02 марта 2021 года 3957

Место силы

Автор: Бактияр КОЖАХМЕТОВ

Откуда произошел топоним «Улытау»? 

Ландшафты этого массива хранят в себе память о выдающихся исторических событиях и личностях. Ученые до сих пор ищут связь между Великими горами, разбросанными по миру и объединенными схожими преданиями. Сакральное наследие, колыбель нации - все это рядом с нами, в самом сердце страны.

Первая версия происхождения названия: «Великие горы» от слов «улы» (великие), «тау» (гора). Она рождена из понимания не только природного величия этой горной гряды, но и исторических личностей и выдающихся исторических событий, связанных с образованием Казахского ханства.
Когда говорят об Улытау, то в первую очередь говорят о старшем сыне Чингисхана – Жошы-хане, о правителе тюрков Алаша-хане, эмире Золотой Орды Едыге би, плите Темирлана, хане Токтамыше и о других чингизидах. Еще чаще, в устном творчестве, о том, что Улытау - первая столица и место образования Казахского ханства, позже, в тяжелые годы, - место объединения трех жузов.
Но все это малая часть истории края. Давайте зададимся вопросом: почему здесь захоронен правитель Алаш Орды Алашахан (VIII-IX вв.), именно здесь располагалась первая столица Золотой Орды, захоронены другие люди, чьи имена связаны с семьей Чингисхана? Почему эмир Темирлан - завоеватель Передней Азии, известный как Хромой Тимур и кокандский хан Абдаллах, - пожелал оставить память о своем пребывания в Улытау? В этом месте образовалось Казахское ханство, несколько раз объединялись казахские роды и племена, а в радиусе 40-60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау - расположились девять ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории.
Вполне возможно, степные правители знали, что Аулиетау, наивысшая точка Улытау, - это сакральная вершина, энергетику которой нельзя засорять обыденностью. Есть версия, что Аулиетау посещали в определенных целях и, возможно, в определенное время, чтобы провести ритуал очищения и получения благословения Творца. Косвенное подтверждение тому - народная молва о том, что у подножия Аулиетау находился центр шаманов, или «бақсылар ордасы».
Тогда это естественно, что правители хотели благосклонности и милости Всевышнего и потому стремились быть ближе к сакральной горе, чтобы с помощью шаманов обращаться к Тенгри.
Версия вторая: «Страна Бога». Согласно утверждениям знатока этнографии казахов Мырзатая Жолдасбекова, «Улы» с тюркского означало «Всевышний», «Бог», «Тенгри». Следовательно, Улытау – гора, достойная внимания Бога, место для общения с высшими силами. «Эта версия рождена из понимания ритуального архетипа: Улытау – это вершина, которой поклоняются, гора-Бог. И в этом контексте Улытау сопоставима с другими мировыми горами, которые являлись сакральными местами во многих культурных традициях: Фудзияма (Япония), Белуха (Алтай), Сулейман Тоо (Кыргызстан), Арарат (Армения), Моисеева гора (Египет), Сан-Франциско (США, Аризона)», - пишет в своих трудах археолог Эмма Усманова.
Устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сарыарки, но также ее «пупом», точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, ее вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой на тонком уровне. Это место связи и коммуникации человека и природы, сохранившейся до наших дней.
Горы Улытау живописны: березово-осиновые колки, разнотравные пастбища, многочисленные родники, речушки и озерца. Но все равно уступают по красоте Каркаралы, Баянаулу, Кокшетау. И, тем не менее, почему-то становятся объектом поклонения.
История сакрализации Улытау уходит в далекую древность. Подтверждение тому - археологические памятники вокруг горы: многочисленные стоянки эпохи камня и бронзы, ритуальные сооружения эпохи ранних кочевников - курганы с «усами», тюркские поминальные ограды, ритуальные каменные башни эпохи огузо-кипчаков, резиденции ханов кочевых орд, заповедные ханские территории и могилы исторических личностей и семи святых.
В феврале 2020 года наши сотрудники посетили город Бурсу (Турция), находящийся у подножия горы Улыдаг. Изучая историю этого топонима, поразились следующим совпадениям: гора одноименна с казахстанским Улытау (в средневековых источниках - Улытаг) и в переводе имеет тот же смысл.
Горы по форме одинаковы: две отдельно стоящие вершины и овальная ложбина.
У окрестности горы Улытаг захоронены исторические личности. Султаны Осман, Орхан, Баязет и Мурат, так же как и в Улытау - Жошы-хан, Алаша-хан, Едыге.
Город Бурса, что у подножия горы, является первой столицей турков, как и Улытау - Казахского ханства. И Улытаг, и Улытау считаются священными.
Для сохранения природы и памятников там создан заповедник «Ulydag». С этой же целью в Казахстане создан заповедник-музей «Улытау».
В легендах и мифах гору Улыдаг сравнивали с Олимпом, на вершине которого жил и правил великий и грозный Зевс, отец Геракла, вместе с ним восседали остальные мифические боги. Именно с этой горы, судя по мифам, все боги следили за Троянской войной.
Уллу-Тау (Россия, Кавказ, Кабардино-Балкария, ущелье Адыр-су, подножие Эльбрус) находится на территории национального заповедника «Приэльбрусье». Гора Уллу-Тау поражает своим величием и первозданной красотой. Это одно из самых чудесных и загадочных мест Кабардино-Балкарии. Название Уллу-Тау переводится как «Высокая», «Господь-Гора». Местные жители называют ее Божьей горой. Они убеждены, что Уллу-Тау, как антенна, обеспечивает им связь с Богом. Здесь и вправду чувствуешь себя, как в храме.
В 2010 году доктор исторических наук, археолог, профессор Виктор Федорович Зайберт более 20 дней изучал подножие вершины Аулиетау. На западной окраине села Улытау, на берегу речушки, находится поселение эпохи бронзы. На противоположном берегу расположен могильник. За могильником к западу есть родник «Гульсара-ана», которую местные считают лечебной, священной. От этого родника начинается подножие горы Аулиетау. Он указал на то, что это место с вышеперечисленными объектами идеально подходит для поклонения и проведения ритуальных обрядов племен, населявших в древности Центральный, Северный Казахстан и Южную Сибирь. Согласно мировоззрению племен эпохи бронзы (три тысячи лет назад) и более поздних племен, здесь присутствуют все элементы сакрального объекта. Поселение – «страна живых», могильник – «страна мертвых», гора – «страна Бога». Умершие, чтобы из «страны живых» пройти в «страну мертвых», должны пройти очищение через воду. Для этого между «странами» здесь протекает горная речка. Из «страны мертвых» в «страну Бога» на Аулиетау попадают только святые, которые должны пройти более глубокое очищение, то есть через более чистую воду, чем горная река, - это родник «Гульсара-ана». Он также присутствует между «страной мертвых» и миром Всевышнего.
Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.
Поклоняться Аулиетау приезжают не только из регионов Казахстана, но и соседних стран: Узбекистана, Челябинской, Омской областей России. В основном это люди, ищущие пути решения жизненных проблем, ответы на многие вопросы, возникающие в нашей жизни, пути развития и движения в вопросе мироздания и обустройства своей жизни.
Мы только рады, что для обновления жизненных сил все больше людей возвращается к традициям предков, великой колыбели, сакральным местам - неиссякаемому источнику силы, месту приобщения к священному.

Бактияр КОЖАХМЕТОВ,
директор
РГКП «Национальный
историко-культурный
и природный заповедник-музей «Улытау»
Фото из архива автора
с. Улытау

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Дыхание времени 30.04.2021

    Авторские правки и автографы повышают ценность документов

    В этом году исполняется 110 лет со дня рождения талантливого поэта, переводчика, драматурга, композитора Касыма Аманжолова. В областном государственном архиве находится на хранении его личный фонд, включающий порядка 70 дел за 1934-2006 годы.

  • Дорогами предков 30.04.2021

    Оказавшись здесь, иначе осознаешь историю своего народа

    Кого-то всерьез заботит вопрос о том, существует ли жизнь на других планетах. Более приземленных интересует начало рода человеческого и его дальнейшее развитие. Чтобы понять это хотя бы отчасти, необходимо посетить Шетский район, а точнее Талдинский археологический парк, где всего в 90 километрах от областного центра сосредоточены памятники эпохи камня, бронзы, раннего железного века, средневековья и этнографической современности.

  • Мода на народное 30.04.2021

    Приданое невесты имеет большое значение для каждой девушки и ее родителей. Во все времена у разных народностей, выдавая дочь замуж, семья старалась обеспечить ее как можно лучше.

  • Язык мой, друг мой 27.04.2021

    Что является объединяющим фактором общества?

    Организации, оказывающие услуги населению, как государственные, так и частные, не уделяют должного внимания развитию казахского языка. К такому выводу пришли мониторинговые группы, состоящие из специалистов - ономастов и филологов. Вопрос, который считается по праву одним из приоритетных, был обсужден на ZOOM-конференции, прошедшей под председательством заместителя акима области Абзала Нукенова.

  • С трепетом в сердце 24.04.2021

    В Караганде появится обелиск педагогам-участникам Великой Отечественной войны. Его установят в Октябрьском районе, которому присвоено имя Алихана Букейханова. Также в сквере на проспекте Абая увековечат память общественного деятеля, почетного гражданина Караганды Султана Досмагамбетова. Бюст заслуженного работника образования планируется презентовать в сентябре этого года. Об этих и других планах стало известно во время онлайн-совещания по вопросам реализации программы «Рухани жаңғыру», в котором принял участие заместитель акима области Абзал Нукенов.

  • Меценат из Каркаралы 24.04.2021

    Впервые имя купца Халилуллы Бекметева я услышал, когда только начал заниматься краеведением. Проходя мимо большого деревянного дома, мне было интересно узнать о его хозяине: кем он был, чем занимался? Вдобавок ко всему легенды, сложенные об этом человеке, будоражили мое воображение. На помощь пришли архивные документы и воспоминания потомков.

  • Учитель, наставник, патриот 20.04.2021

    Стипендию имени А. Ермекова учредят в Карагандинском техническом университете. Также руководство вуза хочет обратиться к Министерству культуры и спорта с предложением о финансировании съемок полнометражных документального и художественного фильмов о жизни и трудовом пути первого казахского профессора математики.

  • Украинский шлях в Ботакаре 20.04.2021

    Перебираю  папки  личного архива. И чего тут только нет про поселок Ботакара на берегу Нуры! Здесь и записи бесед со старожилами, их письма, выписки из старых книг, газет, документов разных архивов. Затронут ряд житейских занятий  столетие назад…

Гид по вакцине против коронавируса