14 апреля 2020 года 1265

К вопросу о коррупции. Так до двух МРП - можно?

Автор: Алтынай СУЛЕЙМЕНОВА

 В Казахстане, как и во всем мире, не перестает быть актуальной проблема борьбы с коррупцией, противодействия коррупции, и, несмотря на принимаемые законы, государственные программы, политические решения, тема незаконного использования служебного положения в целях обогащения остается злободневной. Обладая свойством визуальной неуловимости, коррупция может так ловко адаптироваться в обществе, что люди порой перестают осознавать ее противоправную суть и воспринимают как нормальное явление, чему способствуют и укоренившиеся в обществе традиции и обычаи, такие как «қол ақысы», «көрімдік», «байғазы» и прочие. Такая ситуация нередко приводит к тому, что в понимании людей смещаются границы между понятиями «казахский закон» и «Закон Республики Казахстан». 

Как видим, коррупционная составляющая имеет множество нюансов не только юридического характера, но и социального, а еще политического, экономического, морального… Интернет, телевидение, газеты, билборды, листовки выдают столько информации о проводимых мероприятиях, акциях, громких задержаниях, о призывах поступить тем или иным образом в определенных ситуациях, что создается впечатление: население полностью разбирается в вопросах антикоррупционности, знает нормы, правила, знает Закон.
При этом значение термина «коррупция» понимается по-разному, обычно его трактуют как «подкуп, продажность, взяточничество», а что касается субъекта такого рода правонарушений, то коррупционера люди видят повсюду: и среди чиновников в государственном органе, и среди учителей в школе, и среди врачей в поликлинике, и среди проводников на железнодорожном транспорте…
Между тем законодательство определяет, что у каждого коррупционного правонарушения есть две стороны: та, которая предлагает блага и преимущества (это физические и юридические лица), и та, которая использует служебное положение в целях получения тех самых благ и преимуществ. В пункте 6 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» установлен круг из четырех категорий таких лиц, куда входят: «лица, занимающие ответственную государственную должность; лица, уполномоченные на выполнение государственных функций; лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций; должностные лица». Расширительному толкованию данный список не подлежит. О чем это говорит? О том, что в этом перечне нет ни школьного учителя, ни вузовского преподавателя, ни врача из районной поликлиники. И вот здесь кроется вероятность заблуждения, ошибки, возможность нарушения законодательства вследствие буквального понимания - раз под действие Закона «О противодействии коррупции» не подпадают ни учитель, ни врач, стало быть, им брать можно!? Это иллюзия, которая разрешается очень просто.
Дело в том, что из множества статей Уголовного кодекса Республики Казахстан на сегодняшний день только 17 являются коррупционными. Все остальные - это иные, не коррупционные статьи. Рассмотрим в качестве примера по одной из обеих групп.
В коррупционной статье 366 УК РК «Получение взятки» определен специальный субъект
- лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо,
- лицо, занимающее ответственную государственную должность,
- должностное лицо,
- должностное лицо иностранного государства или международной организации, которое за выполнение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство получает лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества…
Примечание к данной статье называет условия, при совокупности которых деяние не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном или административном порядке. Этими условиями являются:
- получение впервые имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка
- при отсутствии предварительной договоренности
- за ранее совершенные законные действия (бездействие)
- если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.
Как иллюстрацию иной, не коррупционной статьи, назовем статью 247 УК РК «Получение незаконного вознаграждения», согласно которой «незаконное получение работником государственного органа либо государственной организации, не являющимся лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или приравненным к нему лицом, а равно работником негосударственной организации, не выполняющим управленческие функции, материального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера за выполнение работы или оказание услуги, входящих в круг его обязанностей, наказывается штрафом…, исправительными работами…, привлечением к общественным работам…, либо арестом…» Несложно заметить, что субъектом этой статьи являются как раз воспитатели, врачи, учителя и другие, причем как государственных, так и негосударственных организаций.
Данная статья также содержит примечание, которое нельзя не учитывать при рассмотрении конкретных ситуаций. Так, «не является уголовным правонарушением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение лицом, указанным в части первой настоящей статьи, материального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера в качестве подарка
- при отсутствии предварительной договоренности
- за ранее выполненную работу или оказанную услугу, входящую в круг его обязанностей,
- если стоимость подарка не превышала пяти месячных расчетных показателей».
Следует учесть несколько важных факторов, вытекающих из обоих приведенных примечаний.
Во-первых, нормы не определяют черту между «можно» и «нельзя», а устанавливают границу между разными видами ответственности: с одной стороны, уголовной, а с другой - дисциплинарной (административной).
Во-вторых, примечаниями выстроен ряд условий, при которых правонарушение считается малозначительным, влекущим дисциплинарную (административную) ответственность: отсутствие предварительной договоренности между сторонами, ранее выполненная работа или оказанная услуга и т.д.
При этом все названные в норме условия должны быть соблюдены одновременно, т.е. если хотя бы одно из них не соблюдено, то виновное лицо будет нести не дисциплинарную (административную), а уголовную ответственность.
В качестве иллюстрации рассмотрим конкретный житейский пример. Допустим, молодая мама привела трехлетнего сына в детский сад и, чтобы обеспечить внимание воспитательницы к своему ребенку в дальнейшем, дарит ей коробку конфет. В случае принятия дара сотрудником детского сада статья 247 УК РК применима в полной мере, а с учетом условий, установленных в примечании к данной статье, налицо не дисциплинарное, а уголовное правонарушение со всеми вытекающими последствиями. Ибо если предположить, что предварительной договоренности между родительницей и воспитателем не было, стоимость подарка (в нашем примере - коробки конфет) не превышает 5 МРП (2651*5=15255 тенге), но ведь работа-то не выполнена и услуга еще не оказана, и ребенку в детский садик до школы еще ходить и ходить… А вот если бы те конфеты были подарены после выпускного утренника группы детского сада, то и здесь принятие подарка воспитателем является правонарушением, влекущим дисциплинарную ответственность.
В Стратегии «Казахстан-2050» в целях искоренения коррупции одной из задач названо совершенствование законодательства. Некоторыми из таких новелл в настоящее время явились введение дисциплинарной ответственности руководителей государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками, а также введение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.
Ключевыми направлениями Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2014 года № 986, являются: противодействие коррупции в сфере государственной службы; внедрение института общественного контроля; противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе; предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах; формирование уровня антикоррупционной культуры; развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции… Предупреждение коррупционных проявлений, воспитание добропорядочности - одно из основных направлений казахстанской антикоррупционной политики, которая реализуется в деятельности государственных органов и организаций в рамках построения «слышащего» государства, через функционирование площадок open-space, фронт-офисов, «Сарыарқа – адалдық алаңы», специальной мониторинговой группы, антикоррупционного информационно-просветительского штаба.
В своем Послании к народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства К.К. Токаев отметил: «С повестки дня не сходит вопрос системной борьбы с коррупцией», в связи с чем одним из важных факторов предотвращения коррупции видится обучение государственных служащих. Этими вопросами в регионе занимается филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Карагандинской области. В плане-графике семинаров повышения квалификации и курсов переподготовки предусмотрены специальные занятия по темам: «Антикоррупционная культура. Добропорядочность», «Конфликт интересов на государственной службе», «Менеджмент противодействия коррупции и комплаенс». В филиале практикуются разные формы работы - как в своих аудиториях, так и проведение выездных занятий по заявкам государственных органов и квазигосударственного сектора, оказание методической помощи по правовому всеобучу, в организации круглых столов в прямом эфире, мероприятий в рамках Development day… Результатом работы становится более осмысленное, практическое восприятие слушателями известных норм и обучение новым приемам и методикам, таким, как, например, менеджмент противодействия коррупции.
Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы подчеркивает, что «осознание и неприятие коррупции как чуждого национальной культуре явления - основа антикоррупционной культуры нашего общества».

Алтынай СУЛЕЙМЕНОВА, преподаватель филиала
Академии государственного управления при Президенте
Республики Казахстан по Карагандинской области

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цены стремятся ввысь 13.05.2021

    Жители Карагандинской области больше, чем остальные казахстанцы употребляют в пищу мясо, масло, жиры и картофель. Поэтому можно смело говорить о том, что повышение стоимости продовольственных товаров, и в частности на указанные выше продукты, отражается на нашей жизни больше, чем на других соотечественниках.

  • Заместить импорт 24.04.2021

    Местные производители намерены обеспечить внутренний рынок

    Строительство теплиц, хлебоприемного пункта, перерабатывающих предприятий, откормочных площадок, запуск молочно-товарных ферм - такими целями в этом году задались фермеры региона в сотрудничестве с управлением сельского хозяйства. Главной же задачей для всех является рост объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции как одна из мер обеспечения продовольственной безопасности и конкуренции.

  • Преодолимые трудности 24.04.2021

    В приоритете - обеспечение комфортной жизни сельчан

    Несмотря на сложные условия прошлого года, промышленные предприятия Осакаровского района работали стабильно. Так, объем произведенной продукции составил 31,8 млрд тенге. В нынешнем году планируется сохранить положительные темпы, сообщил аким района Нуркен Кобжанов на брифинге, который прошел на площадке Службы региональных коммуникаций.

  • Спринтерский забег 22.04.2021

    Металлургический гигант обещает исправить ситуацию

    380 миллионов долларов США планирует инвестировать АО «АрселорМиттал Темиртау» в ближайшие пять лет в улучшение состояния окружающей среды города металлургов. Компания расширит золошламонакопитель, установит электрофильтры и высадит зеленые насаждения. Об этом и других идеях предприятия рассказал генеральный директор Биджу Наир во время презентации комплексного плана по снижению эмиссий, в которой приняли участие глава региона Женис Касымбек и главный эколог страны Магзум Мирзагалиев.

  • Главное богатство фермы 22.04.2021

    Пять лет назад Алмат Абзалбеков понял, что ему не по душе работа, которая приносила неплохой доход, и решил заняться животноводством. О своем выборе собеседник «ИК» ни разу не пожалел, потому что дело его расширяется вместе с поголовьем скота.

  • В едином архитектурном стиле 22.04.2021

    Проект «Уличная торговля» презентовали в областном центре

    Готовое комплексное решение начинающим и действующим предпринимателям предлагают власти совместно с СПК «Сарыарка» в рамках реализуемой региональной программы по улучшению социально-экономического положения населения.

  • Снесла курочка яичко «золотое» 20.04.2021

    Казахстанские производители объяснили причину роста цен

    Сократить тарифные квоты и ужесточить государственный контроль за импортом мяса птицы, а также сохранить программу субсидирования, ограничить вывоз масличных культур и восстановить Научно-исследовательский институт птицеводства. С этими и другими вопросами отечественные фермеры постоянно обращаются в Правительство.

  • Слов на ветер не бросают 20.04.2021

    В приоритетных вопросах выполнены все обязательства

    Положительная динамика отмечается в социально-экономическом развитии Балхаша. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, в текущем году намечена реализация перспективных проектов во многих отраслях. Об этом рассказал аким Балхаша Ораз Таурбеков во время брифинга на площадке Региональной службы коммуникаций.

Гид по вакцине против коронавируса