07 апреля 2016 года 2811

Мы исповедуем мир

Автор: Самал АХМЕТОВА

В казахстанских школах примерно месяц назад запретили носить хиджабы. Так как наше государство является светским, то и общеобразовательные учреждения должны этому соответствовать, решили в Министерстве образования.

Мнения казахстанцев разделились: кто-то выступил за светскую школьную форму, а кто-то вспомнил о свободе вероисповедания. На одном из информационных сайтов свое мнение озвучил и известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов, отметивший, что из всех мусульманских народов казахи наименее религиозны. Эту точку зрения не разделяет главный имам области Омирзак Беккожа, хотя и говорит, что до принятия ислама казахский народ искал себя в зороастризме, тенгрианстве, шаманизме.
Несмотря на то, что ислам пришел на территорию нашего нынешнего государства еще в VIII веке, казахи всегда были не прочь погадать на бараньих лопатках, просили помощи у аруахов (духов предков), охотно обращались к шаманам. И до сих пор родители своим сыновьям дают имя Танирберген (подаренный Тенгри). Ислам не просто пришел в Казахстан, а смешался с более древними религиями. И получился своеобразный «микс».
- Казахский народ всегда искал создателя. Поэтому и верили в Тенгри, солнце, поклонялись духам предков, веря в их могущество. И это было ошибкой. Потому что не мы нуждаемся в поддержке умерших, а, наоборот, им требуются молитвы живых. Ведь они ждут судного дня, - считает Омирзак кажы.
Принятие ислама древними племенами, населяющими территорию Казахстана, считалось делом политическим. В VIII веке перед ними встал выбор между арабами, которые пришли с миссионерством и жили за много тысяч километров, и китайцами, для которых всегда были притягательны обширные земельные угодья. Точку в вопросе между исламом и буддизмом поставила битва у города Атлаха недалеко от Тараза. Именно тогда местное население приняло для себя решение поддержать арабов. Они в свою очередь быстро растворились среди племен и позже вошли в состав казахского народа. С китайцами, как известно, это было бы гораздо проблематичнее.
- Процесс исламизации занял несколько столетий. И здесь надо отметить, что в отличие от тех же узбеков, туркмен и таджиков, которых приходилось завоевывать мечом и огнем, казахи легко приняли новую религию. Несколькими веками позже стало модным выписывать себе богословов с Ближнего Востока. В то же время наш народ всегда оставался свободным в своем религиозном волеизъявлении, - говорит Омирзак Беккожа.
А вот господствующей религией ислам стал благодаря России. В XVIII-XIX веках, когда казахские ханы и российские цари стали активно сотрудничать друг с другом, к нам пришли татарские купцы. Они-то и стали первыми строить мечети, открывали медресе. Одним словом, проводилась мягкая экспансия.
Уже в ХХ веке казахам, как и всему советскому народу, вновь пришлось поменять веру. Основной "религией" стал атеизм. Через 70 с лишним лет ислам вновь стал проникать в сердце народа. И сегодня количество верующих настолько велико, что мечети не вмещают всех желающих совершить молитвы. Очень часто по пятницам приходится наблюдать, как прихожане молятся на улицах из-за недостатка мест внутри мечети.
Вместе с традиционным исламом появились и секты, куда стали попадать молодые люди с неокрепшей психикой. Картина, когда можно встретить закрытую женщину и мужчину в коротких штанах, становится повседневной. И этом при том, что наши бабушки носили шолпы в косах, перетягивали ремнем талию для выделения фигуры, надевали легкие шапочки с султанчиками и участвовали в кыз куу.
- Ислам, конечно, предполагает закрытую одежду. Но главное - это прикрыть постыдные места. И в фетве (указе), которую издало Духовное управление мусульман Казахстана, сообщается, что одежда мусульманки должна соответствовать традициям страны, в которой она живет. А это значит, что женщины могут ходить с покрытой головой и не должны откровенно оголяться. А вот в никабе - черной одежде, оставляющей лишь прорезь для глаз, - ходить не рекомендуется. Наша фетва это запрещает, - подчеркивает главный имам области. - Что же касается хиджаба, то это личное желание каждой женщины. Ведь у нас в стране свобода вероисповедания.
Вера в традиционную религию не принесет ничего дурного. Гораздо сложнее справиться с теми, кто попадает в секту. Вернуть их от радикальных мыслей к нормальной жизни очень сложно, но в некоторых случаях удается, говорит Омирзак кажы.
- В связи с возросшими исламистскими идеями за детьми стали чаще следить родители. Если раньше к нам приходила молодежь в поисках смысла жизни, то теперь сначала приходят их отцы и матери и проводят своего рода "разведку", тщательно выясняя, какого толка ислам и что представляет вообще из себя мечеть. И я считаю это правильным. Молодые люди гораздо чаще, чем зрелые, уходят в какие-либо течения. Поэтому ответственность за них в первую очередь несут родители, а уж затем мы - имамы, которые должны направлять их в нужное русло. И здесь важно чаще напоминать, что ислам - религия мира. А терроризм нужен убийцам, которые, прикрываясь верой, оправдывают свои преступные действия.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под счастливой звездой 06.05.2021

    7 Мая для Казыбека Галиханова - не просто мужской праздник. Этот день для него, как и 15 февраля, несет особый смысл. Потому как он защищал Родину с оружием в руках на самых дальних ее рубежах.

  • Вызываю огонь на себя 06.05.2021

    Последний и самый трудный бой Виктора Шелудякова.

    В марте 1945 года советские войска добивали Курляндскую группировку противника, окруженную и прижатую к Балтийскому морю. Совсем рядом был Кенигсберг, однако взять его не удавалось - город защищали мощные фортификационные сооружения, ощетинившиеся пушками и пулеметами. Командованием прилагались большие усилия, чтобы вскрыть схему обороны фашистов. Тогда в ночь ушла группа разведчиков, в состав которой входил карагандинец Виктор Шелудяков. В сгущающихся сумерках растворилось сорок человек, вернуться из которых суждено было немногим...

  • Каждый на своем месте 06.05.2021

    Хочу поздравить руководство и творческий коллектив областной газеты с 76-летней годовщиной Великой Победы!

  • Под единым шаныраком 06.05.2021

    Если ты хочешь, чтобы тебя понимали, научись уважительно относиться к окружающим. В мини-центре «Балауса» Приозерска детей с малых лет приучают быть дружными и во всем помогать друг другу.

  • Когда засеребрится тополь 06.05.2021

    Аллея «Сарыарка» появилась на одноименном проспекте в областном центре. Коллектив медиахолдинга ТОО «Saryarqa Aqparat» принял участие в экологической акции.

  • «Ассалам алейкум» - значит мир 30.04.2021

    Вот уже четверть века первый день мая встречает казахстанцев одним из самых толерантных, добрых, теплых и светлых праздников - единства народа Казахстана. Впервые его отметили 25 лет назад - в 1996 году. Представители различных этносов Абайского района рассказали, как им живется все это время одной большой и дружной семьей.

     

  • Для глаз и души 30.04.2021

    В Жанаарке в преддверии Праздника единства народа Казахстана в парке им. Отыншы Баубекова открылась Аллея дружбы. Ее создание инициировано местными исполнительными органами, а также представителями различных этносов, проживающих в районе. Они посадили там саженцы.

  • Вторая Родина 30.04.2021

    Студент Медицинского университета Караганды, приехавший учиться из Индии, мечтает остаться жить и работать в Казахстане. Говорит, что ему сразу понравилась наша страна. За время учебы он полюбил снег, знает, где и у кого можно купить свежий кумыс, на трудные вопросы отвечает «Ойбай!», путешествует по разным городам нашей страны и с увлечением рассказывает легенды, окутывающие природные и культурные достопримечательности.

Гид по вакцине против коронавируса