13 октября 2020 года 2904

Легенда о небесном коне

Автор: Юлия ПУЛИНА

Небольшое село Терисаккан славится своими табунами. Пожалуй, этот аул единственный в евразийской степи отмечает древний праздник бие байлау, уходящий корнями глубоко в тысячелетия. Местное население испокон веков передает легенду о том, как их далекие предки, благодаря коню, избежали гибели и нашли свой дом в живописной долине.

 

Самое интересное, что часть этой истории прослеживается не только в мифах: рисунки небесных жеребцов часто встречаются среди наскальных изображений - петроглифов, датируемых ранним бронзовым веком.

Наскальные гравюры Казахстана представляют собой величайшее сокровище, оставленное далекими предками, и служат незаменимым источником для понимания далекого прошлого.

Местечко Теректы Улытауского района знаменито своими камнями и гладкими скалами, на которых выбиты петроглифы. Основные композиции - изображения жеребков-айгыров и жеребых кобыл. До сих пор скальные выходы Теректы с нанесенными петроглифами являются местом поклонения паломников и издревле считались святилищем - аулие.

Мифологию древних рисунков, выбитых на гранитных скалах в урочище Теректы, иногда объединяют с древними обрядами коневодов. Из поколения в поколение в Терисаккане передавалась малоизвестная сегодня история о том, как большой род кочевников, чудом избежав гибели, нашел здесь свой дом. Их спасителем стал конь Акбоз. Ежегодно в начале мая в Улытауском районе устраивается праздник - сватанье жеребца. Праздничные обряды коневодов - бие байлау, айгыр косу и кымыз мурындык - внесены в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Не исключено, что корни его уходят как раз в эпоху бронзы.

Интересный и очень поэтичный пересказ легенды предлагает известный казахстанский археолог, старший научный сотрудник Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау», эксперт Национального казахстанского комитета ЮНЕСКО Эмма Усманова, которая несколько лет назад побывала в Терисаккане на празднике коневодов.

Из глубины веков

Впечатленная этнофестивалем Терисаккана и услышанной от местных жителей легендой о небесном коне, Эмма Радиковна решила переложить историю на свой лад. И вот она.

В одном кочевом племени в апреле родился жеребенок белого цвета. Сынши - прорицатель и знаток коней - заметил его сразу. По тому, как он держал голову, как свое копытце ставил, и по тому, что родился в апреле, - быть ему резвым и своенравным. Рядом с матерью, рыжего цвета кобылицей, белый жеребенок казался белоснежным облачком.

«Как от солнца рожденный, видимо, само небо нам его подарило - быть ему хорошим скакуном и вожаком», - подумал сынши и назвал жеребенка Акбоз.

Однажды приснился ему странный сон, что черно-синяя туча, похожая на зайца, закрыла полнеба, у батыра сломался меч, порвалась тетива лука, упал шанырак юрты на безжизненную землю. А потом на горизонте появилось белое облако, похожее на коня, и стало вытеснять тучу с неба, открыв пространство для живительных солнечных лучей.

И понял сынши, что это сон-предупреждение. Значит, предстояла его роду тяжелая зима Года синего зайца. Значит, быть великому джуту - а это гибель скота и людей. Но ведь сон заканчивался благополучно благодаря облаку, похожему на коня. Взгляд сынши упал на табун, который пасся на джайлау. «Облако - это наш Акбоз», - подумал он. И разгадал сон так: айгыр, родившийся в апреле от кобылы масти кула, спасет его кочевой род.

С наступлением осени предстояло начать перекочевку на зимнее пастбище, но возвращаться на старое кыстау не стали. Лето было засушливым, а значит, трава недостаточно напиталась влагой, чтобы прокормить зимой скот. Надо искать новое место для зимовки. Но все зимние пастбища уже давно были поделены между родами. Все кыстау были заняты, а забрать чужое зимнее пастбище означало нарушить степной закон. Где же найти то благословенное место, где можно пережить жестокую зиму, спасти скот и род от верной гибели? Сынши слышал еще от дедов, а те от своих дедов, что там, где мощной грядой стоят Великие горы Улытау, есть река, особенная, единственная, что течет на север. Впадает она в другую реку, а та в другую, воды которой достигают Великой соленой воды, омывающей землю. И получается так, что капля воды, рожденная в степи, кочуя из реки в реку, растворяется в волнах океана. Пастбища на берегах этой реки могут кормить скот круглый год, потому что вода в ней необыкновенная - от нее все живое приумножается. Только эту реку надо еще найти.

Бросил сынши за порог юрты хрящи овцы – ырым (примета), чтобы конь быстро прошел дорогу и вернулся обратно. Прошептал только ему ведомые слова в острое ухо Акбоза, ведь тайну лошади знает только ее хозяин. И умчался айгыр в степь.

К новым берегам

 

Времени оставалось мало. Люди начали готовиться к перекочевке, уверенные, что найдет Акбоз благословенное место. Разбирались юрты, на спины двугорбых верблюдов-айыров складывались шаныраки, кошма, кереге, узорчатые сырмаки и текеметы. Заготавливались впрок тары, талкан, жент. Курт, высушенный за лето, заботливо упаковывался в полотняные мешочки. Солили масло и наполняли им обработанный желудок овцы или козы. Пока шла подготовка к предстоящей зиме, люди с тревогой вглядывались в четкую линию горизонта, которая разделяла синеву неба от замшевой желтизны степи.

И вот на горизонте появилось белое пятно, оно двигалось быстро - это был Акбоз. Бег его был подобен падающей звезде, копытами месил он валуны, как глину, выбивал в сопках тропы. Грудью разрывал заросли. Сынши понял, что Акбоз нашел реку и место для кыстау - новой зимовки.

И двинулся кош. Не зря говорят - хозяйство богатеет, если кочует. Люди последовали за Акбозом и еще до начала зимы достигли берегов реки, воды которой текут на север, встречаясь с Великой соленой водой. Они назвали ее Терисаккан, то есть река, которая течет наоборот. Берега ее были покрыты густыми зарослями тальника и камыша. Трава на пастбищах хранила сочную сладость лета и готова была подарить ее на зимний прокорм скоту. Река текла на север, но северный ветер, который приносит раннее дыхание зимы, почему-то обходил эту местность, а значит, южные склоны сопок долгое время обходились без снега и были лучшими пастбищами для зимнего выпаса.

Юрты расставили по кругу, дверями, направленными к центру, чтобы тепло лучше сберегалось, а на случай холодной зимы скот можно было спрятать в этот круг. Люди выкопали несколько землянок, из связок камыша соорудили крыши и засыпали землей, оставив два отверстия: дымоход и окно, затянутое бычьим пузырем. Из длинных жердей тальника устроили загоны для скота. Так появился новый кыстак на берегу реки Терисаккан.

Пришла зима, выпало много снега. Акбоз прорыл глубокие коридоры в снегу так, что была видна только его голова, и провел табуны по ним. Под копытами лошадей обнажилась трава и стала доступной для скота. Умение добывать из-под снега траву ударом копыта называется тебеневка. За лошадьми пришли овцы. Люди вздохнули - угроза падежда скота миновала. Но Год синего зайца еще не наступил и пришел только с новолунием. Пришел час, которого так боялись люди. Начался джут, Великая степь покрылась слоем льда, который не в силах были пробить копыта лошадей и овец, не тронул он только земли Терисаккана, заговоренного от ледового покрытия. Люди благополучно пережили зиму и решили больше не покидать это благодатное место, в котором сокрыта огромная жизненная энергия - қүт.

Лошадиная свадьба

 

В апреле родилось много жеребят с белой звездой во лбу - дети Акбоза. И все они становились лучшими скакунами в степи. Жители Великой степи желали, чтобы их табуны роднились с табунами терисакканцев, по весне приезжали к ним в гости.

С той поры стала устраиваться в первый день мая «лошадиная свадьба», которая начинается со сватанья жеребца. Сгонялись косяки лошадей на берега реки, доились кобылицы. Брыкающихся жеребят привязывали к длинным кольям и накидывали недоуздок - нокталау. Желтым сливочным маслом мазали гривы, хвосты и колья привязи, чтобы молодняк рос сильным. Кубе - емкость для приготовления кумыса - окуривалось дымом тобылги и смазывалось конским жиром, чтобы кумыс получался вкусным. Первые капли майского кумыса брызгались в воды Терисаккана, и они, растворяясь в воде, достигали вод океана - жизненная сила должна приумножаться. Каждый год выбирались лучшие жеребцы, но равных Акбозу не было. Переходил он из табуна в табун, рождались жеребята со звездочкой во лбу.

Где-то у Полярной звезды

 

Пришло время, Акбоз постарел. Сынши решил отвести его к гранитным сопкам Теректы, где рос священный тополь-коновязь, корни которого уходили в подземный мир, а ветки достигали небес. По ним спускался Камбар-ата, покровитель небесных коней, вместе со своим конем Кокбозом. Он любил отдыхать в тени этого тополя и поить своего коня целебной водой из родника. Оставил сынши Акбоза у тополя и попросил Камбар-ата взять его в свой небесный табун. Уважил Камбар-ата просьбу сынши, посадил Акбоза на белое облако, чтобы поднять его в небо. Коснулся Акбоз копытами камней, и их отпечатки остались на поверхности. Коснулся гривой - навеки отпечаталось изображение его изогнутой шеи и красивого торса на гранитной плоскости скал Теректы. Птица указала ему дорогу к небесам.

Согласно древним преданиям, приколом для небесных коней служит Темир казык (Железный кол) - Полярная звезда. Две звезды рядом с ней, Кастор и Поллукс, как называли их древние греки, у кочевников - это Акбоз и Кокбоз-ат. Они привязаны и ходят вокруг «Железного кола» по небу, охраняя всех коней в табунах Великой степи. Первый весенний гром казахи называют «Көк айғыр кісінеді» - «Небесный жеребец ржет». Это добрый знак к обилию молока и увеличению стада.

Река Терисаккан впадает в Есиль, Есиль - в Иртыш, а Иртыш - в Обь, которая впадает в Северный Ледовитый океан. И с незапамятных времен в начале мая в Улытау, селе Терисаккан, проходит праздник бие байлау.

Гостям здесь рады

Совсем скоро в Улытауском районе планируется завершить строительство визит-центра и этноаула, которые станут местом притяжения туристов и паломников к древним памятникам истории и сакральным местам региона.

В этом году из-за ситуации с пандемией жители других регионов нашей страны, иностранные туристы не смогли посетить терисакканский этнофестиваль, в разные годы принимавший гостей из США, Франции, Польши, Латвии, России и Украины, соседнего Кыргызстана. Но интерес к празднику растет, вполне возможно, что следующей весной гостеприимный Терисаккан вновь порадует нас своими древними обрядами, играми и ритуалами. А люди, прочитавшие легенду, захотят воочию разглядеть ее среди петроглифов Теректы и получить благословение в святом месте.

Фото Дмитрия РУГИСА

с. Терисаккан

Улытауский район

Комментарии (1)
...
Канат Кусаинов 29.10.2020
Хорошая, прекрасная легенда Казахского народа.
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Какой ценой завоевано счастье 13.05.2021

    Память погибших в Великой Отечественной почтили и стар, и млад.

    Несмотря на пасмурную погоду и дождь, паломничество к мемориалу «Вечный огонь» началось с раннего утра 9 мая. Возложить цветы к подножию памятника приходили люди самых разных возрастов - от мала до велика. Вот склонил голову в минуте молчания седовласый воин-интернационалист с медалями на груди, а рядом с ним - молодая мама, которая привела своего пятилетнего сынишку, одетого в солдатскую гимнастерку времен войны, с красным флажком в руках. И в эти мгновения все вокруг осознавали, что уважение к ветеранам и гордость за Великую Победу, подарившую будущим поколениям мирное небо над головой, будут жить в наших сердцах до тех пор, пока эти сердца бьются.

  • Учимся и создаем вместе 13.05.2021

    Творческий конкурс, приуроченный к 76-летию Великой Победы, прошел среди учащихся инклюзивных классов СШ № 3 Жезказгана. Из бумаги, камня и растений дети создали невероятно красивые и эмоциональные работы. Для них созидать - это радость. Педагоги же очень гордятся успехами и достижениями своих подопечных, ведь благодаря социализации и самовыражению многие из них уже через несколько лет начинают учиться по обычной общеобразовательной программе.

  • Наши герои 13.05.2021

    Жителям Темиртау рассказали о ветеранах, живущих в городе, и их судьбах. Отдел культуры и развития языков и Централизованная библиотечная система провели ежегодную акцию по раздаче листовок и памятных лент, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне.

  • Желаем здравствовать! 13.05.2021

    В Жезказгане и Сатпаеве свой главный праздник отметили пятеро ветеранов Великой Отечественной войны. Накануне по традиции их поздравили акимы городов и депутаты. 9 Мая в честь героев войны жезказганские артисты и дети из музыкальных ансамблей организовали небольшие концерты прямо во дворах их домов.

  • Проза жизни 13.05.2021

    В Областном академическом казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина премьера - знаменитая пьеса писателя-драматурга Тахауи Ахтанова «Күшік күйеу» («Зять-примак»). Легким языком комедии она рассказывает о важном для каждого из нас.

  • Пронзительные строки 13.05.2021

    С творчеством Касыма Аманжолова жителей шахтерской столицы познакомили юные поэты и почитатели его таланта. Они провели необычную акцию у памятника акыну и раздали прохожим памятки о его жизни и произведениях.

  • Они творили красоту 13.05.2021

    В Караганде презентовали книгу «Макат, Ораз Рымжановтар», посвященную жизни и трудовому пути выдающихся сыновей Сарыарки. Это ветеран Великой Отечественной Макат Рымжанович Рымжанов, который стоял у истоков становления культуры региона, и известный кинорежиссер Ораз Макатович Рымжанов. Также ценители искусства смогли увидеть фильм последнего под названием «Әкеме», съемки которого начались в далеком 1999 году, но так и не были завершены.

  • На неокрепшие детские плечи 06.05.2021

    Темиртауский историко-краеведческий музей совместно с городским советом ветеранов подготовили к празднику торжества над фашизмом альбом из серии «Истории из жизни темиртаусцев. Горожане». Издание посвящено учителям из числа тружеников тыла.

Гид по вакцине против коронавируса