03 октября 2020 года 1138

Учимся в игре

Автор: Айым АМРИНА

Асыки (асық) стали основой уникальной методики. Она разработана яслями-садом «Шаңырақ» для детей дошкольного возраста. Бесхитростные кости, как оказалось, таят в себе массу возможностей для развития не только опорно-двигательного аппарата малышей, но и оттачивания меткости, ловкости и даже мелкой моторики.

 

Главная идея методики - возродить забытый интерес к национальным играм «Асық ату» и использование их в разных образовательных областях. Авторы пришли к выводу, что асыки можно применять не только в качестве игрового элемента, но и внедрять в процесс рисования, творчества, счета, создания мозаик и картин, а также массажных варежек, ковриков и даже в качестве шахматных и шашечных фигурок.

- Ежедневно мы становимся свидетелями навязывания нашим детям через компьютерные игры и мультфильмы чуждых нам ценностей. Они не соответствуют нравственным устоям и традициям нашего народа, поэтому Первый Президент Н.А. Назарбаев в программе «Рухани жаңғыру» обозначил основную цель на новый исторический период: сохранить и приумножить казахские духовные и культурные ценности. Мы провели большую работу в этом направлении и издали методическое пособие, в котором обобщили опыт работы по организации игр в асыки с детьми дошкольного возраста, - рассказала директор яслей-сада «Шаңырақ» Бахытгуль Абдрасилова.

Асыки абсолютно безвредны и при правильном использовании могут стать отличным инструментом для разностороннего развития малышей, считают педагоги. Но перед использованием их, естественно, нужно привести в эстетический вид. Для этого на сутки замачивают в водно-солевом растворе, затем вываривают несколько часов и тщательно очищают от остатков. После сушки можно использовать как учебное пособие.

- Ясли-сад использует асыки во всех образовательных областях: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». К примеру, игры помогают преодолевать гиподинамию, которая на сегодняшний день является одной из наиболее острых проблем в современном мире. Их можно проводить в помещении или на свежем воздухе. Они развивают не только ловкость, быстроту, глазомер, равновесие, силу, но и укрепляют детский организм, - отметила Б. Абдрасилова.

Между прочим, асыки используют в создании массажных варежек. Причем в этот процесс вовлечены и родители дошколят. Для большей продуктивности с их помощью можно проводить упражнения «Помассируй лоб, щечки», «Массаж рук, ног», «Помассируем спину друг другу». У детей от этого не только укрепляется здоровье, но и вырабатываются здоровые привычки.

- Массажный коврик для стоп - важное средство асыкотерапии. Через ходьбу по ним укрепляются мышцы ног, повышается работоспособность, происходит профилактика плоскостопия, совершенствуется координация движения, восстанавливается внутренняя гармония, забываются страхи, снижается стресс. Игры в шахматы, шашки и нарды развивают логическое мышление, выдержку, спортивный дух, - отметила методист яслей-сада «Шаңырақ» Бақыт Омар.

На занятиях по развитию речи также можно использовать асыки в качестве иллюстраций к народным сказкам либо создавать из них разные фигурки, картины, которые смогут стать реквизитом. Составление мозаик тренирует мелкую моторику рук, что напрямую влияет на активное развитие речи. Также их можно применять при сравнении величины, в дидактических играх «Маленький - большой», «Найди и собери асыки по цветам», «Расставь по величине», «Определи по весу», «Чудесный мешочек», «Построим заборчик». Они формируют сенсорные эталоны, учат считать и различать цифры.

- Их можно использовать и в качестве ударных инструментов в детском шумовом оркестре. Мы также предлагаем воспитателям сделать дидактические игры «Асыки на шнурке», «Крутые виражы», в которых дети будут нанизывать на шнурки раскрашенные и просверленные асыки, чередуя цвета. Это также способствует развитию мелкой моторики рук, - говорят авторы методики.

Арт-терапия и асыковая живопись особенно по душе малышам дошкольного возраста. Им нравится не просто расставлять их по степени насыщенности цвета, но и использовать вместо кисточек. Дети берут в руки асыки, опускают в краски и буквально «выстукивают» ими рисунки. Подобные занятия развивают фантазию и креативность.

- В образовательной области «Социум» у детей формируется понятие о том, что асык  - это важный элемент культурного наследия. Игры с ними укрепляют дисциплину, волю и настойчивость в преодолении трудностей. Вместе с этим они обогащают знания о родной природе, дают первоначальные представления об истории и культуре казахского народа. И самое главное - воспитывают ответственность за успех общего дела, самостоятельность и инициативу, уважение к традициям своей Родины, - подытожила Бахытгуль Абдрасилова.

Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Какой ценой завоевано счастье 13.05.2021

    Память погибших в Великой Отечественной почтили и стар, и млад.

    Несмотря на пасмурную погоду и дождь, паломничество к мемориалу «Вечный огонь» началось с раннего утра 9 мая. Возложить цветы к подножию памятника приходили люди самых разных возрастов - от мала до велика. Вот склонил голову в минуте молчания седовласый воин-интернационалист с медалями на груди, а рядом с ним - молодая мама, которая привела своего пятилетнего сынишку, одетого в солдатскую гимнастерку времен войны, с красным флажком в руках. И в эти мгновения все вокруг осознавали, что уважение к ветеранам и гордость за Великую Победу, подарившую будущим поколениям мирное небо над головой, будут жить в наших сердцах до тех пор, пока эти сердца бьются.

  • Учимся и создаем вместе 13.05.2021

    Творческий конкурс, приуроченный к 76-летию Великой Победы, прошел среди учащихся инклюзивных классов СШ № 3 Жезказгана. Из бумаги, камня и растений дети создали невероятно красивые и эмоциональные работы. Для них созидать - это радость. Педагоги же очень гордятся успехами и достижениями своих подопечных, ведь благодаря социализации и самовыражению многие из них уже через несколько лет начинают учиться по обычной общеобразовательной программе.

  • Наши герои 13.05.2021

    Жителям Темиртау рассказали о ветеранах, живущих в городе, и их судьбах. Отдел культуры и развития языков и Централизованная библиотечная система провели ежегодную акцию по раздаче листовок и памятных лент, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне.

  • Желаем здравствовать! 13.05.2021

    В Жезказгане и Сатпаеве свой главный праздник отметили пятеро ветеранов Великой Отечественной войны. Накануне по традиции их поздравили акимы городов и депутаты. 9 Мая в честь героев войны жезказганские артисты и дети из музыкальных ансамблей организовали небольшие концерты прямо во дворах их домов.

  • Проза жизни 13.05.2021

    В Областном академическом казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина премьера - знаменитая пьеса писателя-драматурга Тахауи Ахтанова «Күшік күйеу» («Зять-примак»). Легким языком комедии она рассказывает о важном для каждого из нас.

  • Пронзительные строки 13.05.2021

    С творчеством Касыма Аманжолова жителей шахтерской столицы познакомили юные поэты и почитатели его таланта. Они провели необычную акцию у памятника акыну и раздали прохожим памятки о его жизни и произведениях.

  • Они творили красоту 13.05.2021

    В Караганде презентовали книгу «Макат, Ораз Рымжановтар», посвященную жизни и трудовому пути выдающихся сыновей Сарыарки. Это ветеран Великой Отечественной Макат Рымжанович Рымжанов, который стоял у истоков становления культуры региона, и известный кинорежиссер Ораз Макатович Рымжанов. Также ценители искусства смогли увидеть фильм последнего под названием «Әкеме», съемки которого начались в далеком 1999 году, но так и не были завершены.

  • На неокрепшие детские плечи 06.05.2021

    Темиртауский историко-краеведческий музей совместно с городским советом ветеранов подготовили к празднику торжества над фашизмом альбом из серии «Истории из жизни темиртаусцев. Горожане». Издание посвящено учителям из числа тружеников тыла.

Гид по вакцине против коронавируса