29 сентября 2020 года 1237

Под сводом веков

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

История казахского народа - это огромный резервуар памяти, хранящийся в традициях и обычаях, музыке, предметах быта, мавзолеях, курганах, памятниках природного наследия.

 

В 2007 году по результатам опроса ученые назвали уникальные явления культуры, которые вошли в список 7 чудес Казахстана. Это урочище Тамгалы, расположенное в 170 километрах от Алматы на берегу реки Или, которое славится своими древними петроглифами; «Золотой человек», обнаруженный в 1969 году археологом Бекмуханбетом Нурмуханбетовым в предгорьях Семиречья; наскальные мечети Мангыстау; мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи; символ столицы Казахстана - монумент «Байтерек»; домбра и, конечно же, юрта.

Традиционное жилище казахов давно признано шедевром кочевой цивилизации. Оно ценилось за свое удобство перевозки и простоту сборки. По сути же юрта представляла собой маленькую вселенную. Сферическая форма шанырака символизировала небесный свод, не имеющий начала и конца. Включая в себя понятия дома и семьи, купол юрты также обозначал связь поколений. Крепящаяся на нем узорчатая лента желбау с кистями, служащая для крепления войлока, олицетворяла звезды и созвездия. Считалось, что она охраняет жилище от злых духов.

С шаныраком связано множество традиций. Категорически запрещалось ронять, опрокидывать или перешагивать через навершие юрты. После смерти главы семейства он переходил к младшему сыну и пользовался особым почетом у родственников - Қара шаңырақ. Соответственно, добрые напутствия были напрямую связаны с купольным кругом. «Шаңырақ биік болсын» означало пожелания процветания семье. О мужчине, создавшем семью, говорили: «Шаңырақ көтерді».

Прочность и простор юрты зависели от кереге - решетчатой складной конструкции, образующей стены. Желая хозяевам детей, счастья и благополучия, казахи говорили: «Кереге кең болсын». Количество секций свидетельствовало о достатке и социальном статусе владельца юрты.

Это красочно описывается в знаменитом романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» (том 1, глава «На жайлау»): «Белые просторные юрты Большого аула занимают весь правый край широкого луга, в стороне от овечьего загона с его запахами и шумом. На левом, возле загона, раскинуты одни серые юрты, ветхие, рваные шатры, темные, закопченные палатки и маленькие шалаши. Здесь живут соседи-бедняки, обслуживающие огромную семью Кунанбая, старики чабаны, мальчишки-подпаски, доярки, табунщики, пастухи...»

Так говорили предки

Какова история происхождения слова «юрта»? В казахском языке она называется «киіз үй». Как жилище ее начали называть с подачи европейских этнографов, а корни берут начало в тюркском языке. В эквиваленте нашего народа «жұрт» употребляли, когда речь шла о месте стоянки, для обозначения рода и семьи. Отсюда и произошло слово Ата жұрт - Отечество.

Тут хотелось бы обратиться к эпохе Сотрясателя Вселенной. По поручению Шайбанида Иш-султана в первой половине XVI века Утемиш-хаджи ибн маулана Мухаммад Дости написал «Чингиз-наме». Сведения, вошедшие в произведение, представляют важное значение для решения вопросов политической, этнополитической, хозяйственной, социально-культурной жизни населения средневекового Казахстана. Труд Утемиша-хаджи охватывает время правления Чингисхана и чингизидов (XIII-XIV века) и содержит сведения о ханах Золотой Орды, начиная с Бату-хана и кончая приходом к власти Тохтамыш-хана.

Большой вклад в изучение сочинения внес видный казахстанский востоковед Вениамин Юдин (1928-1983 годы). Он отмечал, что в истории евразийских степей и прилегающих к ним районов послемонгольского времени хорошо известны кочевые объединения, в названия которых входило слово «орда». Некоторые из них, например Золотая орда, претендовали даже на статус «мировой» державы:

- Кроме Золотой Орды были Орды Белая, Синяя, Серая, Пегая, Мамаева, Муратова, Ахматова, Волжская, Заяицкая, Перекопская, Крымская, Белогородская, Залесская, Городецкая, Большая, Средняя, Младшая (Меньшая), Орда-Сотня, Ногайская (Мангытская), Казачья (Казацкая, Киргиз-Кайсацкая, т.е. Казахская), Каракалпакская, Калматцкая и др.

«Слово «орда», иначе - «орду», является общим для тюрко-монгольских языков и считается исконным в словаре этих языков. Его исходное значение - «юрта», «ханская юрта», «дворцовая юрта», «парадная юрта», из которого выросло новое значение - ставка, резиденция хана, правителя. Поскольку в тюрко-монгольской среде в условиях многоженства предпочитали каждой жене предоставлять отдельную юрту, то слово «орда» приобрело даже и такое метафорическое значение как «жена», - объяснял ученый.

Нет предела совершенству

Богатый материал об истории войлочной юрты представлен в вышедшем в 1997 году сборнике ранее не опубликованных работ Алькея Маргулана «Мир казаха». В нем говорится, что ее происхождение, вероятно, связано с переходом к яйлажному (полукочевому) скотоводству, и время ее появления теряется в веках. Древнейший прототип юрты сохранился в росписи склепа Анфестерия в Крыму и на некоторых наскальных рисунках Казахстана и Сибири. Остатки древней кочевой юрты обнаружены при раскопке Пазырыкских курганов на Алтае и Ноин-улинских в Монголии. Войлочные ковры из больших Пазырыкских курганов по технике изготовления и орнаментации удивительно похожи на современные казахские.

Подчеркивается, что о существовании у древних народов Евразии передвижных жилищ сообщали античные и средневековые мусульманские письменные источники:

«Усуньский гуньмо (хан) имел «круглую кибитку, обтянутую войлоком». Помимо войлочной юрты отмечается существование «войлочных тюркских повозок», яркую характеристику которых мы встречаем еще в записках Земарха. Их описание встречается у Плано Карпини, Рубрука, Ибн-Батуты и др. Характерно, что термин «кангка», означающий по-древнетюркски повозку, высокую колесницу, сохранился до наших дней у казахов в названии «үідің қаңқасы», которым обозначают остов юрты».

Здесь же упоминается арабский ученый Ахмед Ибн-Фадлан (X век). В мае 922 года он в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира прибыл в Волжскую Булгарию, правитель которой, желая избавиться от власти хазар, просил покровительства халифа. Чем завершилась эта поездка - неизвестно, но Ибн-Фадлан составил подробный отчет о путешествии на Волгу. По сути, это бесценный исторический источник. Единственный известный список «Записок» был обнаружен в 1920-х годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран). В 1937 году фотокопия Мешхедской рукописи была передана в дар Академии наук СССР от правительства Ирана, и на ее основе было подготовлено издание на русском языке.

«Все они (живут) в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ, устланная в большей части армянскими коврами. У него (царя) в середине ее (стоит) трон, покрытый византийской парчой… Время от начала раджаба до конца шавваля 309 года (соответствует - от 5 ноября 921 года до 2 марта 922 года), и продолжительность пребывания нашего была в зависимости от холода и его силы. Я находился целые дни в самой середине дома, а в нем юрта из турецких войлоков, и я устраиваю себе гнездо из одежд и мехов», - сообщал путешественник.

Юрты из Дешт-и-Кыпчака в начале XVI века описал персидский богослов и историограф Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани: «Казахи умели обрабатывать дерево, делать из него арбы, крытые повозки. Дома их, сделанные из деревьев, возвышаются ввысь, подобно дворцам, и по просторности своей подобны миру стены, сделанные из белого тополя, очень крепкие, и устройство их доведено до совершенства. Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные из казахов. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек, пребывающих и отдыхающих в них сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и множество верблюдов тянут их. Я поразился их устройству, ибо установленные на повозках, они очень громадны и вместительны, а также со всех сторон имеют окошки и форточки и покрыты войлоком. Внутри они прекрасно устроены и красивы точно так же, как дома эмиров и султанов».

В 1776 году в Санкт-Петербурге вышел в свет труд немецкого медика, химика, натуралиста, этнографа, академика Императорской Академии наук и художеств Иоганна Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей». В главе «Киргизцы» говорится, что жилища их - подвижные войлочные юрты, совсем подобные башкирским, только огромнее и чище. Было подмечено, что знатные и зажиточные покрывают их белыми войлоками и при этом имеют «особые юрты для жен, детей, стряпни и для съестных припасов, а иногда и для хворого скота. Место для разводу огня сделано посередине юрты под полою вершиною крыши. Около оного лежат войлоки или персидские ковры, а иногда и тюфяки».

«Внутренность юрты или шалаша украшена бывает у богатых пестрыми, нередко шелковыми материями. Кругом стоят мешки и сундучки, а на стене висят оружие, верховая конская сбруя и наилучшее одеяние и сему подобное. Домашний скарб сходен также с башкирским. Крушцовых (очевидно, металлических - прим. автора) сосудов не ставят ни во что; напротив, из березового суку выделанные миски им так милы, что за нарочито великую чашку дают иногда и лошадь», - гласит «Описание».

Как совесть чистая бела

Алькей Маргулан отмечал, что для происхождения юрты огромное значение имело изобретение войлока. Он был известен со времен Геродота (около 484-425 годов до н.э.). Находки, сделанные в Пазырыкских и Ноин-улинских курганах, свидетельствуют о многообразии изделий из этого материала. Его производство достигло своего расцвета в раннем средневековье.

«Ал-Якуби, отмечая, что тюркские ребристые шатры покрыты войлоком, так пишет об их обитателях: «Они самый искусный народ в изготовлении войлока, потому что из него их одежда». Вильгельм де Рубрук (Послание Людовику IХ, королю французскому «Путешествие в Восточные страны в лето Благости 1253 года - прим. автора) пишет, что кыпчаки и канглы покрывали свой дом только белым войлоком, и чтобы он сверкал ярче, его пропитывали известью, белой глиной и порошком из костей. Далее Рубрук дает описание ковра, расшитого аппликацией, узорами из пестрых тканей в виде виноградных лоз, веток деревьев, птиц и зверей», - информировал академик.

Потребность в войлоке у нашего народа была огромной, потому что применялся он не только для покрытия, но и для внутреннего убранства. В зависимости от климатических условий районов обитания зимние и летние жилища были разными. В летнее время они жили в юртах, зимой - в постоянных теплых помещениях, которые носили разные названия в зависимости от материала постройки. Для зимовок казахи избирали гористые местности или уремы, защищенные от степных ветров и буранов, богатые топливом, подножным кормом, водой. В таких местностях нередко образовывались большие селения. С наступлением тепла, когда альпийские луга в горах и долины рек покрывались ковром из цветов, там появлялись многочисленные аулы. Здесь ученый вновь отсылает нас к И.И. Георги: «Станы их, по елику аймаки охотно пребывают в союзе, довольно заключают в себе юрт, но очень обширны. Около ханского собственного стану наберется юрт около тысячи. Напротив того иногда на 50, да и на 100 верстах не попадается ни одна юрта...»

В августе 1816 года горный инженер Иван Шангин в долине реки Нура насчитал до 4000 кибиток. Особого внимания заслуживает известный польский писатель, революционер, исследователь и переводчик Адольф Янушкевич. За участие в повстанческой «Легии Литвы, Волыни, Подолии и Украины» царский суд приговорил его в Киеве сначала к смертной казни, а потом к пожизненной ссылке на поселение в Сибирь, конфискации имущества и лишению дворянских привилегий. Говорят, что Николай I до самой смерти вычеркивал его фамилию из списков, представляемых на помилование.

Во время ссылки в Каркаралинском округе, проводя перепись местного населения, он объехал тысячи юрт, стоявших в горных и речных долинах Центрального Казахстана. Практически сразу же Янушкевич проникся уважением и симпатией к казахскому народу, выступал против тех, кто считал жителей Средней Азии дикарями, ставил казахов на один уровень с европейскими народами.

Примечательный факт - он был дружен с отцом великого поэта, философа, просветителя Абая - Кунанбаем. В письме польскому поэту Густаву Зелиньскому он сообщал: «Немного старше султана Барака бий Кунанбай; это тоже великая знаменитость в степи. Сын простого киргиза, наделенный от природы здравым разумом, удивительной памятью и даром выступать, деловит, он заботится о добре своих соплеменников. Великий знаток степного права и предписаний алкорана, он хорошо знает русские уставы, касающиеся киргизов; судья с неподкупной совестливостью и примерный мусульманин, Кунанбай завоевал себе славу пророка, к которому из самых отдаленных аулов спешат за бескорыстным советом и млад, и стар, бедные и богатые».

Царский дар

Но вернемся к юрте. По своему назначению они делились на три основных типа: жилые, походные и парадные, предназначенные для торжественных случаев. Из парадных особо выделялась серия, предназначенная для подарка или выставок. Особого внимания заслуживает экспонат, описанный российским и советским журналистом, историком, краеведом Петром Столпянским (1872-1938 годы). В своей статье он рассказывал о том, что после восшествия на престол императора Николая I хан Внутренней (Букеевской) орды Жангир решил преподнести ему кочевую кибитку: «Она имеет в окружности 34 аршина 5 вершков, высота ее 5 аршин 5 вершков (аршин - около 70 см, вершок - около 4,5 см). Части оную составляющие суть: решетки, выкрашенные красной краской и убранные до половины костями, в кои врезаны простые стекла и фольга круглыми фигурами; решетки несколько снаружи выпуклы и сквозь оные продеты ремни для растягивания и дабы палки лежали плотно одна на другой. Круглые, окрашенные и до половины убранные так же, как решетки, палки числом 135, служащие к поддержанию круга, в который они одним концом вкладываются, другим же привязываются к решеткам разноцветными бумажными шнурками. Двери с верхним и боковыми косяками убраны зеркалами и разной костяной работой с фольгой, так что не видно дерева, покрышка же дверная белого холста снаружи вышита разными узорами красного сукна с черным бархатом, а внутри покрыта алым сафьяном, привязывается к кругу кибитки шелковым поясом с золотой кистью. Порог простой деревянный, выкрашенный голубой краской. Круг на верху кибитки (чегарак) имеет в окружности 13 с четвертью аршин, украшен костями, простыми стеклами и фольгой, на коем лежат окрашенные палки, изогнутые вверху с приделанными к ним и внутрь кибитки обращенными четырьмя дощечками, убранными так же, как двери. Решетки кругом опоясываются четырьмя широкими шерстяными перевязками, на коих вышиты узоры в азиатском вкусе. Вся же кибитка от круга до низа покрывается белыми кошмами, обвязанными посредине кибитки двумя перевязками - одной алой суконной и другой шерстяной с узорами. Кошмы сии внутри покрыты алым сукном с узорами алого и зеленого сукна, около того места, где палки, держащие круг, привязываются к решеткам. На круг привязываются три широких шелковых пояса с золотыми кистями для того, дабы поддерживать оный во время постановки».

На изготовление юрты у хана Жангира ушло почти два года. В солидную сумму - 1 552 рубля 12,5 копейки - обошлась ее доставка: прогоны до ханской ставки - 80 р. 60 копеек, прогоны от ставки через Саратов в Петербург - 1131 рубль 62,5 копейки, три кованые телеги - 150 рублей, на путевое содержание - 90 рублей, на непредвиденные расходы - 1000 рублей. Таким образом, летнее жилище было не только частью повседневности казахов, но и его особой гордостью.

В заключение хотелось бы вновь процитировать Алькея Маргулана:

«Многие исследователи отмечают, что в юрте соединено два начала - утилитарность и художественность. Архитектура, обстановка, утварь образуют гармоничное целое… Юрта сохранилась до наших дней. Она не потеряла своего значения. Как и много веков назад, юрты оживляют пейзаж степных просторов, речных и горных долин».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Какой ценой завоевано счастье 13.05.2021

    Память погибших в Великой Отечественной почтили и стар, и млад.

    Несмотря на пасмурную погоду и дождь, паломничество к мемориалу «Вечный огонь» началось с раннего утра 9 мая. Возложить цветы к подножию памятника приходили люди самых разных возрастов - от мала до велика. Вот склонил голову в минуте молчания седовласый воин-интернационалист с медалями на груди, а рядом с ним - молодая мама, которая привела своего пятилетнего сынишку, одетого в солдатскую гимнастерку времен войны, с красным флажком в руках. И в эти мгновения все вокруг осознавали, что уважение к ветеранам и гордость за Великую Победу, подарившую будущим поколениям мирное небо над головой, будут жить в наших сердцах до тех пор, пока эти сердца бьются.

  • Учимся и создаем вместе 13.05.2021

    Творческий конкурс, приуроченный к 76-летию Великой Победы, прошел среди учащихся инклюзивных классов СШ № 3 Жезказгана. Из бумаги, камня и растений дети создали невероятно красивые и эмоциональные работы. Для них созидать - это радость. Педагоги же очень гордятся успехами и достижениями своих подопечных, ведь благодаря социализации и самовыражению многие из них уже через несколько лет начинают учиться по обычной общеобразовательной программе.

  • Наши герои 13.05.2021

    Жителям Темиртау рассказали о ветеранах, живущих в городе, и их судьбах. Отдел культуры и развития языков и Централизованная библиотечная система провели ежегодную акцию по раздаче листовок и памятных лент, посвященную Дню Победы в Великой Отечественной войне.

  • Желаем здравствовать! 13.05.2021

    В Жезказгане и Сатпаеве свой главный праздник отметили пятеро ветеранов Великой Отечественной войны. Накануне по традиции их поздравили акимы городов и депутаты. 9 Мая в честь героев войны жезказганские артисты и дети из музыкальных ансамблей организовали небольшие концерты прямо во дворах их домов.

  • Проза жизни 13.05.2021

    В Областном академическом казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина премьера - знаменитая пьеса писателя-драматурга Тахауи Ахтанова «Күшік күйеу» («Зять-примак»). Легким языком комедии она рассказывает о важном для каждого из нас.

  • Пронзительные строки 13.05.2021

    С творчеством Касыма Аманжолова жителей шахтерской столицы познакомили юные поэты и почитатели его таланта. Они провели необычную акцию у памятника акыну и раздали прохожим памятки о его жизни и произведениях.

  • Они творили красоту 13.05.2021

    В Караганде презентовали книгу «Макат, Ораз Рымжановтар», посвященную жизни и трудовому пути выдающихся сыновей Сарыарки. Это ветеран Великой Отечественной Макат Рымжанович Рымжанов, который стоял у истоков становления культуры региона, и известный кинорежиссер Ораз Макатович Рымжанов. Также ценители искусства смогли увидеть фильм последнего под названием «Әкеме», съемки которого начались в далеком 1999 году, но так и не были завершены.

  • На неокрепшие детские плечи 06.05.2021

    Темиртауский историко-краеведческий музей совместно с городским советом ветеранов подготовили к празднику торжества над фашизмом альбом из серии «Истории из жизни темиртаусцев. Горожане». Издание посвящено учителям из числа тружеников тыла.

Гид по вакцине против коронавируса