Целебная музыка

423

Саксаул вместо скакуна, кобыз в роли наездника, мифические духи в виде красной песчаной бури, исцеление людей с помощью музыки — все эти легенды плотно переплелись с исторической реальностью нашего края.

В Улытау расположен мавзолей знаменитого баксы (шамана), знахаря, ясновидящего и кобызиста Койлыбая. Предания гласят, что он исцелял людей от недуга с помощью своего музыкального инструмента. А исследователи сходятся во мнении, что он был одним из крупнейших баксы после Коркыта — тюркского поэта-песенника, композитора X века, создателя кобыза, акына, сказителя, покровителя поэтов и музыкантов.

Согласно исследованиям казахского ученого, археолога, востоковеда, историка и известного собирателя казахского фольклора Алькея Маргулана, Койлыбай являлся наследником древних огузско-кыпчакских традиций шаманства. Он отмечал, что баксы относился к Коркыту как к покровителю, учителю, мастеру и защитнику. Кроме того, А. Маргулан писал, что он постоянно играл на кобызе у реки Жыланшик, поэтому позднее народ назвал ее рекой Койлыбая.

Высоко оценивал способности Койлыбая и казахский ученый, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель Шокан Уалиханов. В своих трудах он называл его духовным наставником и покровителем всех баксы. Описывал ученый и то, что Койлыбай родился в конце XIV века, а широкое признание в роли известного баксы получил в первой четверти XV века.

В народе существует фраза: «Кобыз Койлыбая», ассоциирующаяся с баксы. Согласно народным сказаниям, однажды знахарь выиграл байгу (скачку), выставив в качестве ее участника не коня, а свой кобыз. Победу он получил благодаря своему джинну Кокаману, который представлялся людям в виде красной песчаной бури.

«Привязал свой кобыз Койлыбай на саксаул, став участником соревнований. Вдалеке начала виднеться пыль. Койлыбай, взяв в руки меч, стал напевать мелодию. Внезапно подул сильный ветер, началась буря. Вскоре среди бури стали виднеться скакуны. Впереди всех был кобыз Койлыбая, привязанный на саксаул. Таким образом, Койлыбай стал обладателем главного приза», — гласит легенда.

В другой известной легенде  повествуется, как подвластные Койлыбаю джинны во главе с джинном Надиром Шолаком смогли спасти своего хозяина от войска албасты. Это женские демонические персонажи в мифологии тюркских народов. Обычно представляются в виде обнаженной уродливой женщины с длинными распущенными желтыми волосами. Иногда их образ дополняли третий глаз и длинные когти. Промышляли они истреблением маленьких детей и рожениц…

В наши дни жизнь и наследие Койлыбая до конца не изучены. Считается, что до нас дошел лишь один кюй мастера игры на кобызе — «Сарын». Однако точных доказательств, что он принадлежит Койлыбаю, нет. Историки продолжают поиск других его произведений и исследования его биографии.

Мавзолей Койлыбая расположен в 20 километрах к югу от мечети Дулыгалы, в 90 км к западу от села Улытау. Вот уже на протяжении нескольких веков он считается святым местом, является объектом паломничества и занесен в карту сакрального Казахстана.

Наталья ФОМИНА

Улытауский Район