21 мая 2020 года 856

Спрос и предложение

Автор: Юлия ПУЛИНА

Всего за два месяца пандемия коронавируса изменила работу малых и средних компаний в сфере услуг и торговли не только в Карагандинской области, но и в республике. Серьезный удар по бизнесу особенно ощутили предприниматели в небольших городах, поскольку здесь работа в режиме онлайн мало распространена. Тем не менее те, кто освоил интернет-площадки для торговли, оказались в более выгодном положении.

 

Помимо еженедельных публикаций и брифингов на тему, как государство поможет бизнесу минимизировать убытки, понесенные во время режима ЧП, вот какие заголовки можно прочитать в интернете: «Апрель - самый убыточный месяц для торговли в Казахстане», «Выросли доходы от услуг почтальонов и курьерских служб», «Онлайн-покупки бьют рекорды в Казахстане» и так далее. А наравне с ними всевозможные эксперты предрекают этой осенью вторую волну эпидемии коронавируса. Вопрос в том, будет ли вновь введен карантин, и готовы ли наши предприниматели к такому сценарию?

Правительство уже несколько лет предлагает цифровизацию бизнеса как процесс, который способен при снижении определенных и весьма существенных затрат не только повысить продуктивность компаний, но и развивать их, выходя за рамки привычного прилавка в торговом центре на более широкий уровень. Но работа в этом направлении развивается не так быстро, как хотелось бы.

Если не брать в расчет сложные технологические процессы, то цифровизацию в сфере торговли и малых производств реализовать вполне осуществимо - интернет позволяет показать товар «лицом» и, соответственно, продать его. Всего-то нужны смартфон, чтобы сделать фото, и регистрация в соцсетях, чтобы предлагать его соответствующей группе клиентов.

Проблема на сегодня остается для сферы услуг, ведь пока невозможно сделать стрижку по Watsapp или Zoom, как и работу сантехника, электрика или плотника.

Знакомая предприниматель Наталья до введения режима ЧП в Карагандинской области радовалась жизни. Прибыли от небольшого отдела одежды в торговом центре Жезказгана хватало и на отдых в Турции, и оплату учебы сына, и покупку в кредит давней мечты - новенького автомобиля. Закрытие магазинов и торговых центров с непродовольственными товарами оставило ее без работы и привычного дохода. Муж также ушел в неоплачиваемый отпуск. И вся семья «села» на пенсию мамы Натальи. Конечно, они оба отправили заявку на 42500 тенге. Но вот одобрения не получили, хотя социальные отчисления были постоянными. И вот вопрос: что такое 42500 тенге вместо привычного дохода для предпринимателя?

Таких примеров много, и не только в моногородах. Не сказать, что в рядах жезказганских и сатпаевских предпринимателей паника по поводу двухмесячного простоя, но сейчас все их силы и средства уйдут на то, чтобы войти в прежний ритм работы.

Когда я спросила свою знакомую, почему она не осваивает онлайн-торговлю, она ответила, что не умеет делать хорошие фото, к тому же живое общение с клиентками, обмен новостями и поездки за товаром приносят ей удовольствие.

Большинство наших потребителей товаров и услуг, особенно старшего возраста, тоже не спешат стать частью большой семьи интернет-покупателей. Для них поход по городским магазинам с целью сравнить цены и «пощупать» товар тоже своего рода развлечение. Но во время карантина вдруг оказалось, что они не могут купить самое необходимое - сезонную обновку для ребенка или смеситель на кухню, если потек кран.

В Жезказгане, да и во всем Казахстане, наверное, самый распространенный вид бизнеса, который давно и прочно «цифровизировался», - это общепит: сфотографировал фирменные блюда, организовал доставку - и все довольны. На время ЧП работа донерных, суши-пицца-баров и других фаст-фудов не остановилась, а даже набрала обороты.

Новые директивы, которые вынудили тысячи людей оставаться дома, привели к резкому росту спроса на услуги доставки.

Как рассказал руководитель курьерской службы «Domoy.kz» Рустам Ахметов, ему карантин помог расширить клиентскую базу. Даже скептики начинают понимать выгоду «удаленки». О себе заявляют и небольшие кафе, и мини-рестораны, которые раньше даже профиля в соцсетях не имели.

Среди новых клиентов «Domoy.kz» есть некоторые продуктовые  магазины узкого профиля - например, продавцы рыбы и морепродуктов, овощные магазины, из непродовольственных - отделы сантехники и косметические ретейлеры, ведь даже сидя дома, девушки не готовы отказаться от уходовой и декоративной косметики.

Работать с продавцами одежды и обуви, а, вернее, их покупателями  пока немного труднее. Несмотря на многие положительные моменты - экономия времени на поиск нужного товара, доставка день в день, возможность примерки и возврата, здесь есть определенные сложности по доставке. А именно - не все покупатели готовы ее оплатить.

- Карантин показал, что бизнес должен постепенно уходить в интернет, - уверен Рустам Ахметов. - Никто ведь не думал, что такая ситуация возможна. На «удаленке» проще работать, а главное, затраты в разы меньше: не надо аренду платить, комуслуги и телефон. Для тех ребят, что хотят наладить свое торговое предприятие и только делают первые шаги, - это самый удобный вид бизнеса: телефон под рукой, интернет тоже.

С ним согласен и руководитель РПП «Атамекен» г. Сатпаева Галымжан Сутбаев. Напомнив, что Правительство озвучило программу «Цифровой Казахстан» еще в 2017 году, он отметил, что сегодня мы обязаны подстраиваться под любые условия работы и жизни. Те, у кого не было бизнес-аккаунтов в соцсетях, во время режима ЧП потеряли больше, не сумев реализовать свой товар.

Предприниматели, которые недавно начали и постепенно обустраивались в интернете, работали онлайн. Они тоже понесли определенные потери, но хоть какой-то доход им получить удалось.

100% потери понесли те, кому было запрещено работать, - рестораны без доставки, спортивные и образовательные центры, салоны красоты и т.д. К примеру, в начале года начинающий предприниматель получил грант на открытие компьютерного клуба, и только это случилось - объявили режим ЧП.

По мнению Г. Сутбаева, именно малый бизнес будет первое время хромать. Но поправить ситуацию можно с помощью государственной поддержки - Президент уже объявил налоговые льготы для предпринимателей, отсрочки по кредитам и другие меры, и они все прекрасно осведомлены об этом.

Карантин показал, что по крайне мере торговые точки могут работать в режиме самоизоляции, тем более что интерес к онлайн-покупкам в Казахстане вырос в разы. Интерес к интернет-магазинам начали проявлять даже пенсионеры. В промышленных городах потребители платежеспособные, потому что градообразующие предприятия не останавливали свою работу.

Один из плюсов цифровой торговли в небольших городах - тесное социальное сообщество. На самом деле жители Жезказганского региона прекрасно осведомлены о том, что и по каким ценам предлагают им местные магазины. И предпринимателям остается только завести бизнес-аккаунт, обновить список и фото товаров в наличии и указать контактный номер телефона. Еще один момент в пользу «цифры» - нехватка свободного времени у покупателя. Человек, который задерживается на работе или просто хочет больше времени провести с семьей, предпочтет потратить 20 минут на поиск в интернете, чем два часа на обход магазинов города в поисках нужного товара.

- Цифровизация - требование времени, мы к этому идем, правда, медленными шагами, - отметил Г. Сутбаев.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цены стремятся ввысь 13.05.2021

    Жители Карагандинской области больше, чем остальные казахстанцы употребляют в пищу мясо, масло, жиры и картофель. Поэтому можно смело говорить о том, что повышение стоимости продовольственных товаров, и в частности на указанные выше продукты, отражается на нашей жизни больше, чем на других соотечественниках.

  • Заместить импорт 24.04.2021

    Местные производители намерены обеспечить внутренний рынок

    Строительство теплиц, хлебоприемного пункта, перерабатывающих предприятий, откормочных площадок, запуск молочно-товарных ферм - такими целями в этом году задались фермеры региона в сотрудничестве с управлением сельского хозяйства. Главной же задачей для всех является рост объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции как одна из мер обеспечения продовольственной безопасности и конкуренции.

  • Преодолимые трудности 24.04.2021

    В приоритете - обеспечение комфортной жизни сельчан

    Несмотря на сложные условия прошлого года, промышленные предприятия Осакаровского района работали стабильно. Так, объем произведенной продукции составил 31,8 млрд тенге. В нынешнем году планируется сохранить положительные темпы, сообщил аким района Нуркен Кобжанов на брифинге, который прошел на площадке Службы региональных коммуникаций.

  • Спринтерский забег 22.04.2021

    Металлургический гигант обещает исправить ситуацию

    380 миллионов долларов США планирует инвестировать АО «АрселорМиттал Темиртау» в ближайшие пять лет в улучшение состояния окружающей среды города металлургов. Компания расширит золошламонакопитель, установит электрофильтры и высадит зеленые насаждения. Об этом и других идеях предприятия рассказал генеральный директор Биджу Наир во время презентации комплексного плана по снижению эмиссий, в которой приняли участие глава региона Женис Касымбек и главный эколог страны Магзум Мирзагалиев.

  • Главное богатство фермы 22.04.2021

    Пять лет назад Алмат Абзалбеков понял, что ему не по душе работа, которая приносила неплохой доход, и решил заняться животноводством. О своем выборе собеседник «ИК» ни разу не пожалел, потому что дело его расширяется вместе с поголовьем скота.

  • В едином архитектурном стиле 22.04.2021

    Проект «Уличная торговля» презентовали в областном центре

    Готовое комплексное решение начинающим и действующим предпринимателям предлагают власти совместно с СПК «Сарыарка» в рамках реализуемой региональной программы по улучшению социально-экономического положения населения.

  • Снесла курочка яичко «золотое» 20.04.2021

    Казахстанские производители объяснили причину роста цен

    Сократить тарифные квоты и ужесточить государственный контроль за импортом мяса птицы, а также сохранить программу субсидирования, ограничить вывоз масличных культур и восстановить Научно-исследовательский институт птицеводства. С этими и другими вопросами отечественные фермеры постоянно обращаются в Правительство.

  • Слов на ветер не бросают 20.04.2021

    В приоритетных вопросах выполнены все обязательства

    Положительная динамика отмечается в социально-экономическом развитии Балхаша. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, в текущем году намечена реализация перспективных проектов во многих отраслях. Об этом рассказал аким Балхаша Ораз Таурбеков во время брифинга на площадке Региональной службы коммуникаций.

Гид по вакцине против коронавируса