06 апреля 2021 года 380

От отчего порога

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В далеком 1841 году 20 октября (1 ноября) в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской области) в семье Алтынсары и Айман на свет появился сын Ибрагим (Ыбырай), которому с младых ногтей была предопределена широкая дорога.

Ыбыраю с ранних лет довелось вкусить горечь потерь. И это напрямую связано с политическими процессами, проходившими тогда на территории Казахстана. Тут следует отметить, что его дед, известный бий Балгожа Жанбыршыулы (Жанбуршин), происходивший из подрода алтыбас рода узун племени кыпчак (Средний жуз), находился на казачьей службе Российской империи в Оренбургском генерал-губернаторстве. В 1839 году он получил звание хорунжего, через 9 лет - сотника, в 1850 году - старшины. За свое усердие был награжден царским правительством золотой медалью и ценными подарками - двуствольным ружьем и двумя именными револьверами.

Как известно из уроков истории, это было время самого продолжительного и крупного восстания казахского народа (1837-1847 годы). Руководил национально-освободительным движением против Российской империи хан Кенесары Касымов. Балгожа-бий не поддержал идеи своего народа. Более того, когда хан Кенесары отправил к нему гонца с требованием оказать помощь, дед будущего просветителя ответил: «Я поклялся в верности белому царю и не могу нарушить клятву». В следующий раз на послание лидера движения, в котором говорилось: «Конь Балгожа бия Кертандак достоин моего седла, такого скакуна не сыскать во всей степи, пусть отдаст его мне», тот передал следующее: «Коня своего не отдам, если даже оживет Абылай, дед хана Кенесары».

Такая позиция Балгожи Жанбыршыулы отразилась и на судьбе Алтынсары, который погиб в 1844 году от рук повстанцев. Его единственному сыну Ыбыраю тогда исполнилось всего три года. Согласно некоторым источникам, после смерти главы семейства Айман по древнему обычаю амангерства вышла замуж за его брата Кошана. Следует отметить, что народная поэтесса Казахской ССР Мариям Хакимжанова (1906-1995 годы) и ученый, доктор технических наук, профессор, академик Национальной академии наук Казахстана Шабден Балгожин (1925-2004 годы) являются их потомками.

Что же касается маленького Ыбырая, его взял на воспитание дед. Исследователи склоняются к мнению, что именно это жизненное обстоятельство сыграло важную роль в формировании личности Ыбырая Алтынсарина. Современник бия, один из титулярных советников, отзывался о нем следующим образом: «Человек, хотя и без всякого образовашния, но чрезвычайно умный, проницательный, глубокомысленный и превосходно знающий киргизские обычаи. Он считается одним из первейших и умнейших биев во всей Восточной части орды, а потому имеет сильное влияние и пользуется общим уважением киргизов».

Ыбырай с детства проявлял тягу к знаниям, да и Балгожа мечтал, чтобы внук вырос образованной и культурной личностью. Как раз в это время при Оренбургской пограничной комиссии открывалась особая школа для казахских детей, рассчитанная «исключительно из одних киргизов и преимущественно из таких, коих родители оказали услуги правительству или же известны по своей особенной оному преданности». Планировалось, что учебное учреждение будет готовить делопроизводителей и переводчиков для царского правительства, что в свою очередь открывало перед воспитанниками широкие перспективы и возможности для построения служебной карьеры. Узнав об этом, Балгожа-бий 5 марта 1846 года обратился к председателю Пограничной комиссии генерал-майору Михаилу Ладыженскому с просьбой о зачислении внука в кандидаты в ученики. Просьба была удовлетворена. Минуло четыре года. В июле 1850-го после тоя, устроенного по этому поводу, Ыбырай и внук друга деда Жетибая Отемисулы отправились в путь.

Краевед из Степногорска Наталья Тележинская приводит воспоминания одного из очевидцев о школе-интернате: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Как отмечается, администрация Оренбургского края, стремясь соблюдать национальные обычаи, не хотела отлучать детей от привычного образа жизни. Напротив, чтобы закалять их в условиях степи, были приобретены юрты из лучшей белой кошмы, национальная одежда, библиотека, физкультурные снаряды. В школе они изучали не только русский, но и арабский, татарский и персидский языки, основы ислама, делопроизводство, арифметику, производство следствий.

Учеба давалась мальчику легко. Об этом периоде жизни сохранился документ, в котором отмечалось, что Алтынсарин отличался настойчивостью, скромностью и трудолюбием. Одаренный мальчик, искренне любивший учебу, с первых же дней начал глубоко вникать в каждый изучаемый предмет. Ыбырай много читал и, хорошо овладев русским языком, самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других. Огромную службу в этом сыграло знакомство со служившим в то время в Пограничной комиссии, известным впоследствии историком-востоковедом Василием Григорьевым. Школьник по совету старшего товарища выписывал в тетрадь все незнакомые слова, чтобы позже узнать, что они значат.

Большинство источников говорит, что после окончания в 1857 году школы с золотой медалью Ыбырай Алтысарин в течение трех лет работал у своего деда Балгожи писарем. Но в одном из трудов, посвященных его деятельности, отмечается, что он при распределении был оставлен при Оренбургском областном начальнике Василии Григорьеве в качестве переводчика.

Конечно, несложно догадаться, что, открывая школу, царское правительство преследовало свои цели в Степном крае. Империи требовались талантливые молодые люди, чьи родители, как говорилось выше, были известны своей преданностью царю. В свою очередь представители казахской знати стремились к тому, чтобы их дети, получив знания и приспособившись к жизни в новых условиях, заняли руководящие посты, тем самым усилив давление на простых людей. Но, как показывает пример Ыбырая Алтынсарина и его современников, получивших прекрасное образование, это поколение выбрало иной путь - борьбу с невежеством и бюрократией за светлое будущее своего народа.

«Оренбургская казахская школа воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина», - пишет профессор А.Ф. Эфиров.

Полученное образование не только не оторвало его от своих корней, но и заставило глубже задуматься над тем, как улучшить положение рядовых кочевников и жатаков. Во главу угла он поставил знания, посвятив просвещению всю сознательную жизнь.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Место силы 02.03.2021

    Ландшафты этого массива хранят в себе память о выдающихся исторических событиях и личностях. Ученые до сих пор ищут связь между Великими горами, разбросанными по миру и объединенными схожими преданиями. Сакральное наследие, колыбель нации - все это рядом с нами, в самом сердце страны.

  • Символ Великой степи 02.03.2021

    Почему тюльпан называют райским цветком? Каково его значение в жизни наших предков? Дать ответы на эти и многие другие вопросы попытаются в своих работах участники онлайн-конкурса, организованного управлением культуры, архивов и документации совместно с областным музеем изобразительного искусства.

  • Сәлеметсіз бе, друг! 27.02.2021

    Я, Шамова Арина, родилась в Казахстане в городе Караганде. Училась в СОШ № 27 и в Ельтайской средней школе. Любимые учителя открыли мне огромный мир знаний. Предмет моей гордости - участие в олимпиадах и научно-практической конференции «Зерде», где я заняла первое место. Имею сертификат республиканского конкурса рефератов, эссе, посвященное творчеству Мукагали Макатаева. Мне было интересно изучать историю и культуру казахского народа.

  • Казахстанский Ренессанс 16.02.2021

    В формате видеоконференции прошло заседание Национальной комиссии по реализации Программы модернизации общественного сознания при Президенте РK под председательством Государственного секретаря Республики Казахстан Крымбека Кушербаева.

  • По пути честности и справедливости 11.02.2021

    Очередной «Час добропорядочности» Агентство по противодействию коррупции посвятило теме вечного наследия Мукагали Макатаева.

  • Зажигая местные звезды 06.02.2021

    Подвели итоги реализации программы «Рухани жаңғыру». В прошлом году благодаря ей проведено 1286 мероприятий по шести направлениям модернизации общественного сознания и воплощены 17 проектов. Два из них вошли в сборник лучших идей Казахстанского института общественного развития.

  • Палитра мира 12.12.2020

    В регионе подвели итоги юбилейного года Ассамблеи народа Казахстана. На заседании Совета областной АНК, которое состоялось в преддверии Дня Независимости РК, обсудили вклад в реализацию культурно-просветительских и общественно-политических проектов, программу «Рухани жаңғыру» и участие в благотворительных акциях.

  • Знаменосец веры 05.12.2020

    Сайрам, одно из древнейших поселений Южного Казахстана, славится тем, что здесь нашли упокоение великие личности. В их числе - Абдель Азизбаба, который, по устным преданиям, жил за 300 лет до легендарного поэта Ходжи Ахмеда Яссави.

Гид по вакцине против коронавируса