11 марта 2021 года 3902

В поисках самобытности

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Премьера экспериментального театра «DUNAY» запланирована уже этой весной. Труппе пока даже негде репетировать, но уже известно, чем она будет удивлять зрителя.

Заядлые театралы сразу же догадаются, что автор идеи - руководитель Областного русского драматического театра, актер Дунай Еспаев. Еще в конце прошлого года у себя на странице в социальных сетях он разместил объявление о наборе юношей и девушек в возрасте от 21 до 25 лет. К потенциальным претендентам предъявлялись определенные требования: артистический талант, даже без наличия специального образования, соответствующий рост, хорошая физическая форма, широкий кругозор, умение играть на музыкальных инструментах.

Сам Дунай Амандыкович называет этот замысел, вынашиваемый много лет, авантюрой, издержками своих творческих исканий и поездок за рубеж.

- Как говорил Константин Треплев в пьесе Антона Павловича Чехова: «Нужны новые формы!» Я их ищу и не могу найти, - отметил он.

Во главе угла стоит вопрос: можно ли назвать современный казахский театр самобытным?

- Первый профессиональный театр был официально создан в 1926 году в городе Акмешите. Он объединил талантливых людей из числа ярких представителей зрелищных видов национального искусства. Например, айтыс - это сам по себе один из уникальных видов казахского народного творчества. Состязания акынов, словесные баталии на злободневные темы, музыкальность и поэтичность исполнителей всегда собирали немало зрителей. Вот и в театре сначала была импровизация. Тогда существовала такая форма представлений, как «открытый суд», где перед зрителями «наказывали» баев и других угнетателей народа. В «красных юртах» поднимали вопросы многоженства, неравного брака и других пережитков феодального строя. Но начиная примерно с 1931 года, в казахском театре появились первые выпускники Ленинградского театрального училища - профессиональные артисты, внесшие систему Константина Станиславского, которая подразумевает искусство перевоплощения. К ней позже добавился социалистический реализм, - рассказал театральный деятель.

С этого момента и вплоть до распада СССР невозможно было отличить один театр от другого. Лишь с приходом режиссеров новой формации система Станиславского постепенно расшаталась. Делая краткий экскурс в историю, Д. Еспаев тем самым объясняет, что театр не может быть прикованным к определенной схеме. Он должен работать вне рамок, быть свободным от всего. Ему не надо диктовать, что можно ставить, а что - нельзя. Именно поэтому актер и режиссер в конце концов созрел для поиска единомышленников и интересных направлений, методики, способа существования казахского артиста на сцене.

- Мне не обязательно, чтобы это были люди с театральным образованием. Важно, чтобы они были одаренными от природы, индивидуальностями, настолько гибкими внутренне, чтобы понимали меня с полуслова и реализовали себя на сцене. В принципе, у меня есть труппа, которая пойдет со мной и в огонь, и в воду. Это мои бывшие студенты, знающие мой характер и согласные на эксперимент, - рассказал собеседник «Индустриалки». - Это будет театр, который станет заглядывать в душу, заставлять воспринимать происходящее на сцене не эмоционально, а рационально. Хочу, чтобы наш зритель был думающим.

У театра «DUNAY» пока нет ни крыши над головой, ни декораций, ни денег. Его главное богатство - артисты, их разум, талант и сердца. Зато точно известно, что его премьеру откроет постановка поэтической драмы «Танакөз» по Мухтару Шаханову. То, что это будет нечто неординарное, - однозначно. Что именно? Подождем - увидим.

 

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Душа народа 22.06.2021

    Она выступала на одной сцене с оперной дивой Бибигуль Тулегеновой, звездой шоу-бизнеса Мадиной Ералиевой и знаменитым исполнителем народных песен Кайратом Байбосыновым. Студенткой пела перед генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Бижамал Нургалиеву ждала всенародная слава, если бы не любовь.

  • Просто о сложном 22.06.2021

    Столичный режиссер Талгат Теменов поставил на сцене Областного академического казахского драматического театра им. С. Сейфуллина спектакль «Арманым-Әселім» по повести Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке». Так коллектив завершил свой 89-й сезон.

  • Вперед к достопримечательностям 17.06.2021

    Пандемия, охватившая весь мир, дала шанс для развития внутреннего туризма. Путешественники открыли для себя красоты родного края, турфирмы получили возможность осваивать бизнес, а местные исполнительные органы смогут воплотить в жизнь проекты как национального масштаба, так и регионального уровня.

  • Артефакт эпохи 17.06.2021

    Деревянный стетоскоп, принадлежавший военному фельдшеру, стал очередным экспонатом месяца Темиртауского историко-краеведческого музея.

  • Дефиле с историей 15.06.2021

    Карагандинские художники приняли участие в единственной в Азии Международной ретроспективной выставке Евразийского союза дизайнеров, которая открылась в столице.

  • Завораживающая грация 15.06.2021

    Многим балет кажется зрелищем скучным, утомительным и непонятным. На самом деле утонченные, изящные па, арабески, фуэте рассказывают зрителям удивительные сказочные истории. Главное, услышать в мелодии действие и чувства.

  • Знания каждый день 10.06.2021

    Интересный формат ознакомления аудитории с историей Казахстана нашел областной историко-краеведческий музей. Речь идет о цикле ежедневных информационных публикаций. Проект реализуется в рамках 30-летия Независимости РК.

  • Мой Пушкин 10.06.2021

    В день рождения великого поэта, по праву считающегося основоположником современного русского литературного языка, во всем мире 6 июня отмечается Международный день русского языка.

Гид по вакцине против коронавируса