15 сентября 2020 года 4070

Вечная история

Автор: Юлия ПУЛИНА

Более 20 казахских ханов были подняты на белой кошме в Улытау. Что интересно, выборы проходили нетипично для монархического правления. Власть передавалась по наследству - от старшего брата к младшему. Со временем среди наследников ақ суйек стали выбирать не по очередности, а лучших из лучших. Особые традиции выборов и следующие за ними хан саркыты, отыз күн ойын, қырық түн тойын описаны в трудах знаменитого писателя, исследователя казахского фольклора Мухтара Магауина.

 

Улытау издревле считается сакральной сокровищницей Сарыарки. Великий философ Асан Кайгы верил в это и именно здесь искал Жерұйық - Землю обетованную. Сюда он вернулся после долгих скитаний, чтобы умереть.

Кочевники обожествляли это место, и неудивительно, что именно здесь, в эпицентре кочевой культуры и степной цивилизации, где каждая сопка и камень пропитаны историей, проходили великие события, связанные с образованием Казахского ханства и государственности. «Хан Ордасы» - ханская ставка - культовое место исторического сбора представителей трех жузов. Здесь поднимали на белой кошме - выбирали правителя Великой степи.

Связанные с избранием нового хана традиции берут свое начало из тюркского периода, с VI века н.э. Известно, что первый тюркский каган Бумын был избран после сокрушительной победы над аварами и заслужил это право как успешный степной вождь, военачальник. После как таковых выборов не было, титул стали передавать по наследству - от старшего брата к младшим, и уже потом, когда братьев не оставалось, - к старшему сыну и его младшим братьям.

Тем не менее основы передачи ханской власти были заложены в Тюркском каганате.

В самый расцвет золотоордынского периода в ханской ставке твердо соблюдался закон о переходе трона от старшего брата к младшему в соответствии с древнетюркскими традициями. Но тут уже исторически засвидетельствованы случаи, когда из младших братьев выбираются претенденты не по очередности, а лучшие, - своеобразный признак демократии.

В Казахском ханстве тоже особо почитали древние обычаи избрания хана. Но на пост правителя могли претендовать несколько представителей правящего клана, то есть торе, потомки Чингисхана из древнего тюркского рода кият.

Они считались особо благородными - ақ суйек, чингизиды.

Провозглашение хана проводилось в открытой обстановке, сначала оповещали жителей Великой степи: с известием о том, что верховный правитель умер, и именами претендентов на власть отправлялись гонцы. Как правило, это были туленгуты из личной гвардии умершего хана.

И в Улытау из всех уголков Казахского ханства начинал стекаться народ. Присутствовать на выборах нового хана могли все желающие, в том числе и қара суйек - те, что не относились к знати, но участвовать в выборах могли только люди благородного происхождения. Однозначно к выборам категорически запрещалось допускать приехавших в ханскую ставку без оружия.

По мнению историков, несмотря на то, что решать, кому быть правителем, могли только знать и бии, и выбирали только чингизидов, тем не менее, собравшийся народ, пусть косвенно, но влиял на мнение судей.

Назначенные выборщики совещались долго, иногда несколько дней. Порой споры перерастали в ссоры и даже вооруженные поединки. Но чаще всего такие стычки быстро пресекались.

Мухтар Магауин так описывает ритуалы, связанные с выборами хана.

Имя избранного собравшимся жителям степи не сообщали до последнего момента - поднятия на кошме. Интересно, что оглашение проходило только в пятницу и всегда под открытым небом.

Центр большого поля в Улытау накрывали коврами, поверх которых стелили белый войлок, расшитый по краю золотой нитью. Представители знати становились в три, четыре, иногда даже пять кругов вокруг этого места в ожидании вердикта. Конечно же, в первых рядах собирались самые важные и знатные персоны. Затем выходил один из самых уважаемых аксакалов и оглашал перед народом имя нового хана.

Новый хан выходил к людям, становился в центр кошмы, поворачивался в сторону Мекки и садился на землю, поджав под себя ноги. Один за другим высокопоставленные гости выходили, соревнуясь в ораторском искусстве: превозносили достоинства и достижения нового правителя. Стоит особо отметить, что по казахскому праву, Адат, несогласные имели право возразить против назначения, высказать негатив, но чаще всего этим правом никто не пользовался.

Затем религиозный глава улуса от имени Аллаха и духов предков читал молитву и давал благословение новому хану.

На картинах и многочисленных гравюрах всегда изображаются ханы, которых держат или несут на белой кошме. На самом деле обряд немного отличался от представлений художников - над землей правителя не поднимали.

К кошме подходили четыре заранее назначенных, пользующихся в народе особым авторитетом и уважением, представителя знати, которые поднимали углы кошмы выше своих голов и вновь опускали на землю. И так три раза, произнося слово «хан», - это и есть кульминация процедуры провозглашения хана, когда ему вручается верховная власть в стране. Вот почему понятие «поднят на белой кошме» означает «стал ханом».

С этого момента начиналось празднование. На вновь избранного властителя обильно сыпалось шашу. Затем знатные выборщики раздевали хана, оставив на нем только нательное белье, одежду выше пояса делят между собой четыре человека, поднимавшие углы белой кошмы, а остальная одежда разрывается на кусочки и в память об этом великом событии раздается остальным членам совета по выборам хана.

После этой церемонии на правителя надевали золотой головной убор, парчовый халат, вышитые золотом брюки и вышитые золотым позументом сапоги, вооружали всеми видами оружия и сажали на скакуна.

Привычной всем присяги он не приносил, но раздавал весь свой скот - обычай носит название «хан сарқыты». Смысл его в том, что хану скот не нужен - он хозяин улуса и народа, получив власть, должен радеть не о себе и своем богатстве, но о благополучии своих подданных.

Впрочем, как отмечается практически во всех исторических трудах, со временем хан возвращал все, что раздал, в 10-кратном, а то и более объеме. Правда, теперь считалось, что это не его собственность, а казны.

Празднования были долгими: 30 дней игр и веселья, 40 дней пиршества - «Отыз күн ойын, қырық түн тойын». Мясо - горой, кумыс - рекой, скачки, борьба, музыка. На празднество съезжались представители всех слоев населения из трех жузов. Уже на месте решались государственные дела, заключались сделки, приезжали представители дипломатических миссий и т.д. По сути, в течение этих дней хан вникал в дела, знакомился с главами родов, иностранными послами.

Великий хан - безусловно, самый желаемый и высокий титул, но заслужить его могли немногие. В истории нашей страны желающих захватить земли Казахстана - «Ключи к вратам Азии» - было много. Великими ханами становились лишь те, кто смог своей доблестью и мудростью защитить народ от набегов врагов и завоевания. Среди имен великих, по мнению историков, - Касымхан, при нем в 1511-1517 гг. Казахское ханство достигло наивысшего расцвета; Хакназар, правивший с 1560-го по 1580 год, успешно отражал набеги ойратов и объединял казахские земли; Тауекел, укрепивший позиции ханства; Есимхан, прекративший гражданскую войну, завоевавший г. Ташкент; Жангирхан, все правление которого было связано с противостоянием джунгарской агрессии, и Таукехан, прозванный мудрым, именно при нем был создан свод законов «Жеті Жарғы», содержавший нормы административного и уголовного права.

Улытау

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На неокрепшие детские плечи 06.05.2021

    Темиртауский историко-краеведческий музей совместно с городским советом ветеранов подготовили к празднику торжества над фашизмом альбом из серии «Истории из жизни темиртаусцев. Горожане». Издание посвящено учителям из числа тружеников тыла.

  • Страницы, которые помнят 06.05.2021

    Четыре раздела книжной выставки-напоминания «Зұлмат жылдар қасіреті» рассказывают об одной из самых трагических страниц истории Казахстана. Мероприятие, организованное областной юношеской библиотекой им. Ж. Бектурова, приурочено к Дню памяти жертв политических репрессий в рамках статьи Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Независимость дороже всего».

  • Споем вместе! 06.05.2021

    Молодежь Жезказгана приглашает всех казахстанцев принять активное участие в онлайн-патриотической акции «Споем вместе песню «Атамекен».

  • Радость и горе пополам 30.04.2021

    Жить в мире и согласии со всеми соседями

    Концертами, торжественными поздравлениями, вкусными угощениями и благотворительными акциями встретят Праздник единства народа Казахстана в Приозерске. Два этнокультурных общественных объединения - «Исток» и «Арзу» - совместно с центром по развитию культуры, обычаев и традиций казахского народа «Атамұра» решили объединить усилия.

  • «Здесь мы счастливы» 30.04.2021

    Месхетинцы, живущие в Карагандинской области, не помышляют о переезде на историческую родину. Для нескольких поколений Казахстан стал настоящим домом.

  • Торжество света 30.04.2021

    Второй год свыше 300 миллионов православных христиан в мире встречают один из самых главных праздников - Пасху - в условиях пандемии.

  • Яблоки на холсте 29.04.2021

    Одна из семи граней, которые подарила человечеству Великая степь, - сочные, внешне скромные, но овеянные множеством историй и легенд плоды.

  • Они больны любовью 27.04.2021

    Автор считал, что его пьеса не для сцены

    Впервые на афише Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского - имя великого русского писателя и драматурга Ивана Тургенева. Знаменитый спектакль «Месяц в деревне» поставил российский режиссер Станислав Васильев.

Гид по вакцине против коронавируса