29 октября 2016 года 1681

Особые правила

Автор: Наталья ПРУС

В ОСШ № 27 Караганды, которая работает как экспериментальная площадка и ресурсный центр для внедрения инклюзивного образования в области, в этом году запущено несколько новых социальных проектов, в том числе школа тьютерства. Для Казахстана это пока новое явление в обучающем процессе.

Руководитель созданной в учреждении службы психолого-педагогического сопровождения Ольга Чумакова вспоминает, что несколько лет назад, когда педагоги-дефектологи обратились в Министерство труда и соцразвития за определением статуса тьютера, выяснилось, что в классификаторе специальностей такой профессии нет. Тем не менее вскоре школой была налажена связь с общественной организацией - Ассоциацией тьютеров в Казахстане, которая занималась сопровождением высокомотивированных и одаренных детей, и обобщение карагандинского опыта продолжили.
Автор программы «Школа тьютерства», заместитель директора ОСШ № 27 Арман Баграмова поделилась, что в состав школы входят три класса: тьютеры-педагоги, тьютеры-волонтеры из числа студентов вузов Караганды и тьютеры-родители.
- Педагогов, сопровождающих детей с особыми образовательными потребностями в период учебно-воспитательного процесса, в ОСШ № 27 обучают уже три года, - объясняет она. - Пришло время расширять потенциальные возможности тьютерства для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Сегодня мы закрепляем за каждым учеником инклюзивного и специального классов студента-дефектолога, который работает с ним на дому. С одной стороны, молодые люди проходят у нас педагогическую практику, осваивают профессию дефектолога, повышают свою профессиональную компетентность, а с другой — сопровождают детей, наблюдают за ними, ведут документацию по специальной программе. Наши дети в силу своих психофизических особенностей страдают нарушением коммуникативных функций, речи, социализации, и студенты третьего и четвертого курсов садятся с ними за парты, организуя их учебную деятельность. Для педагогов школы это большая помощь, так как наполняемость классов велика и максимально индивидуализировать работу с особым ребенком зачастую нет времени. Студенты также занимают ребят на переменах.
В образовательный процесс уже включились будущие дефектологи и социальные работники из СГТИ, КарГУ, КЭУ. По мнению А. Баграмовой, будущих социальных работников тоже необходимо ориентировать на систему образования, а не только на оказание социальных услуг. К примеру, в ОСШ №27 обучаются 28 детей-инвалидов и все они и их родители нуждаются в правовой, информационной поддержке.
Что касается родителей-тьютеров, то для них школа всегда открыта, и они, заключив договор, могут посещать ее вместе с ребенком, присутствовать на уроках, видеть, как он вливается в учебный процесс. Данное решение поможет избежать впоследствии такого родительского явления, как гипер- или гипоопека. Если мама увидит, что ее чадо в десять лет не может застегнуть пуговицу и обуться, а другие особые дети делают это с легкостью, она задумается и начнет формировать у ребенка соответствующие навыки.
Класс родителей-тьютеров, как рассказали педагоги ОСШ № 27, стал логичным продолжением Школы родителей — второго социального проекта по направлению «Инклюзивное образование». Школа помогает найти родителю общий язык с ребенком, особенно в период его адаптации, в подростковом возрасте. Здесь учат правилам идеального родителя — «Трех П» (принять особого ребенка, понять его диагноз и помочь ему). Сегодня на занятиях и обучающих тренингах, в том числе по запросам родителей, специалисты помогают последним выйти из кризисной ситуации, сохранить семью, учат действенным методам воспитания и обучения.
Третий социальный инклюзивный проект, реализуемый в ОСШ № 27, - «Школа надомного обучения». В настоящее время из 100 детей с особыми образовательными потребностями 19 обучаются на дому (для сравнения - в прошлом году было 9). Чтобы повысить качество образования, проект подразумевает их максимальное включение в школьный учебный процесс. То есть дети могут посещать уроки по выбору, общаться со сверстниками, заниматься в различных кружках, а также обучаться дистанционно в режиме онлайн, для чего в Карагандинский городской отдел образования подана заявка на приобретение оборудования. Учитывая, что из 19 надомников 13 аутичных детей, работа началась на уровне индивидуальных занятий с учителями.
Так как инклюзия - это включение в образовательный процесс всех детей, испытывающих затруднения, а не только с ограниченными возможностями, в ОСШ начали разрабатывать проект, направленный на сопровождение детей трудовых мигрантов - туркмен, таджиков, уйгуров. В процессе анализа составов классов оказалось, что 17-18 процентов учащихся основной школы (22 человека) приехали в Караганду из других республик. В силу незнания государственного и русского языков и слабой дошкольной подготовки эти дети с большим трудом включаются в учебный процесс. Таким образом, назрела необходимость в междисциплинарной команде учителей-языковедов и методических рекомендациях по ускоренному освоению программного материала.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Я хочу защищать Родину» 13.05.2021

    Какими качествами должен обладать военнослужащий, узнали воспитанники областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по боксу на уроке мужества «Достойные защитники Отечества».

  • Одна команда 13.05.2021

    В Караганде состоялся первый областной фестиваль «Жас сарбаз» среди воспитанников кадетских классов школ. Фестиваль, в котором приняли участие специалисты отделов образования, директора школ, педагоги, состоялся в онлайн-формате в рамках акции «Мен Елімнің - Патриотымын» и был посвящен Дню защитника Отечества и 30-летию Независимости РК.

  • Зажгутся новые таланты 06.05.2021

    Именная стипендия поможет покорить новые вершины.

    «У нас было счастливое детство. Наш отец был не только лучшим папой, но и выдающимся ученым, руководителем. Рядом с ним всегда было много людей: родных, коллег, соратников. Его неутомимая энергия, неподражаемая харизма, искренний смех магнетически притягивали всех».  Такими словами вспоминали покойного Димкеша Муканова дочери и близкие, приехавшие в шахтерскую столицу для присуждения именных стипендий десяти студентам Карагандинского университета имени Е.А. Букетова.

  • Связь поколений 06.05.2021

    Акция «Парта памяти» проходит в общеобразовательной школе № 2 Приозерска. В течение месяца организаторы будут рассказывать ученикам о героях Великой Отечественной войны и их подвиге.

  • Профессия - вожатый 30.04.2021

    Старые и добрые традиции надо не просто хранить, но и передавать следующим поколениям. Так, например, казалось, что институт «вожатого» давно забыт, но карагандинские педагоги решили не отказываться от такого важного направления в образовании. Более того, четвертый год в регионе проводится конкурс «Үздік тәлімгер».

  • Память из детства 30.04.2021

    Когда человечество еще не знало, что такое интернет, а наличием телефона могла похвастаться не каждая семья, почтовые карточки служили единственным способом поздравить родных и друзей с праздниками.

  • Дроны на службе 24.04.2021

    Сотрудники департамента по ЧС провели мастер-класс для студентов Карагандинского политехнического колледжа, ознакомив их с работой беспилотных летательных аппаратов.

  • Чемпионы Страниц 17.04.2021

    Читать произведения классиков так, чтобы у слушателя захватывало дух и он мог представить или почувствовать все то, о чем хотел рассказать писатель. Именно такую задачу ставит перед собой чемпионат «Страница», который зародился в России и вот уже несколько лет подряд проводится среди старшеклассников Караганды.

Гид по вакцине против коронавируса