23 августа 2018 года 964

Стрелять нельзя бежать

Автор: Анна СТРОКОВА

Пока очередной казахстанский «фильм ужасов» «Во мраке» готовится бороздить прокат России, я смотрю криминальную драму и комедию «Неделимое». Уже давно привлекал актерский состав этой ленты, и первое, что скажу сразу: это кино - достойный образец своего жанра.

«Рискни разделить неделимое» - таков слоган картины, и, конечно, звучит он очень в стиле американских боевиков. Для режиссера Олжаса Ахметова это был дебют, но тут все серьезно и продуманно, потому что напряжение, заявленное жанрами, «Неделимое» создает. Добавьте к этому актерский состав из Азиза Бейшеналиева и Берика Айтжанова, Алексея Шемеса, Чингиза Капина и Ердена Телемисова.
Хочется отметить и хронометраж фильма: 83 минуты. Сейчас модно снимать не меньше чем на два часа, при этом в нашем кино сюжет затягивается, расползается ненужными сценами, нелогичными поступками персонажей. В «Неделимом» все лаконично, не затянуто, все «знаки препинания» расставлены по своим местам.
По сюжету, совершив дерзкое ограбление машины инкассации, преступники останавливаются в придорожном кафе (с ярким названием «Поляна»), где оказываются в неподходящей компании. На кону небывалый куш (10 миллионов долларов), и совсем скоро «гостей» раскроют. Стрелять, бежать или договариваться?
Герои находятся в одном помещении в течение дня, и я отмечу театральность «Неделимого»: его вполне можно ставить на сцене. Игра актеров это позволяет: все держатся в кадре естественно, всем веришь. Кроме, разве молодой пары, которая по ошибке заглядывает в «Поляну». Фильм хорош технически, здесь почти всегда звучит музыка, но она не мешает просмотру, а лишь дополняет атмосферу.
Сразу зацепил дуэт Азиза Бейшеналиева и Берика Айтжанова, которые играют полицейских Аяна и Алдияра. И если Алдияр предстает эдаким мачо, который всегда умеет договариваться, то Аян - «правильный коп». Кстати, это уже их четвертое противостояние после «Аманата», «Мустафы Шокая» и «Ликвидатора». По ходу сюжета их беседы крутятся, конечно, вокруг денег. Но это тот редкий случай в нашем кино, когда все диалоги несут свою смысловую нагрузку, а не как в наших комедиях или «фильмах ужасов».
Каждый персонаж в «Поляне» хорошо прописан и подается в рамках своего характера. Актер Ерден Телемисов исполняет Доса - сотрудника кафе, сильного, немного наивного. Алексей Шемес играет картинного руководителя кафе Арсена, его спутницы - сигара и аппетитная официантка Карина (Жибек Жаппасбаева). Преступное трио (Чингиз Капин, Асан Мажит, Нуржан Садыбеков) на первый взгляд шаблонное: один - нервный боец, другой - хохотун, третий - хитрый, но уравновешенный. Это не делает ребят скучными: вместе с Досом, Арсеном, Аяном и Алдияром они составляют гармоничный ансамбль, за которым хочется наблюдать. Здесь будут и сцены «гляделок», когда персонажи прицениваются друг к другу, но даже эти моменты хорошо создают напряжение. Что уж говорить о сценах, когда все персонажи вытаскивают оружие.
«Неделимое» ставит сразу несколько вопросов, и каждый увидит свои. Например, вопрос действия или бездействия в опасной ситуации, о том, нужны ли переговоры. Другой - что вы будете делать с миллионами долларов, если они достанутся вам прямо сейчас? А если эти деньги в чьей-то крови?
Одна из самых напряженных сцен происходит на 40-й минуте: игра, диалоги - все отлично. Эти кадры красиво перемежаются со змеей-питомцем Арсена, медленно пожирающей мышку. Еще через 20 минут произойдет мастерски построенная круговая съемка героев, и здесь можно вновь порадоваться за техническую сторону.
Финальная сцена ленты действительно неожиданная, но ее вы увидите сами. Я только дополню, что за ней последует неожиданное появление еще одного казахстанского артиста в роли ничего не подозревающего повара.
«Неделимое» сняли за две недели. Бюджет фильма (по некоторым данным, 92 тысячи долларов) собирался с миру по нитке, но он все равно получился не самый дорогой: в Казахстане мало кто закладывает в ленту больше 200 тысяч долларов. У режиссера Олжаса Ахметова не было больших бюджетов: съемки проходили в замкнутом пространстве. В ряды кинематографистов он, что удивительно, пришел из экономистов строительной компании. Режиссура привлекала его возможностью общения и сотрудничества с массой интересных людей и шансом запечатлеть их эмоции. Начал Олжас с минутного социального ролика, продолжил съемками клипов, заработок тратил на обучение режиссуре и новую технику. Его дипломной работой в киношколе стала камерная короткометражка «Квартира 6» с Азаматом Сатыбалды. Творчество Ахметова, признавался он в интервью, держится на трех китах – это Даррен Аронофски, Квентин Тарантино, Фрэнсис Форд Коппола, однако цели быть похожим на них нет: Олжас просто стремился снять достойное кино.
Перед тем, как вступить в команду «Неделимого», Азиз Бейшеналиев, по его словам, сначала был недоволен подходом Ахметова: на момент их встречи у режиссера не был написан сценарий. Получив документ, актер восхитился: задумка картины, признавался он, обладала жанровой свежестью. Ерден Телемисов, воплощавший на экране и добродушных персонажей, и мафиози, говорил, что сценарий «Неделимого» - за последние два года единственный, который он дочитал до конца. Сюжет Ерден сравнил с тарантиновскими «Бешеными псами» и «Омерзительной восьмеркой».
Еще одна хорошая черта «Неделимого» - стремление команды к реализации собственных идей и замыслов, а не попытки угодить кому-то (что у нас бывает часто). Лента подойдет под любой рынок, а ее зрителем ее может стать каждый старше 18-ти. Возможно, фильм получился именно таким, потому что Олжас Ахметов пришел в кинематограф в зрелом возрасте. Пока же наши немногочисленные критики его работу хвалят. Думаю, есть за что.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На неокрепшие детские плечи 06.05.2021

    Темиртауский историко-краеведческий музей совместно с городским советом ветеранов подготовили к празднику торжества над фашизмом альбом из серии «Истории из жизни темиртаусцев. Горожане». Издание посвящено учителям из числа тружеников тыла.

  • Страницы, которые помнят 06.05.2021

    Четыре раздела книжной выставки-напоминания «Зұлмат жылдар қасіреті» рассказывают об одной из самых трагических страниц истории Казахстана. Мероприятие, организованное областной юношеской библиотекой им. Ж. Бектурова, приурочено к Дню памяти жертв политических репрессий в рамках статьи Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Независимость дороже всего».

  • Споем вместе! 06.05.2021

    Молодежь Жезказгана приглашает всех казахстанцев принять активное участие в онлайн-патриотической акции «Споем вместе песню «Атамекен».

  • Радость и горе пополам 30.04.2021

    Жить в мире и согласии со всеми соседями

    Концертами, торжественными поздравлениями, вкусными угощениями и благотворительными акциями встретят Праздник единства народа Казахстана в Приозерске. Два этнокультурных общественных объединения - «Исток» и «Арзу» - совместно с центром по развитию культуры, обычаев и традиций казахского народа «Атамұра» решили объединить усилия.

  • «Здесь мы счастливы» 30.04.2021

    Месхетинцы, живущие в Карагандинской области, не помышляют о переезде на историческую родину. Для нескольких поколений Казахстан стал настоящим домом.

  • Торжество света 30.04.2021

    Второй год свыше 300 миллионов православных христиан в мире встречают один из самых главных праздников - Пасху - в условиях пандемии.

  • Яблоки на холсте 29.04.2021

    Одна из семи граней, которые подарила человечеству Великая степь, - сочные, внешне скромные, но овеянные множеством историй и легенд плоды.

  • Они больны любовью 27.04.2021

    Автор считал, что его пьеса не для сцены

    Впервые на афише Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского - имя великого русского писателя и драматурга Ивана Тургенева. Знаменитый спектакль «Месяц в деревне» поставил российский режиссер Станислав Васильев.

Гид по вакцине против коронавируса