитывая затраты на зарплату водителям, амортизацию, ГСМ и другие), реальная цена за проезд – 320 тенге.

– Такая сумма складывается, если не включать в тариф субсидии автопаркам, – поясняет Темирлан Талдыбаев, заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ, ПТ и АД г. Караганды. – А в прошлом году они составили 13 миллиардов тенге при потребности 18,5 млрд. Повышение тарифа будет всесторонне изучаться. Он не превысит общереспубликанский уровень. Во многих городах оплата колеблется от 100 до 120 тенге.

По словам Темирлана Талдыбаева, ежедневно на линию выходит 400 автобусов, это около 87% от планового показателя. Обновление автопарков позволило возобновить движение по маршрутам №№ 31 и 65, которые заезжают в микрорайон «Трилистник». Также запущены три новых направления – №№ 48, 20 и 63. В часы пик пересмотрели расписание автобусов в Майкудук и Пришахтинск.

– Что касается Пришахтинска, там продлили вечерние рейсы. По 145-му маршруту последний заезд у нас в 22.20. Добавлены на линию автобусы №№ 45 и 145. На данный момент у нас 90 единиц подвижного состава, в прошлом году его обновляли. Также начинаем строить хостел для иногородних водителей. Как было сказано, нам не хватает 40 человек, если перейдем к двухсменной работе, то потребуется 80, – сообщил Максат Альсенов, генеральный директор автопарка № 5.

Кирилл ВАСИЛЬЕВ

Фото Александра МАРЧЕНКО

Exit mobile version