06 марта 2021 года 1490

Раскрывая тайны веков

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Кукла Елены Авиловой была представлена на выставке в Государственном музее искусств Казахстана им. А. Кастеева. Так многие из нас получили представление о том, как выглядели наши прародительницы.

Непосредственно ознакомиться с научным открытием можно в областной библиотеке им. Н.В. Гоголя, которая недавно получила в свое распоряжение книгу-альбом «Уржарская жрица. История возрождения уникальной находки».

Когда речь идет о создании мира, возникает вопрос: что первично - материя или сознание? С этой статьей возникла такая же дилемма - с чего начать: с увлечения Елены Авиловой или все же с исторического открытия? Пожалуй, прежде всего необходимо вернуться к истокам. В своей программной статье «Семь граней Великой степи» Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает: «Пространство - мера всех вещей, время - мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история. И это не просто красивый афоризм».

Он также отмечал, что исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории.

Итак, курган Тасарык. Он расположен в Уржарском районе Восточно-Казахстанской области. Впервые сооружение было обнаружено археологом Тимуром Смагуловым в 2011 году в рамках проведения археологической экспертизы проекта реконструкции автодороги, ведущей от села Таскескен к погранпереходу Бахты на казахстанско-китайской границе. С первого взгляда сложно было даже представить, что может находиться под толщей земли. Курган представлял собой бесформенную груду камней, поросшую зеленью. В свое время они были сдвинуты строительной техникой при возведении насыпи шоссе. Но часть древней каменной кладки, проступающая сквозь траву и мусор, наталкивала ученых на определенные мысли.

В мае 2013 года Институт археологии им. А.Х. Маргулана начал на этом участке охранные раскопки. Исследователи не ошиблись в своих предположениях - курган стал местом погребения жрицы, жившей в VI-III веках до нашей эры. Удивительно, но останки, пролежавшие две с половиной тысячи лет в каменном саркофаге, не были тронуты расхитителями могил. Отмечается, что это третий подобный случай в Казахстане после «Золотого человека» и Таксайской жрицы.

Консервацией, реставрацией и реконструкцией находки занялась единственная в Средней Азии научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым», основателем и руководителем которой является заслуженный деятель Казахстана, член Союза художников РК, кавалер ордена «Құрмет» Крым Алтынбеков.

«Индустриалка» побеседовала с Элиной Алтынбековой, которая занималась сбором материала и графической реконструкцией. Первым делом хотелось бы узнать, на основании чего ученые пришли к выводу, что представительница эпохи раннего железа была именно жрицей, лечившей людей травами, а не, допустим, супругой вождя или знатной воительницей.

- В то время люди верили, что человек не умирает, а переходит в следующий мир. Соответственно, в могилу клали предметы, используемые в повседневной жизни. Если это был воин, то его хоронили с оружием, представителей власти маркировали шейным украшением из металла. В этом случае ничего подобного не было. Она была вся усыпана остатками растительности - стеблями, корнями, семенами. Как показал палеоботанический анализ, это были лекарственные растения. Кроме того, у нее в ногах располагались предметы, составляющие, образно говоря, лабораторию - кувшины, горшки, поднос, на котором явно видны следы огня, говорящие о том, что его использовали для приготовления снадобий. В изголовье был обнаружен каменный жертвенник с углублением, - объяснила она.

Кстати, рядом с ним находился также папоротник. Это растение позволило разгадать загадку всего таинственного образа женщины. Как отмечают исследователи, судя по всему, «уржарская принцесса» была жрицей культа папоротника. А тот факт, что его изображение является частью украшения короны, служит еще одним подтверждением того, что молодая женщина была знахаркой, лечила людей и имела при жизни особый магический статус.

Хотелось бы обратить внимание на головной убор. От него сохранились обрывки ткани красного и синего цвета, центральное украшение - фрагменты орнамента из металлической фольги желтого цвета, многочисленные золотые спиральки, напоминающие золотые нити, фрагмент витого железного стержня.

- В ту эпоху головные уборы играли важную роль. Их высота говорила о социальном статусе человека. В этом случае центральную часть занимало изображение мифической птицы. Наши друзья-орнитологи говорят, что по некоторым признакам (оперение крыльев, хвоста и наличие шпор) она похожа на фазана. Кроме того, мы знаем, что наши предки верили в существование птицы Самрук, которая, подобно Фениксу, сгорала, чтобы вновь возродиться из пепла. И жрица, занимаясь врачеванием, помогала людям также перерождаться, - отметила Элина Крымовна.

Реставраторам удалось воссоздать образ таинственной незнакомки из далекого прошлого. Реконструкция представлена в Зале золота Национального музея РК.

Врач по профессии, Елена Авилова внесла свою скромную лепту в эту историческую загадку. По ее словам, она с детства увлекалась историей и археологией, а несколько лет назад занялась созданием интерьерных кукол.

- Образ этой прекрасной кочевницы запал в душу, когда впервые ее увидела на странице лаборатории «Остров Крым». Уже тогда родилась мысль: хочу сделать интерьерную куклу по мотивам реконструкции. Стала искать книгу, мне ее привезла из Алматы супруга моего одноклассника. Прежде чем начать, спросила разрешение у лаборатории, - рассказала она. - Работа шла не быстро - почти девять месяцев. Но и творила я ее не каждый день, иногда неделями не бралась. Ведь нужны и время, и вдохновение. Но процесс приносил необъяснимую радость. Это - как общение с близким человеком.

В работе мастерица использовала натуральные материалы: шелк, шерсть и хлопок, джутовые волокна, кожу. Лицо и руки «уржарской принцессы» изготовлены из запекаемого пластика, тело - из папье-маше. В результате получилась красавица высотой 43 сантиметра. В ноябре прошлого года она принимала участие в IV Международной выставке авторской интерьерной куклы «Вместе навсегда», проходившей в Государственном музее искусств им. А. Кастеева. Если позволит эпидемиологическая ситуация, то в этом месяце ее смогут лицезреть жители Нур-Султана.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Внимание: черный ящик 08.04.2021

    Необычный способ знакомства с промышленностью Темиртау предлагает городской историко-краеведческий музей. Посетителям не читают лекции - они должны на ощупь понять, о какой продукции того или иного предприятия идет речь.

  • Сказка на кончике кисти 06.04.2021

    Если перефразировать всемирно известную финскую писательницу Туве Янссон, то о работах карагандинской художницы можно сказать так: «На самом деле обо всем можно сочинить картину».

  • Знай наших! 03.04.2021

    Асель ЖЕТПИСБАЕВА

    Актер областного театра русской драмы взял три награды на международном конкурсе «Театр в фотообъективе» (Theatre exposed).

  • Фантазии огненной дуги 01.04.2021

    Кто сказал, что сварка - это не искусство! Только специалист, умеющий профессионально подойти к делу, сварит изделие так, что оно простоит десятилетия и будет радовать глаз исполнением и оформлением. Студенты Шахтинского технологического колледжа на практических занятиях изготавливают различные декоративные изделия. Однако они пошли дальше и освоили сваривание розы из металла.

  • Звуки народов мира 01.04.2021

    Искусство вне границ и времени. Играть на неаполитанской мандолине, казахской домбре или русских гуслях - не проблема для настоящего ценителя. Когда поет душа и вторят ей звонкие струны, то не имеет значения, на каком музыкальном инструменте аккомпанировать.

  • Баурсак со смыслом 27.03.2021

    Свыше десяти килограммов угощений напекли специалисты молодежного ресурсного центра Приозерска в честь Наурыз мейрамы. Одно из блюд национальной кухни могли отведать все прохожие, оказавшиеся в этот день на центральной площади. «Бауырсақ Party» - под таким названием состоялась акция, в которой приняли участие десятки горожан.

  • Ассамблея в прямом эфире 20.03.2021

    Медиацентр открылся в карагандинском Доме дружбы. Здесь планируется запускать масштабные проекты по популяризации культуры и традиций многонационального народа Казахстана и расширению использования государственного языка.

  • Душа степи в каждой ноте 20.03.2021

    В Жезказганском историко-археологическом музее прошел мастер-класс для школьников по изготовлению древних музыкальных инструментов. Профессиональный музыкант Азамат Бакия сам изготавливает и играет на более чем 40 разновидностях казахских национальных музыкальных инструментов. На созданных его руками саз сырнае, мүйіз сырнае, дабыле играют в Казахстане, Монголии, Кыргызстане и России.

Гид по вакцине против коронавируса