Получившим этот статус предоставляются определенные льготы. Карантинные реалии продолжают диктовать свои правила. Одним из них стало внедрение проекта по определению эпидстатуса граждан. С начала этой недели в Караганде приостановлена деятельность всех предприятий и организаций вне зависимости от форм собственности, не участвующих в нем. Имеются и исключения, например продуктовые магазины и супермаркеты. Однако QR-коды появились и у входа в некоторые из них, что вызвало негодование у жителей областного центра. Для чего они там? Давайте разбираться.
Итак, исключением стали центральные госорганы, акиматы, правоохранительные органы, организации здравоохранения, СМИ, продуктовые магазины, аптеки и организации жизнеобеспечения. Кроме того, вне проекта «Ashyq» допускаются проведение строительных работ, деятельность промышленных предприятий, оказание бесконтактных услуг – автомойки; ремонта автомобилей, бытовой техники, часов, телефонов, компьютеров, обуви; швейные ателье, прачечные, химчистки, изготовление ключей, услуги по принципу «дом быта», деятельность цветочных магазинов, фотосалонов, туристических компаний, бизнес-центров. Вошли в этот список и страховые компании, услуги адвоката, нотариуса, бухгалтера и консалтинга, агентства по недвижимости, рекламные агентства, судебные исполнители, обменные пункты, ломбарды, банки и отделения АО «Казпочта».
Откуда же тогда взялись QR-коды у входа в некоторые супермаркеты и продуктовые магазины? Все просто: любые торговые объекты могут участвовать в проекте в качестве добровольцев. Это не запрещено. То есть некоторые предприниматели сами проявляют инициативу и внедряют проект «Ashyq» на своих объектах. Причин несколько: кто-то хочет обезопасить себя и своих сотрудников от возможного контакта с больными коронавирусом, а кто-то стремится получить статус «Лидер «Ashyq», который позволит торговой точке получить определенные льготы. Например, ежедневно работать на несколько часов дольше, а значит, и получать больше прибыли.
Что же за новшество – статус «Лидер»? На этот вопрос нам ответил эксперт региональной палаты предпринимателей Игорь Кветинский.
– Есть определенный алгоритм и критерии присвоения данного статуса. Его получают те объекты бизнеса, у которых наибольшее количество регистраций посетителей по QR-коду – «чекинов» (от английского check-in – регистрироваться). Список участников проекта для присвоения статуса «Лидеры «Ashyq» формируется местными исполнительными органами – акиматами.
Предоставление им сведений обеспечивает Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК – выгрузка данных в двухнедельном разрезе. Список участников проекта с присвоенным статусом размещается на сайте акимата и действует также две недели, – рассказал И. Кветинский.
Предпринимателю, получившему данный статус, предоставляются определенные льготы – находясь в «красной» зоне, он может работать по условиям «желтой», а в «желтой» – по условиям «зеленой». В «зеленой» и «темно-красной» зонах им дополнительно продлевается режим работы на 2 часа и увеличивается заполняемость объекта на 10%. Кроме того, при вакцинации первым компонентом не менее 90% работников (персонала), за исключением лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания, переболевших лиц в течение последних трех месяцев, увеличивается заполняемость объекта на 20%.
– Есть и критерии присвоения статуса «Лидер» – градация по количеству фиксаций посещений. Так, например, у торгово-развлекательных центров, торговых домов и рынков в городах республиканского значения должно быть свыше 50 000 «чекинов» за 2 недели, в областных центрах и городах областного значения – свыше 25 000, в районных центрах и других населенных пунктах – свыше 10 000. В парикмахерских, салонах красоты и по оказанию услуг маникюра, педикюра, косметических и косметологических услуг – свыше 500, 300 и 200 «чекинов» соответственно. Бильярдные клубы, боулинг-, СПА-центры, отели, гостиницы – 1000, 500, 150 посещений за две недели и так далее, – продолжил эксперт палаты предпринимателей.
Помимо «лидеров», в «Ashyq» появилось понятие «недобросовестные участники», которых местные исполнительные органы могут исключать из проекта. Поводом для этого могут быть одно или несколько оснований. Например, выявление мониторинговой группой подтвержденных фактов нарушений требований к участию в проекте или в случае, если в течение двух недель на объекте не было проведено минимального числа посетителей по QR-коду. Тогда предприниматель будет исключен из проекта сроком на 1 неделю, при повторном нарушении – на 2 недели и при третьем – на 1 месяц. Официальный список недобросовестных участников для деактивации QR-кода отправляется на электронную платформу InfoКazakhstan.kz.
– Но и в этих случаях есть исключения. Если у предпринимателя была серьезная причина и его объект просто не функционировал эти две недели – по болезни или производился ремонт, например, то местные исполнительные органы могут рассмотреть его случай индивидуально, – объясняет Игорь Кветинский.
Подробно вышеописанные алгоритмы и критерии указаны в постановлении главного государственного санитарного врача РК от 29 июля 2021 года № 33 «О внедрении проекта «Ashyq» на объектах предпринимательства». Ознакомиться с ним можно в свободном доступе в интернете.