13 марта 2021 года 958

Эмоции в сторону

Ни для кого не секрет, что уравновешенные и последовательные родители, восхищающиеся ребенком, его открытиями, процессом познания мира, и показывающие собственным примером, как нужно заботиться о себе и ладить с окружающими, учат своих детей быть уверенными и самодостаточными. Это и является одной из миссий семьи.

 

Бесспорно, именно родители являются исключительной моделью поведения для ребенка, источником положительных и отрицательных эмоций, в которые ежедневно всматриваются маленькие глазки, идеализируя и копируя их поведение. Но становясь подростком, некогда послушный ребенок теперь пытается противостоять норме ценностей взрослых, и в этот самый момент возникает конфликт. У многих взрослых такие изменения в поведении ребенка вызывают стресс. Вряд ли можно найти людей, которые любят ссориться с детьми: это изнуряет и привносит в отношения негативный оттенок - разочарование, гнев, боль. У каждого человека бывают моменты, когда эмоции побеждают здравый смысл. Но важно понимать, насколько у взрослых налажен контакт с собственными чувствами, необходимость развития навыка «управления эмоциями».

Школа - это место, в котором эмоции ребенка проявляются или «прячутся» в зависимости от модели поведения в семье - насколько мама и папа или один из родителей способны управлять своими эмоциями. От неумения их контролировать страдает в первую очередь ребенок. Он чувствует, когда родители испытывают стресс, и принимает его на себя, терзаясь чувством вины: «Я стал причиной ссоры», «Если бы не я…» Важно не забывать, что травматический стресс - это болезнь, при которой человек не может жить полной жизнью в настоящем. Особенно опасен «токсический стресс» - негативные эмоции в течение длительного периода.

Психологи в составе школьной команды безопасности усиленно работают над профилактикой деструктивного поведения у детей «группы риска», которые в большинстве случаев не способны правильно справиться со своими эмоциями, так как не видели пример конструктивного реагирования на стрессовую ситуацию в семье. Но важнейшим открытием в психологии взаимоотношений является тот факт, что человек способен поменять свою жизнь, изменив отношение к ней. И в этих переменах нравственной целостности современное общество нуждается как никогда, особенно в вопросе воспитания детей.

Научившись управлять своими эмоциями, родители получают возможность положительного влияния на своих детей, не допуская, чтобы ситуация вышла из-под контроля. Ответственность за урегулирование конфликта, безусловно, берет на себя взрослый. Для этого необходимо овладеть специальными техниками регуляции эмоционального напряжения.

Контроль над эмоциями заключается прежде всего в том, чтобы не давать выплеснуться своим негативным впечатлениям и не терять самообладания в неожиданных критических ситуациях. У родителей есть склонность критически относиться или категорически отвергать все то, что они не понимают в поведении ребенка. Это отчетливо проявляется в их стремлении доказать детям, что они заблуждаются в своих чувствах. И если взрослые выбирают модель поведения, подавляющую выражение детских чувств и эмоций, то тем самым создают своеобразную «заглушку» для чувств ребенка.

 Вот перечень такого вида поведения, что порой допускают взрослые, подавляя выражение детских эмоций: обвиняют, читают нотации, дают советы без всякой надобности, наказывают без причины, унижают словами и поступками, жалеют по всякому поводу, высмеивают, берут на себя всю ответственность, высокомерно относятся, принижают их способности, перебивают или встревают в их разговоры.

И здесь важно помнить: подавленные эмоции накапливаются, выраженные - рассеиваются. Вот только несколько примеров, с помощью которых взрослым возможно установить с ребенком контакт, который бы вызвал выражение чувств, переполняющих вашего собеседника. Скажите: «Я могу понять, почему ты так сердишься». Внимательно вслушивайтесь в то, что говорите. Посочувствуйте: «Если бы я был на твоем месте, то, наверное, чувствовал бы то же самое». С помощью наводящих вопросов вызовите выражение чувства: «Как ты себя после этого чувствуешь?» или «Расскажи мне об этом еще…» Задавайте такие вопросы, которые подскажут ребенку решение его проблемы: «А что случится, если...»

Если ваши попытки в использовании некоторых из них окажутся безуспешными и не приведут к положительным результатам, то проверить правильность своих действий вам поможет следующий контрольный перечень:

«Я убедился, что не причинил ребенку никаких страданий».

«Я говорил с ним в тоне, не унижающем его достоинство».

«Ребенок почувствовал на себе мою любовь».

«Я способствовал тому, чтобы ребенок открыто высказал свое мнение».

«Я с уважением отнесся к своему ребенку».

«Я помог ему осознать цель его поведения».

«Я помог ему почувствовать свою значимость».

Эмоции людей имеют удивительное свойство - они передаются другим. Даже малейший «сбой» со стороны взрослых - раздражение или сомнение - может отразиться на вашей речи и мимике и спровоцировать ответную вспышку у подростка. Почувствовав вашу неуверенность, обвиняющий становится более уверенным в своей правоте. Практика показывает, что взрослые способны на раздражение, агрессию, срываются на грубые слова и повышают голос. Такое поведение неприемлемо при общении с детьми.

Безусловно, у каждого есть свои «рецепты» выхода из конфликта, успешные и не очень. Но задача родителей - искать ресурсные способы, которые помогут взрослому быть для ребенка примером - и в собственной борьбе с гневными эмоциями не «заразить» негативными чувствами ребенка, сохраняя спокойствие и уверенность, открытость и искренность, придерживаясь убеждений, что самым важным для вашего сына или дочери является понимание того, что они любимы и дороги.

Надежда СМЕЛЯНСКАЯ,
педагог-психолог КГУ «Гимназия № 1» г. Караганды

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под счастливой звездой 06.05.2021

    7 Мая для Казыбека Галиханова - не просто мужской праздник. Этот день для него, как и 15 февраля, несет особый смысл. Потому как он защищал Родину с оружием в руках на самых дальних ее рубежах.

  • Вызываю огонь на себя 06.05.2021

    Последний и самый трудный бой Виктора Шелудякова.

    В марте 1945 года советские войска добивали Курляндскую группировку противника, окруженную и прижатую к Балтийскому морю. Совсем рядом был Кенигсберг, однако взять его не удавалось - город защищали мощные фортификационные сооружения, ощетинившиеся пушками и пулеметами. Командованием прилагались большие усилия, чтобы вскрыть схему обороны фашистов. Тогда в ночь ушла группа разведчиков, в состав которой входил карагандинец Виктор Шелудяков. В сгущающихся сумерках растворилось сорок человек, вернуться из которых суждено было немногим...

  • Каждый на своем месте 06.05.2021

    Хочу поздравить руководство и творческий коллектив областной газеты с 76-летней годовщиной Великой Победы!

  • Под единым шаныраком 06.05.2021

    Если ты хочешь, чтобы тебя понимали, научись уважительно относиться к окружающим. В мини-центре «Балауса» Приозерска детей с малых лет приучают быть дружными и во всем помогать друг другу.

  • Когда засеребрится тополь 06.05.2021

    Аллея «Сарыарка» появилась на одноименном проспекте в областном центре. Коллектив медиахолдинга ТОО «Saryarqa Aqparat» принял участие в экологической акции.

  • «Ассалам алейкум» - значит мир 30.04.2021

    Вот уже четверть века первый день мая встречает казахстанцев одним из самых толерантных, добрых, теплых и светлых праздников - единства народа Казахстана. Впервые его отметили 25 лет назад - в 1996 году. Представители различных этносов Абайского района рассказали, как им живется все это время одной большой и дружной семьей.

     

  • Для глаз и души 30.04.2021

    В Жанаарке в преддверии Праздника единства народа Казахстана в парке им. Отыншы Баубекова открылась Аллея дружбы. Ее создание инициировано местными исполнительными органами, а также представителями различных этносов, проживающих в районе. Они посадили там саженцы.

  • Вторая Родина 30.04.2021

    Студент Медицинского университета Караганды, приехавший учиться из Индии, мечтает остаться жить и работать в Казахстане. Говорит, что ему сразу понравилась наша страна. За время учебы он полюбил снег, знает, где и у кого можно купить свежий кумыс, на трудные вопросы отвечает «Ойбай!», путешествует по разным городам нашей страны и с увлечением рассказывает легенды, окутывающие природные и культурные достопримечательности.

Гид по вакцине против коронавируса