25 мая 2017 года 2338

Магия мудрого слова

Автор: Анна СТРОКОВА

Лауреат премии акима области в номинации «Лучший педагог-психолог» Лилия Ханина трудится в своей сфере 14 лет, шесть из которых работает в Приозерской общеобразовательной школе № 2. Детство и юность Лилии Ханиной проходили в нескольких городах: в Талгаре она родилась, в Талдыкоргане пошла в первый класс, в селе Урджар окончила школу, в институт поступила в Семипалатинске. Ее родители, инвалиды по зрению, трудились в обществе слепых, а потому она росла, как сейчас говорят, в инклюзивной среде. 

Лилия Владимировна всегда хотела быть педагогом. Учитель ей представлялся абсолютным идеалом. Выбор профессии сомнению не подвергался, но Лиля рано вышла замуж ― учеба с карьерой отошли на второй план, хотя к тому времени у нее был диплом воспитателя детского сада. В годы перестройки она поступила в институт и параллельно отправилась преподавать в начальные классы.
О психологии в то время не говорили открыто. Поступив на специальность “Дошкольное воспитание”, она с однокурсниками узнала: они ― первый поток, который на самом деле принят на кафедру психологии (ею заменили кафедру дошкольного воспитания). Наша героиня не сожалела ни секунды: психология для нее была загадкой, магией слова и действия.
Позже ее мужа-военнослужащего перевели в Приозерск. В школах города свободных вакансий не было, и Лилия Владимировна отправилась трудиться в воинскую часть. Уверенно пообещала начальству, что с работой справится на «отлично», но молодые военные сначала не приняли ее всерьез. Неудачный опыт ― тоже опыт, рассуждает Ханина. Затем последовали слеты и семинары, активная работа по диагностике и коррекционные мероприятия ― дела стали налаживаться.
Сейчас Лилия Владимировна работает не только с учениками школы, но и с другими участниками образовательного процесса ― преподавателями и, конечно, родителями. Важность работы с педагогами отмечает особенно: к сожалению, из-за большой нагрузки неизбежно наступает эмоциональное выгорание, да и дефицит кадров в школах сохраняется, поскольку Приозерск - город отдаленный, и молодежь сюда особо не спешит.
Тем не менее во всем есть плюсы: все свои наработки Лилия Владимировна готовила с нуля, развиваясь в теории и практике, а теперь задействована еще в одном направлении - инклюзивном, которое вводится в Приозерской общеобразовательной школе № 2. Ханина ― заместитель директора по специальному инклюзивному надомному обучению и педагог-психолог инклюзивной практики. В этой сфере она планирует развиваться и дальше. Наша героиня прошла множество курсов, является преподавателем первой категории, которая, надеется, скоро станет высшей. По инициативе Лилии Владимировны создан школьный педагогический консилиум, служба психолого-педагогического сопровождения, за ее плечами ― семинары и практические занятия на уровне города. Ею разработаны собственные коррекционно-развивающие программы, а также серии уроков с элементами тренинга.
Одну из таких программ Ханина начала еще в институте в качестве курсовой работы. Сейчас ее разработка помогает детям в познавательном процессе: в ней расписаны не только задания для ребят и рекомендации для педагогов, но и детали работы с родителями. Все элементы программы, уточняет Лилия Владимировна, связаны: если дети развивают память, они развивают внимание, мышление. С каждым занятием программа, рассчитанная на уроки русского языка, литературы и математики, усложняется, а в нее, помимо самих заданий, включаются подвижные игры.
Лилия Ханина выполняет еще одну непростую миссию: уже больше пяти лет является классным руководителем. Она организует родительские собрания с элементами тренинга, что очень помогает мамам и папам лучше понимать и себя и своих детей. Случаются и личные встречи с родителями - Лилия Владимировна с удовольствием им помогает.
Олимпиады, конкурсы, семинары и курсы повышения квалификации ― неотъемлемая часть профессиональной жизни нашей героини. В 2013 году в областном конкурсе «Психолог года» она заняла первое место, была участником одноименного республиканского конкурса, а в прошлом году стала лауреатом премии акима области.
Что важнее всего в работе школьного психолога? Это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, говорит Лилия Владимировна. Прежде всего нужно не терять чувство юмора, быть оптимистом и верить в лучшее. В жизни нам встречаются разные люди, но в контакте с детьми нужно найти ту струну души, которая откликнется на ваши слова.
И если врачи лечат наше тело, психологи ― душу, справедливо утверждает Лилия Ханина. Она не представляет себя без своей работы, хотя нередко работу эту приходится выполнять дома. В выходные, как и все, она позволяет себе отдохнуть, но и здесь приятное совмещает с полезным: читает исторические книги и любит вязать. Это, утверждает Лилия Владимировна, успокаивает и настраивает на позитив.
Фото автора
г. Приозерск

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Где родился, там и пригодился 22.06.2021

    У главы сельской администрации всегда много хлопот: он рассматривает жалобы и обращения граждан, обсуждает с ними вопросы по развитию населенного пункта, способствует сбору налогов, работает с предпринимателями, а также многое другое. Для жителей он в первую очередь представляет власть. Об этом не понаслышке знает аким Темершинского сельского округа Каркаралинского района Серик Ильяшев.

  • Немеркнущий подвиг 22.06.2021

    Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всей страны, для каждого человека. Страна стала единым боевым лагерем, фронт и тыл вместе ковали победу. Она складывалась из больших и малых боев, военных будней солдат и офицеров, их мужества, чувства долга и ответственности перед Родиной.

  • Опалена каждая семья 22.06.2021

    80 лет назад началась Великая Отечественная война. Она отодвигается от нас все дальше. Как будто прячется в памятниках, книгах, фильмах, застывает в музеях и монументах. Титаническая борьба советского народа против фашизма - наше бесценное духовное достояние, распылить которое мы не имеем права. Ни одна война из пережитых человечеством не может идти ни в какое сравнение ни по масштабам, ни по жестокости, ни по неслыханным жертвам со Второй мировой войной, охватившей шестьдесят одно государство с населением в 1 миллиард 700 миллионов человек.

  • Из далеких встреч: Орымбек Ахметбекович Жаутыков 22.06.2021

    О.А. Жаутыков вернулся в Алма-Ату. Свою научную деятельность продолжил под руководством профессора Казахского университета К.П. Персидского, продолжателя научных идей по теории устойчивости выдающегося русского математика А.М. Ляпунова. За существенный вклад в разработку теории устойчивости движения Жаутыкову первому среди казахов была присвоена степень кандидата физико-математических наук. Произошло это в 1944 году.

  • Из далеких встреч: Орымбек Ахметбекович Жаутыков 19.06.2021

    Однажды в Каркаралинске я посетил среднюю школу № 1 имени академика Орымбека Ахметбековича Жаутыкова, с которым был знаком. Обобщаю наше общение.

  • Из далеких встреч: Орымбек Ахметбекович Жаутыков 17.06.2021

    Однажды в Каркаралинске я посетил среднюю школу № 1 имени академика Орымбека Ахметбековича Жаутыкова, с которым был знаком. Обобщаю наше общение.

  • Школа мастерства 12.06.2021

    Впервые порог «Индустриалки», здание которой находилось тогда на улице Чкалова, 3, - там, где ныне находится областной налоговый комитет, - я перешагнул осенью 1977 года...

  • Думал о цветущем крае 10.06.2021

    Личность видного политического и государственного деятеля, первого казахстанского академика ВАСХНИЛ Карима Мынбаева, выдающегося казахского ученого, первого в стране биолога, первооткрывателя многих направлений в растениеводстве, невозможно переоценить.

Гид по вакцине против коронавируса