15 октября 2016 года 2535

Давайте, дети, учиться!

Автор: Светлана СВИЧ

В этом году отмечается 175-летие со дня рождения великого казахского просветителя, основоположника казахской педагогики, языковеда и переводчика, поэта и литератора, этнографа и фольклориста, создателя новых школ в Казахстане Ыбырая Алтынсарина. 

Его вклад в просвещение народа, в создание системы образования столь огромен, что до конца не изучен и поныне. Раскрыть основные направления деятельности педагога-новатора, значение его творческого наследия в процессе становления национального образования, науки и литературы постарались участники конференции, организованной областной библиотекой им. Н.В. Гоголя.
Ыбырай родился в селе Аркарагай Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбыршыулы, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. Учился в школе, открывшейся для казахских детей при Пограничной комиссии, где самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Именно там ему удалось познакомиться и пообщаться с известным впоследствии востоковедом Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии, часто посещать его дом и пользоваться обширной библиотекой.
После окончания школы около трех лет Ыбырай работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. Видя способности молодого человека, правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило работать там же учителем русского языка. На средства меценатов Ыбырай приступил к строительству школьного помещения, которое было торжественно открыто в 1864 году. На учебу сразу записались 16 мальчиков, для них при школе был создан интернат.
Работу Алтынсарина в школе оценили очень высоко, дети быстро и легко овладевали знаниями. Сам Алтынсарин писал: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-
что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».
Используя в своей учебно-просветительской работе новые для своего времени способы и средства, он уделял большое внимание обучению детей на родном языке. С этой целью Алтынсарин написал учебник "Қазақ хрестоматиясы", дидактическое учебное пособие "Начальное пособие по обучению казахов русскому языку". Но самое главное - более трех лет жизни он посвятил разработке первого кириллического казахского алфавита на основе русской графики. Казахи, как и все тюркские народы, были наследниками рунической письменности, а затем под арабско-мусульманским влиянием стали пользоваться арабской письменностью. Алтынсарин разработал алфавит на кириллице с использованием специфических символов, который применялся при печатании книг вплоть до 1917 года.
Проверив организаторские способности молодого педагога, ему доверили исполнять обязанности старшего помощника уездного начальника и даже уездного судьи. По долгу службы Ыбырай бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин. На выборах Алтынсарин пытался способствовать справедливому решению, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору, министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов и добиваясь отстранения от службы в уездном управлении.
Через некоторое время он возвращается к работе в сфере образования - получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал их учениками и учителями. Большое значение он придавал оборудованию этих училищ и уделял особое внимание созданию библиотек при каждой школе. По замыслу просветителя, цель этих библиотек заключалась в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но и окончившие курс ученики, а также просто грамотные люди «имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему самообразованию».
Алтынсарин потратил много сил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. Даже на склоне лет он все свое состояние завещал на строительство сельскохозяйственного училища в Костанае.
Много труда он вложил в организацию женского образования. При его поддержке открылась первая женская школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатами открылись в Тургае, Костанае и Актобе.
В целом Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское, пять волостных училищ и два училища для русских детей. Таким образом, Ы. Алтынсарин разработал и создал оригинальную для того времени систему школьного образования, отвечающую условиям жизни и быта казахского народа. Главными достоинствами этой системы были преемственность всех типов школ, обучение на родном и русском языках. А в основу школьного курса он положил изучение родного и русского языков, математики, естествознания, истории, географии.
Ыбырай Алтынсарин плодотворно трудился на благо развития национальной литературы и культуры. Им были написаны произведения, воспитывающие у детей любовь к Родине, трудолюбие, благородство, которые не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня. Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт», «Киiз үймен ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»). Кроме того, Алтынсарин перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др. В своих переводах из русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке он неизменно пропагандировал идеалы демократического просветительства.
Последние годы Ыбырай жил в уездном городе Николаевске. На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году. В городе Аркалыке открыт музей Алтынсарина, а на берегу Тобола установлен куполообразный надгробный памятник.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Я хочу защищать Родину» 13.05.2021

    Какими качествами должен обладать военнослужащий, узнали воспитанники областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по боксу на уроке мужества «Достойные защитники Отечества».

  • Одна команда 13.05.2021

    В Караганде состоялся первый областной фестиваль «Жас сарбаз» среди воспитанников кадетских классов школ. Фестиваль, в котором приняли участие специалисты отделов образования, директора школ, педагоги, состоялся в онлайн-формате в рамках акции «Мен Елімнің - Патриотымын» и был посвящен Дню защитника Отечества и 30-летию Независимости РК.

  • Зажгутся новые таланты 06.05.2021

    Именная стипендия поможет покорить новые вершины.

    «У нас было счастливое детство. Наш отец был не только лучшим папой, но и выдающимся ученым, руководителем. Рядом с ним всегда было много людей: родных, коллег, соратников. Его неутомимая энергия, неподражаемая харизма, искренний смех магнетически притягивали всех».  Такими словами вспоминали покойного Димкеша Муканова дочери и близкие, приехавшие в шахтерскую столицу для присуждения именных стипендий десяти студентам Карагандинского университета имени Е.А. Букетова.

  • Связь поколений 06.05.2021

    Акция «Парта памяти» проходит в общеобразовательной школе № 2 Приозерска. В течение месяца организаторы будут рассказывать ученикам о героях Великой Отечественной войны и их подвиге.

  • Профессия - вожатый 30.04.2021

    Старые и добрые традиции надо не просто хранить, но и передавать следующим поколениям. Так, например, казалось, что институт «вожатого» давно забыт, но карагандинские педагоги решили не отказываться от такого важного направления в образовании. Более того, четвертый год в регионе проводится конкурс «Үздік тәлімгер».

  • Память из детства 30.04.2021

    Когда человечество еще не знало, что такое интернет, а наличием телефона могла похвастаться не каждая семья, почтовые карточки служили единственным способом поздравить родных и друзей с праздниками.

  • Дроны на службе 24.04.2021

    Сотрудники департамента по ЧС провели мастер-класс для студентов Карагандинского политехнического колледжа, ознакомив их с работой беспилотных летательных аппаратов.

  • Чемпионы Страниц 17.04.2021

    Читать произведения классиков так, чтобы у слушателя захватывало дух и он мог представить или почувствовать все то, о чем хотел рассказать писатель. Именно такую задачу ставит перед собой чемпионат «Страница», который зародился в России и вот уже несколько лет подряд проводится среди старшеклассников Караганды.

Гид по вакцине против коронавируса