11 марта 2021 года 1577

В поисках самобытности

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Премьера экспериментального театра «DUNAY» запланирована уже этой весной. Труппе пока даже негде репетировать, но уже известно, чем она будет удивлять зрителя.

Заядлые театралы сразу же догадаются, что автор идеи - руководитель Областного русского драматического театра, актер Дунай Еспаев. Еще в конце прошлого года у себя на странице в социальных сетях он разместил объявление о наборе юношей и девушек в возрасте от 21 до 25 лет. К потенциальным претендентам предъявлялись определенные требования: артистический талант, даже без наличия специального образования, соответствующий рост, хорошая физическая форма, широкий кругозор, умение играть на музыкальных инструментах.

Сам Дунай Амандыкович называет этот замысел, вынашиваемый много лет, авантюрой, издержками своих творческих исканий и поездок за рубеж.

- Как говорил Константин Треплев в пьесе Антона Павловича Чехова: «Нужны новые формы!» Я их ищу и не могу найти, - отметил он.

Во главе угла стоит вопрос: можно ли назвать современный казахский театр самобытным?

- Первый профессиональный театр был официально создан в 1926 году в городе Акмешите. Он объединил талантливых людей из числа ярких представителей зрелищных видов национального искусства. Например, айтыс - это сам по себе один из уникальных видов казахского народного творчества. Состязания акынов, словесные баталии на злободневные темы, музыкальность и поэтичность исполнителей всегда собирали немало зрителей. Вот и в театре сначала была импровизация. Тогда существовала такая форма представлений, как «открытый суд», где перед зрителями «наказывали» баев и других угнетателей народа. В «красных юртах» поднимали вопросы многоженства, неравного брака и других пережитков феодального строя. Но начиная примерно с 1931 года, в казахском театре появились первые выпускники Ленинградского театрального училища - профессиональные артисты, внесшие систему Константина Станиславского, которая подразумевает искусство перевоплощения. К ней позже добавился социалистический реализм, - рассказал театральный деятель.

С этого момента и вплоть до распада СССР невозможно было отличить один театр от другого. Лишь с приходом режиссеров новой формации система Станиславского постепенно расшаталась. Делая краткий экскурс в историю, Д. Еспаев тем самым объясняет, что театр не может быть прикованным к определенной схеме. Он должен работать вне рамок, быть свободным от всего. Ему не надо диктовать, что можно ставить, а что - нельзя. Именно поэтому актер и режиссер в конце концов созрел для поиска единомышленников и интересных направлений, методики, способа существования казахского артиста на сцене.

- Мне не обязательно, чтобы это были люди с театральным образованием. Важно, чтобы они были одаренными от природы, индивидуальностями, настолько гибкими внутренне, чтобы понимали меня с полуслова и реализовали себя на сцене. В принципе, у меня есть труппа, которая пойдет со мной и в огонь, и в воду. Это мои бывшие студенты, знающие мой характер и согласные на эксперимент, - рассказал собеседник «Индустриалки». - Это будет театр, который станет заглядывать в душу, заставлять воспринимать происходящее на сцене не эмоционально, а рационально. Хочу, чтобы наш зритель был думающим.

У театра «DUNAY» пока нет ни крыши над головой, ни декораций, ни денег. Его главное богатство - артисты, их разум, талант и сердца. Зато точно известно, что его премьеру откроет постановка поэтической драмы «Танакөз» по Мухтару Шаханову. То, что это будет нечто неординарное, - однозначно. Что именно? Подождем - увидим.

 

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Внимание: черный ящик 08.04.2021

    Необычный способ знакомства с промышленностью Темиртау предлагает городской историко-краеведческий музей. Посетителям не читают лекции - они должны на ощупь понять, о какой продукции того или иного предприятия идет речь.

  • Сказка на кончике кисти 06.04.2021

    Если перефразировать всемирно известную финскую писательницу Туве Янссон, то о работах карагандинской художницы можно сказать так: «На самом деле обо всем можно сочинить картину».

  • Знай наших! 03.04.2021

    Асель ЖЕТПИСБАЕВА

    Актер областного театра русской драмы взял три награды на международном конкурсе «Театр в фотообъективе» (Theatre exposed).

  • Фантазии огненной дуги 01.04.2021

    Кто сказал, что сварка - это не искусство! Только специалист, умеющий профессионально подойти к делу, сварит изделие так, что оно простоит десятилетия и будет радовать глаз исполнением и оформлением. Студенты Шахтинского технологического колледжа на практических занятиях изготавливают различные декоративные изделия. Однако они пошли дальше и освоили сваривание розы из металла.

  • Звуки народов мира 01.04.2021

    Искусство вне границ и времени. Играть на неаполитанской мандолине, казахской домбре или русских гуслях - не проблема для настоящего ценителя. Когда поет душа и вторят ей звонкие струны, то не имеет значения, на каком музыкальном инструменте аккомпанировать.

  • Баурсак со смыслом 27.03.2021

    Свыше десяти килограммов угощений напекли специалисты молодежного ресурсного центра Приозерска в честь Наурыз мейрамы. Одно из блюд национальной кухни могли отведать все прохожие, оказавшиеся в этот день на центральной площади. «Бауырсақ Party» - под таким названием состоялась акция, в которой приняли участие десятки горожан.

  • Ассамблея в прямом эфире 20.03.2021

    Медиацентр открылся в карагандинском Доме дружбы. Здесь планируется запускать масштабные проекты по популяризации культуры и традиций многонационального народа Казахстана и расширению использования государственного языка.

  • Душа степи в каждой ноте 20.03.2021

    В Жезказганском историко-археологическом музее прошел мастер-класс для школьников по изготовлению древних музыкальных инструментов. Профессиональный музыкант Азамат Бакия сам изготавливает и играет на более чем 40 разновидностях казахских национальных музыкальных инструментов. На созданных его руками саз сырнае, мүйіз сырнае, дабыле играют в Казахстане, Монголии, Кыргызстане и России.

Гид по вакцине против коронавируса