28 сентября 2017 года 2654

Мифы и реалии большого рынка

Автор: Людмила ЗАЙЦЕВА

Новостройки Санкт-Петербурга оснащают карагандинской сантехникой, в жестяные банки, изготовленные в Темиртау, закатывают консервы в странах Таможенного союза, жители Таджикистана, Туркменистана делают по утрам бутерброды с маслом «Три желания», а тем временем производители осваивают рынки Кавказа. Как чувствуют себя экспортеры на просторах Таможенного союза и ЕАЭС, что намерены внедрять и развивать, с какими проблемами сталкиваются и как их решают - эти и другие вопросы обсуждались в ходе пресс-тура, организованного на предприятия области региональной палатой предпринимателей.

Не всегда масло масляное
Развенчать миф о вреде спредов считают необходимым в АО «Евразиан Фудс». Специалисты предприятия уверяют, что все как раз наоборот: этот продукт, благодаря удачной комбинации сливочного и растительных масел, является наиболее полезным для человека. Ведь именно в растительных жирах содержится большое количество незаменимых ненасыщенных жирных кислот, в которых нуждается наш организм. «Так что мы намерены менять отношение потребителей к спредам», - говорит председатель правления компании Олег Винокуров. Разумеется, речь идет о качественной продукции, а не о подделках недобросовестных предпринимателей.
На данный момент почти весь ассортимент «Евразиан Фудс» выпускается с пометкой на упаковке: «Без трансизомеров». Участие в рынках Таможенного союза и ЕАЭС требует соблюдения определенных правил и стандартов, гарантирующих качество и безопасность поставляемых товаров. Так, с 1 января 2018 года вводится требование для производителей масложировой продукции о содержании в ней трансизомеров жирных кислот (так называемых трансжиров) не более 2%.
Поскольку это довольно трудоемкий процесс, связанный с поиском и заменой десятков рецептур, то для членов ТС планируется плавный переход на новые технологии. И все равно многие предприятия, особенно среднего и малого бизнеса, настаивают на том, чтобы установленный срок передвинули на более поздний, считая, что вовремя не справятся. А для «Евразиан Фудс» задача оказалась если не легкой, то вполне выполнимой, хотя речь идет о пересмотре 30 групп рецептур. Этим занимается команда собственных опытных технологов: на предприятии есть три лаборатории, в том числе инновационная, где разрабатываются новые рецепты продукции. И хотя маргариновое производство в Караганде открылось еще в 1971 году, там не сохранилось ничего из старого оснащения. Руководство принципиально вкладывается в приобретение надежного оборудования ведущих западных фирм. Даже котельная здесь - образец современной экологичной и безопасной системы получения теплоэнергии. За последние 5 лет компания вложила в модернизацию производства 20 млн долларов США.
В прошлом году карагандинский завод выпустил 55 тысяч тонн продукции. В настоящее время его специалисты обучают своих крупных потребителей - пекарей и кондитеров - работать по новым технологиям с применением маргаринов без трансжиров.
АО «Евразиан Фудс» - один из крупных экспортеров. По некоторым позициям зарубежные поставки занимают 60-70% объемов всей страны. Если бы наш экспорт поддерживался в рамках мирового опыта, то ежегодно можно отправлять в разные страны продукции на сумму до 50 млн долларов, говорит заместитель председателя правления АО Зайнулла Ибрагимов. В целом по холдингу реально увеличить выпуск и поставки продукции в 5-6 раз.
Увы, в Казахстан легко заходит любая продукция, в то время как другие страны не столь доброжелательны к нашим товарам. К примеру, рынок Узбекистана для нас закрыт, говорит заместитель председателя правления АО. Введенные акцизы, НДС, таможенные пошлины составляют от 20 до 70%, т.е. без государственной поддержки везти продукцию в Узбекистан невыгодно. Приняв заградительные меры для «чужих» товаров, там строят собственные заводы по производству масел, маргарина и др.

Это не значит, что нужно отказываться от конкуренции. В Российской Федерации в ответ на акцизы производителям компенсируют расходы на логистику. Кроме того, там есть программа финансирования приоритетных отраслей, в рамках которой банки предоставляют кредиты под 1% годовых. «Да, мы тоже пользуемся инструментами господдержки, но все равно эти механизмы не позволяют компенсировать процентную ставку. В результате повышение эффективности производства не идет столь быстрыми темпами, как ставит задачу Президент страны», - говорит Зайнулла Ибрагимов. Существуют апробированные меры поддержки в торговых сетях, так называемый «вход на полку» и др., которые применяются различными странами для поддержки отечественных товаров за рубежом, Казахстану нужно их перенимать.
Слишком открытый казахстанский рынок словно медом намазан для различного рода фальсификата, произведенного как внутри страны, так и привозимого из-за рубежа. Даже в солидных супермаркетах не всегда в пачках, на которых написано «масло», содержится действительно масло. «По оценке наших специалистов, около 20% масложировой продукции - подделка, т.е. содержимое каждой пятой баночки, брикета - потенциально опасно для здоровья», - говорит Олег Винокуров. Государство должно принять меры для защиты своих граждан.
Еще одна проблема - высокий коэффициент налоговой нагрузки. Ежегодно 2 предприятия холдинга платят в государственную казну 8 млрд тенге. На сегодняшний день в сфере АПК всего 5-6 таких крупных налогоплательщиков, для них нужна отдельная программа координации развития, считают специалисты. Не так давно при Минсельхозе создан департамент переработки, обсуждаются стратегия отрасли и меры поддержки предприятий, в этой дискуссии специалисты АО «Евразиан Фудс» принимают активное участие.

«Ева» права
На выставке в Москве в 2014 г. карагандинцы представили новинку - элитную стальную ванну. Казалось бы, что в этом изделии может быть нового… Но производители смогли удивить и конкурентов, и простых потребителей эргономикой, внутренней геометрией и приятными свойствами изделия под названием «Ева»: вода стала падать в ванну почти бесшумно, и она теперь долго держит тепло.
Дизайн разрабатывали заводские специалисты совместно с итальянскими коллегами. Секрет - во внутреннем и внешнем покрытии. Внутри используется эмаль с ионами серебра, это, по словам заместителя директора по сбыту ТОО «Сантехпром» Инны Радченко, патент предприятия. Снаружи ванна покрывается специальным (тонким, но эффективным) слоем специальной изоляции, которая позволяет решить проблему с шумом и к тому же, как термос, долго сохраняет воду горячей. Новинка внешне очень похожа на акриловый аналог, только значительно дешевле.
Производственная линия позволяет выпускать 550 тысяч штук эмалированной продукции в год, реальные объемы зависят от спроса. Сейчас несколько месяцев подряд идут активные поставки в Санкт-Петербург. Завод выиграл тендер и заключил долгосрочный договор на обеспечение строящихся объектов. Новинкой обеспечен и внутренний рынок, в том числе в Караганде. Надо сказать, что на территории СНГ всего два предприятия по производству стальных ванн - у нас и в России, в Екатеринбурге. Акриловое же производство для Казахстана является уникальным.
Сырье для производства используется местное, АО «АрселорМиттал Темиртау». Это могло бы стать существенным преимуществом, если бы постоянно не подводило качество. «Нам требуется холоднокатаная сталь с заданными параметрами, но металлургический комбинат этих требований зачастую не выполняет», - говорит Инна Радченко. Отношения с поставщиком не удается наладить уже продолжительное время, от чего страдает производство сантехники, в том числе стальных радиаторов. Позицию «АМТ» в отношении столь выгодного местного потребителя трудно понять, но зато в связи с этим улавливаешь логику тех компаний, которые закупают металл за рубежом.
Если многие производители сетуют, что не могут по тем или иным причинам выйти на международный рынок, то ТОО «Сантехпром» со своими стальными радиаторами труднее осваивает внутренний, казахстанский. Причина - плохо работает закон об энергоэффективности. Проектировщики при новом строительстве по старинке планируют установку устаревших чугунных или алюминиевых изделий, а из современных материалов остаются невостребованными.
Между тем, по словам специалистов, стальной панельный радиатор - это идеальное решение для закрытой системы отопления, той, которая является завтрашним днем в сфере теплоснабжения. Ее плюсы - энергоэффективность, экологическая безопасность, экономия технической воды и др. К сожалению, все эти параметры сегодня не учитываются и в основном у нас строят дома в центральной системе отопления. «Мы много пишем, пытаемся на всех уровнях доказать, что во всем мире уже давно применяются энергоэффективные системы и подходящие для нее радиаторы, но пока в Казахстане эта продукция мало востребована, как и сама технология», - отметила Инна Радченко.

Под боком у гиганта
ТОО «Магнитка» во время одного из визитов в нашу область посетил Нурсултан Назарбаев. В то время предприятие наладило выпуск сгущенного молока из натурального местного продукта, разливая его в банки собственного производства. Универсальное частное производство на стыке города и села стало наглядным примером диверсификации экономики. Расположенный в полном смысле слова под боком у стального гиганта, т.е. рядом с белой жестью, цех обзавелся высокотехнологичным европейским оборудованием для линии по производству жестяной банки. К сожалению, из-за проблем с сахаром от «сгущенки» пришлось отказаться, но зато компания приняла правильное решение сконцентрироваться на ассортименте и качестве основной продукции. В 2003 году было введено в эксплуатацию английское оборудование, позволяющее выпускать высококачественную лакированную жесть для пищевой консервной тары (180 штук в минуту) нескольких типоразмеров под различные консервы - рыбные, мясные, овощные. Вся продукция предприятия имеет сертификат соответствия РК, прошла неоднократные испытания и удостаивалась премий и наград на различных республиканских и международных выставках.
По словам коммерческого директора Сергея Гахова, на данный момент ТОО производит около 800 тысяч банок в месяц, это меньше, чем до недавних пор, поскольку с момента отпуска валюты в свободное плавание сократились поставки в Таджикистан, Кыргызстан, Российскую Федерацию, Беларусь и другие страны. Пришлось на время отложить и планы по развитию предприятия, сейчас главная задача - удержать свои позиции на внутреннем рынке, а это Актау, Уральск, Семей, Усть-Каменогорск и т.д., сохранить около 50 рабочих мест, что вполне по силам.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цены стремятся ввысь 13.05.2021

    Жители Карагандинской области больше, чем остальные казахстанцы употребляют в пищу мясо, масло, жиры и картофель. Поэтому можно смело говорить о том, что повышение стоимости продовольственных товаров, и в частности на указанные выше продукты, отражается на нашей жизни больше, чем на других соотечественниках.

  • Заместить импорт 24.04.2021

    Местные производители намерены обеспечить внутренний рынок

    Строительство теплиц, хлебоприемного пункта, перерабатывающих предприятий, откормочных площадок, запуск молочно-товарных ферм - такими целями в этом году задались фермеры региона в сотрудничестве с управлением сельского хозяйства. Главной же задачей для всех является рост объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции как одна из мер обеспечения продовольственной безопасности и конкуренции.

  • Преодолимые трудности 24.04.2021

    В приоритете - обеспечение комфортной жизни сельчан

    Несмотря на сложные условия прошлого года, промышленные предприятия Осакаровского района работали стабильно. Так, объем произведенной продукции составил 31,8 млрд тенге. В нынешнем году планируется сохранить положительные темпы, сообщил аким района Нуркен Кобжанов на брифинге, который прошел на площадке Службы региональных коммуникаций.

  • Спринтерский забег 22.04.2021

    Металлургический гигант обещает исправить ситуацию

    380 миллионов долларов США планирует инвестировать АО «АрселорМиттал Темиртау» в ближайшие пять лет в улучшение состояния окружающей среды города металлургов. Компания расширит золошламонакопитель, установит электрофильтры и высадит зеленые насаждения. Об этом и других идеях предприятия рассказал генеральный директор Биджу Наир во время презентации комплексного плана по снижению эмиссий, в которой приняли участие глава региона Женис Касымбек и главный эколог страны Магзум Мирзагалиев.

  • Главное богатство фермы 22.04.2021

    Пять лет назад Алмат Абзалбеков понял, что ему не по душе работа, которая приносила неплохой доход, и решил заняться животноводством. О своем выборе собеседник «ИК» ни разу не пожалел, потому что дело его расширяется вместе с поголовьем скота.

  • В едином архитектурном стиле 22.04.2021

    Проект «Уличная торговля» презентовали в областном центре

    Готовое комплексное решение начинающим и действующим предпринимателям предлагают власти совместно с СПК «Сарыарка» в рамках реализуемой региональной программы по улучшению социально-экономического положения населения.

  • Снесла курочка яичко «золотое» 20.04.2021

    Казахстанские производители объяснили причину роста цен

    Сократить тарифные квоты и ужесточить государственный контроль за импортом мяса птицы, а также сохранить программу субсидирования, ограничить вывоз масличных культур и восстановить Научно-исследовательский институт птицеводства. С этими и другими вопросами отечественные фермеры постоянно обращаются в Правительство.

  • Слов на ветер не бросают 20.04.2021

    В приоритетных вопросах выполнены все обязательства

    Положительная динамика отмечается в социально-экономическом развитии Балхаша. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, в текущем году намечена реализация перспективных проектов во многих отраслях. Об этом рассказал аким Балхаша Ораз Таурбеков во время брифинга на площадке Региональной службы коммуникаций.

Гид по вакцине против коронавируса