13 апреля 2021 года 988

Знание не стареет никогда

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Ыбырай Алтынсарин прожил недолгую, всего 48 лет, но насыщенную жизнь. Его имя навсегда вписано золотыми буквами в историю Казахстана. Выдающийся педагог, фольклорист, ученый, этнограф и писатель заложил основы светского образования в Степи.

Если говорить современным слогом, то трудовой путь в качестве педагога Ыбырай Алтынсарин начал в достаточно молодом возрасте - на пороге своего 20-летия. После окончания школы при Оренбургской пограничной комиссии в 1857 году он работал переводчиком. Но годы учебы не прошли даром. Знакомство с русской культурой, осознание важности роли образования породили в нем желание принести как можно больше пользы своему народу, и юношеская мечта о просветительской деятельности стала делом жизни.

Благодаря своей дальновидности, невероятной работоспособности, подходу к образовательному процессу и подбору материала он по праву является основоположником теории обучения и воспитания детей и педагогической мысли Казахстана.

Но вернемся в те далекие времена. После долгих хлопот в 1860 году Ы. Алтынсарину все-таки удалось покинуть Оренбург. Ему поручили открыть начальную школу в Тургае и преподавать в ней русский язык. Без средств, без помещения и учебной литературы это было нелегким делом. К тому же местные власти отнеслись к этой затее без особого энтузиазма. Более того, педагога по призванию назначали на самые разные должности - помощником судьи, судьей, помощником начальника, и.о. начальника уезда.

В письме своему другу Николаю Ильминскому, впоследствии получившему известность как ученый-востоковед, он писал: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».

Параллельно с этим, в томительном ожидании своего часа, он объезжал аулы, разъясняя населению значение светского образования, агитировал на выделение средств. В конце концов ему удалось собрать сумму, необходимую для строительства школы и создания интерната. Ее торжественное открытие состоялось восьмого января 1864 года. Первыми учениками стали 16 мальчиков.

Через несколько дней начальник Оренбургского укрепления сообщил оренбургскому и самарскому генерал-губернатору: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя содержится весьма хорошо и чисто. Быстрые успехи киргизских воспитанников в самое короткое время подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

Сам же воодушевленный просветитель отмечал: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-то трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить свободно и получат достойное образование. Стараюсь всеми силами подействовать на их нравственность, чтобы они впоследствии не стали взяточниками».

Был период, когда он сошел с выбранного пути. В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя. Затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, был судьей, принимал участие в выборах волостного и аульных старшин. Как гласит история, это время он посвятил борьбе со взяточничеством и родовой враждой, пытаясь вывести на корню ставшие обычным делом при выборах подкупы и злоупотребление властью. Конечно же, это вызвало сопротивление заинтересованных лиц. Пылая «праведным» гневом, баи строчили на него жалобы в областное правление, военное губернаторство, Министерство внутренних дел. Суть всех обвинений сводилась к нарушению правил выборов, предусмотренных «Временным положением» от 1868 года. Более того, он восстановил против себя родственников. Случилось так, что на должность управителя Араказагайской волости Николаевского уезда претендовали два двоюродных брата Ы. Алтынсарина. Тот в свою очередь посоветовал не выбирать ни одного из них и добился, чтобы эту должность заняло третье лицо. Обиженные баи попытались добиться его отстранения от службы и в одном из кляузных писем, отправленных в Оренбург, даже назвали его социалистом.

В 1879 году его назначили на должность инспектора школ Тургайской области, которая охватывала части Актюбинской и Оренбургской областей, а также территорию нынешней Костанайской. Его целью стало увеличение числа новых школ и училищ. Он посвятил немало времени поиску средств на эти цели, не уставая доказывать начальству, что на этом нельзя ни в коем случае экономить. «Школы - это главные пружины образования казахов. На них, и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа», - писал просветитель в 1871 году.

Приложив все свои усилия, Ы. Алтынсарин добился многого. Это открытие четырех двуклассных центральных русско-казахских, женского, ремесленного училищ, двух училищ для детей русских поселян, пяти волостных школ, создание системы стипендий для обучающихся в гимназиях и университетах. Сложно оценить этот титанический труд, особенно если учитывать, что буквально на каждом шагу приходилось сталкиваться с непониманием, косностью мышления и элементарным равнодушием. Но эти трудности не стали препятствием. Следует отметить, что к организации школ и училищ он подходил с такой тщательностью, что некоторые из построенных им зданий сохранились и по сей день. Он продумывал мельчайшие подробности, начиная от образовательного процесса и заканчивая бытом учеников и учителей.

«…Главное теперь - устройство зданий, это основание всему. Если прочно, удобно и хорошо будут выстроены школьные помещения, соответственно всем учебно-воспитательным целям, так остальное, я считаю, в шляпе», - говорилось в его письме, адресованном Н. Ильминскому.

Там же он отмечал, что на своих учителей он смотрит «как на братьев, с которыми у нас все должно быть общее: и мысли, и желания, и материальные силы».

Началу литературной деятельности Ы. Алтынсарина положило написание первых учебников - «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия», составленная по аналогичному образцу произведений Льва Толстого и Константина Ушинского. За работу над ними он взялся ввиду такой насущной проблемы, как необеспеченность учебной литературой. Хрестоматию, вышедшую в свет в 1879 году, называют первой книгой для детей и народного чтения. Оба издания были напечатаны на казахском алфавите, созданном на основе русской графики. Ученый уже тогда понимал необходимость этого перехода, что лишний раз говорит о его прозорливости и таланте. Что касается хрестоматии, то она должна была служить, как подчеркивал сам автор, «непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным русским книгам, не противореча последним ни содержанием, ни алфавитом».

Кроме того, исследователи подчеркивают, что Алтынсарин заложил основы казахской письменной прозы. Его перу принадлежат прозаические произведения, связанные с жизнью и бытом казахского народа и с русской классической литературой. Это рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ» («Чистый родник»).

Но в памяти народной он навсегда останется как Первый учитель в Степи.

И знакомые всем со школьной скамьи строки:

«Давайте же, дети, учиться начнем

И знания светлые нити навек

В свою благодарную память вплетем!»

как нельзя лучше отражают его жизненную и гражданскую позицию.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Зажгутся новые таланты 06.05.2021

    Именная стипендия поможет покорить новые вершины.

    «У нас было счастливое детство. Наш отец был не только лучшим папой, но и выдающимся ученым, руководителем. Рядом с ним всегда было много людей: родных, коллег, соратников. Его неутомимая энергия, неподражаемая харизма, искренний смех магнетически притягивали всех».  Такими словами вспоминали покойного Димкеша Муканова дочери и близкие, приехавшие в шахтерскую столицу для присуждения именных стипендий десяти студентам Карагандинского университета имени Е.А. Букетова.

  • Связь поколений 06.05.2021

    Акция «Парта памяти» проходит в общеобразовательной школе № 2 Приозерска. В течение месяца организаторы будут рассказывать ученикам о героях Великой Отечественной войны и их подвиге.

  • Профессия - вожатый 30.04.2021

    Старые и добрые традиции надо не просто хранить, но и передавать следующим поколениям. Так, например, казалось, что институт «вожатого» давно забыт, но карагандинские педагоги решили не отказываться от такого важного направления в образовании. Более того, четвертый год в регионе проводится конкурс «Үздік тәлімгер».

  • Память из детства 30.04.2021

    Когда человечество еще не знало, что такое интернет, а наличием телефона могла похвастаться не каждая семья, почтовые карточки служили единственным способом поздравить родных и друзей с праздниками.

  • Дроны на службе 24.04.2021

    Сотрудники департамента по ЧС провели мастер-класс для студентов Карагандинского политехнического колледжа, ознакомив их с работой беспилотных летательных аппаратов.

  • Чемпионы Страниц 17.04.2021

    Читать произведения классиков так, чтобы у слушателя захватывало дух и он мог представить или почувствовать все то, о чем хотел рассказать писатель. Именно такую задачу ставит перед собой чемпионат «Страница», который зародился в России и вот уже несколько лет подряд проводится среди старшеклассников Караганды.

  • Роль семьи в профилактике кибербуллинга 16.04.2021

    На становление личности влияют различные факторы. Одним из главных и важнейших является семья. Семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Родители на личном примере прививают, воспитывают в ребенке уважение и любовь ко всему, что нас окружает. Учат не причинять вреда другому ни мыслью, ни словом, ни делом. Практикуют общечеловеческую ценность ненасилие. Благодаря личному образцу поведения родителей, ребенок учится думать о хорошем, смотреть на хорошее, слушать хорошее, говорить хорошее, делать хорошее. Учится тому, как относиться к окружающим: кого любить, кого избегать, с кем считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои эмоции, реакции.

  • Маленький, да удаленький 15.04.2021

    Осенью прошлого года cвой 65-летний юбилей отпраздновало одно из старейших дошкольных учреждений шахтерской столицы - ясли-сад «Гүлнұр». Типовое здание, в котором занимаются всего три группы, было построено в 1955 году.

     

Гид по вакцине против коронавируса