05 марта 2016 года 4037

Уголь женского качества

Автор: Сергей БУЯНОВ

Возрождение Шубаркольского угольного бассейна после тяжелого периода 90-х годов началось с создания службы качества. Новые акционеры - Евразийская группа (ERG) - хорошо понимали, что развитие возможно только при выходе на новые рынки сбыта. А этого в свою очередь не добиться без способности удовлетворять требования покупателей. Решение тонкой задачи доверили женщинам, и они с ней блестяще справились.

Достаточно беглого взгляда на историю АО «Шубарколь комир», чтобы оценить тот рывок, который совершило предприятие. Если в 1999 году (при прежнем собственнике) добыча угля на разрезе составила менее миллиона тонн, то по итогам 2015-го она превысила 10 млн. Главная причина стремительного роста - расширение рынков сбыта, которые на сегодня включают страны от Японии до Италии. Надо ли говорить, что без тщательной работы над эффективностью управления производственным циклом и качеством конечного продукта открытие новых горизонтов было бы невозможно.
Служба качества в структуре АО «Шубарколь комир» была создана в 2002 году. Основной задачей подразделения на первом этапе стало внедрение СМК - системы менеджмента качества. В то время в Казахстане только начинался процесс сертификации предприятий страны в соответствии с международным стандартом ISO 9001. АО «Шубарколь комир» стало первым предприятием угольной отрасли Казахстана, которое в 2003 году успешно прошло сертификацию. Этот факт стал важным пунктом в завоевании доверия зарубежных покупателей. В 2004 году АО «Шубарколь комир» получило престижную государственную премию «Алтын сапа» как свидетельство работы по высоким стандартам.
Нынешний руководитель службы качества Татьяна Малыгина пришла в «Шубарколь комир» в 2002 году как раз для работы в этом направлении. До 2007-го она работала инженером СМК, после чего возглавила всю службу, перед которой к тому моменту встали и другие задачи.
- В 1993 году я окончила КарГТУ, получив диплом горного инженера-геофизика, - рассказывает Татьяна Малыгина. - Работала в научно-исследовательском институте, потом преподавала в родном «политехе». Когда в 2002 году в АО «Шубарколь комир» решили внедрять систему менеджмента качества, мало кто был знаком с этими стандартами. А я тогда как раз была в теме, поскольку читала курс по СМК для студентов. Мне предложили прийти в АО «Шубарколь комир» и взяться за эту работу.
В течение года производственный процесс на предприятии, а также управление качеством выпускаемой продукции были приведены в соответствие со стандартами. На этой прочной основе началось освоение новых рынков предприятием.
- Допустим, раньше мы не выпускали сортовые угли, - говорит Татьяна Михайловна. - На разрезе добывался уголь класса 0-300 мм и в таком «рядовом» виде отгружался потребителям. Это далеко не всех устраивало. Чтобы обеспечить его сортировку по классам, на разрезе были построены сортировочные комплексы. Допустим, ферросплавные заводы заказывают уголь 20-50 и 50-150 мм. Другие потребители хотят получать уголь 50-300, 25-300 мм и так далее. Сейчас мы имеем сертификаты и можем производить 15 классов угля в зависимости от размера. Эти сертификаты мы подтверждаем ежегодно.
Постепенно в АО «Шубарколь комир» были внедрены и другие системы, соответствующие международным стандартам, - менеджмента окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. А сама служба качества получила дополнительные функции. В частности, на нее возложили метрологическое обеспечение предприятия - организация поверок всех измерительных приборов, используемых на предприятии. А их немало, порядка 1600 штук.
Контроль качества угля и определение его характеристик - также одна из задач службы. Отбор проб угля ведется на всех этапах производственного цикла - в забоях, штабелях и вагонах. Благодаря этой работе, а также применению технологии селективной отработки угольных пластов удается получать прежде недостижимую низкую зольность отгружаемого угля.
- В прошлом году мы отработали по отгруженному углю со средней зольностью 4,2%, - продолжает Т. Малыгина. - По некоторым потребителям у нас зольность отгруженного угля составляет до 2%. Это в основном металлургические производства. Есть у нас энергетический уголь, там мы грузим его с зольностью 15-17%. Задача на ближайшее будущее - обеспечить отгрузку партий угля для металлургов с зольностью 1,5%. Этот уголь можно будет назвать продукцией премиум-класса.
С ростом службы и расширением ее задач увеличивался и коллектив. Причем за счет женщин. Они органично вливались в штат АО «Шубарколь комир», привнося чисто женскую аккуратность, точность и обязательность.
В составе службы качества есть два подразделения, работающих непосредственно на разрезе, в 500 км от Караганды, - отдел технического контроля и химическая лаборатория. Работа тут идет вахтовым методом, по 15 дней, но тем не менее женщин это не пугает. Они наравне с мужчинами отправляются в поселок, где, впрочем, созданы вполне комфортные условия проживания в отдельных коттеджах с горячим водоснабжением и возможностью готовить. Есть несколько семейных пар, в которых и муж и жена выходят в одну вахту. Им, конечно, и работается веселее, без долгих расставаний.
- За последний год коллектив службы качества серьезно обновился и помолодел, - говорит Татьяна Михайловна. - Есть, конечно, и опытные сотрудники, работающие более 20 лет. Это Рита Айткенова - заместитель начальника отдела технического контроля, Залия Зиннатуллина - лаборант углехимлаборатории, Жансая Оспанова - мастер отдела технического контроля, но есть и молодежь - это выпускники КарГТУ, КарГУ, колледжей Караганды и Темиртау. Хочу сказать, что в АО «Шубарколь комир» работниц-женщин высоко ценят. Особенно приятно слышать, что мужчины искренне говорят: без женщин производство в своем развитии далеко бы не ушло. Мы видим, что нам доверяют ответственные участки работы. Когда я пришла сюда в 2002 году, женщин в технической службе было всего две. Сегодня, спустя 13 лет, они составляют более половины коллектива. Это показатель той роли, которую мы сегодня играем на производстве. Хочу поздравить всех коллег с Международным женским днем. Этот праздник мы всегда ждем с особыми чувствами. Желаю, чтобы этот день для каждой из нас был наполнен теплыми словами, искренними пожеланиями и приятными сюрпризами!

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Пляжи, солнце, голубая гладь 19.06.2021

    Интенсивное развитие инфраструктуры отражается на комфорте. После того, как в Балхаше разрешили работать зонам отдыха, побережье одного из уникальных водоемов планеты готово к приему туристов. Соблюдение всех санитарных норм гарантируют.

  • Затянуть потуже пояса 17.06.2021

    Снижение цены на картофель прогнозируют через месяц. Не первую неделю казахстанцы находятся в шоке от цен на овощи и фрукты. И если без некоторых видов продовольствия соотечественники еще могут прожить, то картофель и морковь для многих из нас жизненно необходимы.

  • Кому по карману жареная картошка? 15.06.2021

    Всего за год стоимость овощных блюд выросла более, чем в два раза. На дворе июнь, а цены на картофель, морковь и свеклу сильно «кусаются». Разобраться в ситуации пытаются и в Правительстве страны.

  • Да будет газ! 12.06.2021

    Первое голубое топливо от центральной магистрали «Сыры-Арка» поступит в дома жителей Михайловки в областном центре не раньше осени.

  • «Целина» в теплицах 10.06.2021

    На прилавках может появиться больше местной икры. С этого года в регионе начнется строительство предприятия по производству корма для рыб, птиц и домашних животных. Проект, как отмечают его авторы, не имеет аналогов в мире. Реализуется он на зарубежные инвестиции и обещает стать прорывным в сельскохозяйственной и рыбной отрасли.

  • Где брусчатка? 10.06.2021

    В Темиртау задались вопросом: куда подевались тысячи квадратных метров тротуарной плитки после проведенного благоустройства? Эту тему широко обсуждают в социальных сетях.

  • Переплачивать не согласны! 08.06.2021

    Расхождения в цифрах есть не только по приборам учета, но и между самими предприятиями-услугодателями. И вновь о ситуации с завышенными начислениями за электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды. Специально созданная рабочая группа провела эксперимент в Сатпаеве, который выявил разницу в показаниях прибора учета, установленного предприятием электроснабжения «Kazakhmys Distribution», и альтернативным счетчиком, который поставила в тот же жилой дом инициативная группа сроком на один месяц.

  • Идем с плюсом 08.06.2021

    На 13,4% больше жилья, рост на 13% инвестиций ожидают в области по итогам работы с начала года. Положительная динамика социально-экономического развития сохраняется и в целом по всем основным направлениям.

Гид по вакцине против коронавируса