04 марта 2021 года 1948

Мужественные сыны Алаша

Автор: Зауреш САКТАГАНОВА

(Продолжение. Начало в номерах от 27 февраля и 2 марта 2021 года)

Публицистическая и научно-исследовательская деятельность ведется параллельно с активным участием в общественно-политической жизни. К 1905 г. А.Н. Букейханов сформировался как лидер казахского национального движения. В фондах центральных государственных архивов Российской Федерации (ЦГА РФ и ЦГИА) содержится немало документов, позволяющих сделать вывод не только об активном участии А. Букейханова в общественно-политических процессах в Степном крае, а как об одном из влиятельных лидеров национальных движений в России. Деятельность и лидерство А. Букейханова в Степном крае до 1917 г. осуществлялись по ряду направлений: организация и открытие национальной прессы (газета «Казах»), написание петиций, созыв митингов, участие в работе мусульманских съездов, в совещаниях и съездах земских и городских деятелей России, выборы и участие в работе I Государственной Думы, организация и проведение общеказахских съездов.
10 июля 1905 г. Степному генерал-губернатору в секретной докладной военный губернатор сообщал: «Каркаралинский уездный начальник рапортом 30 июня сего года донес, что по собранным им негласным сведениям на Куяндинско-Ботовской ярмарке киргизы Акмолинской области и соседних уездов Семипалатинской пригласили киргизов Каркаралинского уезда к участию в общей петиции на Высочайшее Имя. Главнейшие пункты этой петиции: уменьшение податей, упразднение института крестьянских начальников, предоставление полной свободы вероисповедания, учреждение особой должности киргизского муфтия и участие выборных киргизов в народном Представительстве. Текст ее был составлен в Омске, прислан в Каркаралинск по почте и 22 июля… отправлен Императору и в редакции газет «Сын Отечества» и «Русские ведомости».
Приводим документ, к составлению которого А.Н. Букейханов имел самое непосредственное отношение: «…Киргизы, населяющие огромную территорию, прилегающую к Китаю и Афганистану, связывают свою судьбу и интересы с судьбами всего государства, считают себя равноправными с другими народами и знают решение Вашего Величества привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей. В самом деле, какие же могут быть серьезные основания, не греша против элементарной справедливости и истины, выделять шестимиллионных киргизов в особо бесправную и незаконную группу...
Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргизов избирательного права, когда такого права не лишают занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами? Народы Российской империи, действительно, весьма различны по образованности, культуре и, следовательно, пониманию государственных задач. Между ними киргизы занимают не первое, но и не последнее место. Не доказано, чтобы киргизы общественные и государственные задачи понимали хуже русских крестьян, не говоря уже о других оседлых инородцах, призываемых, предпочтительно перед киргизами, к устройству государственной жизни. Кто будет защищать интересы киргизов?..
Ввиду изложенного всеподданнейше просим Ваше Императорское Величество, повелеть призвать на Земский Собор представителей от киргизского населения, так как правильное выяснение наших назревших нужд и способы их удовлетворения, а также правильное наше отношение к другим народам Империи могут быть установлены лишь при участии представителей от киргизского народа…»
Телеграмма и петиция на высочайшее имя вызвали переполох в местной администрации. Начался поиск зачинщиков. 21 августа 1905 г. от властей отправлена в Омск телеграмма: «Приговор был отправлен в Омск на имя ученого лесовода Алихана Букейханова, который, можно думать, является главным организаторам и руководителем дела. По некоторым определениям можно думать, что первоначальный текст телеграммы был значительно изменен Акпаевым, ввиду чего Букейханов является только инициатором и руководителем этого дела, но не может считаться ответственным за редакцию телеграммы. Выясняется, что петиция была отправлена Букейхановым в Петербург из Омска 28 июля. Букейханов ведет длительную переписку с влиятельными киргизами и, очевидно, пользуется в степи авторитетом. Телеграмма из Омска в Каркаралинск была привезена служащим в Омской Судебной палате кандидатом на судебную должность Жакыпом Акбаевым, который и выдает себя за составителя телеграммы. Но весьма возможно, что в составлении телеграммы принимал участие Букейханов. Доверенными лицами для участия в народном представительстве от Каркаралинского уезда намечены Алихан Букейханов и Жакып Акбаев».
15 ноября 1905 г. в Каркаралинске прошел митинг, вызванный обсуждением царского манифеста от 17 октября. В выступлениях жителей обозначилась конфронтация с уездным начальником Б.А. Оссовским. А.Н. Букейханов принял участие в конфликте, встав на сторону волнующегося народа. Однако властями манифестация была признана антиправительственной.
События первой русской революции не прошли мимо национальной интеллигенции. А. Букейханов пишет в своих воспоминаниях: «В конце октября 1905 г. интеллигентные киргизы (казахи - З.С.), жившие в Омске, перевели манифест 17 октября на казахский язык… напечатали в акмолинской областной типографии и послали в степь 10.000 экземпляров. Благодаря подвижности казахов, в короткое время манифест сделался достоянием всей степи… Повсеместно киргизы съезжались на большие и малые съезды… читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную Думу…»
В 1905 г. продолжаются активные выступления казахской интеллигенции в защиту интересов казахского народа. Фрагмент из доклада лидера национальной элиты А. Букейханова на съезде земских и городских деятелей России в Москве: «Ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая ввиду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков».
В 1906 г. Алихан Нурмухамедович Букейханов стал членом первой Государственной Думы, он представлял казахское население Семипалатинской области. Выборы проходили в сложный для А.Н. Букейханова период - сам он с 8 января по 5 мая 1906 г. по распоряжению Степного генерал-губернатора, как зафиксировано в архивных документах «без постановления следственной власти», находился в Павлодарской и Омской тюрьмах.
В 1916 г. вышел сборник статей, где были опубликованы воспоминания членов 1-й Государственной Думы «К 10-летию I-й Государственной Думы. 27 апреля 1906 г.» В данном сборнике содержатся воспоминания об этих выборах А. Букейханова, где он рассказывает о борьбе на этих выборах. «А.Н. Букейханов получил приглашение на беседу известному Садвокасу Чорманову из Аккелинской волости Павлодарского уезда, сорок знатоков права и обычаев учинили экзамен в части религиозной веры и семейных законов. Блестящие способности Алихана были замечены всеми. Алихана Букейханова выбрали с впечатляющим результатом - всего один голос против. За А.Н. Букейханова проголосовали 175 человек из 176, в том числе делегаты Каркаралинского уезда».
Однако отстоять интересы казахов в 1-й Государственной Думе Букейханову не удалось. Он приехал в Петербург в день роспуска Думы 8 июля 1906 г., но депутаты не сдались без боя. 198 депутатов собрались в Выборге (в их числе был и А.Н. Букейханов), где после бурных обсуждений приняли воззвание «Народу от народных представителей», так называемое «Выборгское воззвание». Депутаты призвали население в знак протеста против разгона Думы прекратить выплату налогов, выполнение других повинностей, новобранцам предлагали не являться на призывные пункты и т.д. Против подписавших «Выборгское воззвание» правительство возбудило уголовное преследование. По решению суда все «подписанты» отсидели по три месяца в крепости, а затем были лишены избирательных прав при выборах в новую Думу и на другие общественные должности. А.Н. Букейханов был осужден на три месяца тюрьмы 18 декабря 1907 г. Пока шло следствие, он борется за участие в выборах во 2-ую Государственную Думу, но безрезультатно. Как подписанту «Выборгского воззвания» А.Н. Букейханову карьера в Государственной Думе была закрыта навсегда. В открытом письме сохранилось прямое обращение Букейханова к потомкам: «Выбирайте, друзья, тех, кто служит Родине! Ер туған жеріне - ит тойған жеріне - Смелый сам найдет Родину, а трус место, где его кормили. Алихан Нурмухамедович Букейханов. Бывший член Государственной Думы от киргиз Семипалатинской области. 11 января 1907 г.»
После освобождения из тюрьмы в 1908 г. он был выслан из Омска и вынужден переехать в Самару. Самарский период в жизни Алихана длился с 1908-го до 1917 года. Неизвестно точно, кем он работал в первые годы в политической ссылке в Самаре, приехав туда с супругой Еленой Яковлевной и двумя детьми. Но он продолжает свою активную научную, публицистическую и общественно-политическую деятельность, работает в составе губернского комитета партии кадетов (1915 г.) Именно в этот период А.Н. Букейханов подготовил очерк «Киргизы» (сборник «Формы национального движения в современных государствах», который вышел в Санкт-Петербурге в 1910 г.), где отслеживались фрагменты истории, этнографии, хозяйственного уклада казахов.
А. Букейханов был избран членом ЦК конституционно-демократической партии (кадетов) на IV съезде в сентябре 1906 г., в ее рядах оставался до 1917 г., пока не вышел из состава партии. Причины выхода были связаны с несогласием Букейханова с рядом принципиальных положений программы партии кадетов. Он был противником введения частной собственности на землю, разногласия возникли и по вопросам создания национальных автономий, отделения церкви от государства и т.д.
В 1905 г. А. Букейханов создает в Казахстане национальный филиал партии кадетов (его создание не было поддержано ЦК партии кадетов, и в 1906 г. он перестает существовать). В 1913 году является организатором и идейным вдохновителем газеты «Казах» (одна из самых популярных и массовых газет, издававшихся в крае в начале ХХ века). В 1914 г. Букейханов представляет свой народ на 1-м Съезде мусульманских народов России в Санкт-Петербурге, где наряду с другими депутатами (Б. Каратаев, Ж. Сейдалин, Д. Аманшыулы) отстаивает интересы казахского народа. В 1917 г. после самарской ссылки, не получив разрешения вернуться в Омск, переезжает в Оренбург, где продолжает заниматься активной общественно-политической, публицистической деятельностью.

Зауреш САКТАГАНОВА,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра
этнокультурных
и историко-антропологических исследований
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова


(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Роман с камнем 03.04.2021

    В первое воскресенье апреля свой профессиональный праздник отмечают геологи. Те, кто на протяжении нескольких столетий ищут подземные сокровища. Именно благодаря их труду и открытиям один из главных источников благосостояния нашей страны не иссякает. Одна из тех, кто уже более трех десятков лет вносит свой вклад в пополнение медного запаса Казахстана, - директор регионального филиала «Центргеология» АО «Казгеология» Бакытгуль МУСИЕВА.

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 03.04.2021

    (Окончание.

    Начало в номерах от 30 марта и 1 апреля 2021 года.)

     

    Итак, проект программы партии «Алаш» включал в себя следующие параграфы (приводим сокращенно):

     «Россия должна стать демократической федеративной республикой… Президент управляет через Совет министров… Законодательная вл...

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 01.04.2021

    Формирование освободительных идей в Казахском крае

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 30.03.2021

    5 марта исполнилось 155 лет со дня рождения Алихана Букейханова - духовного лидера казахской интеллигенции, видного  ученого-географа и экономиста, литературоведа, а также политического деятеля, основателя партии «Алаш».

  • Остановить время 30.03.2021

    Карагандинский фотограф Константин Павленко известен не только в своем регионе, но даже за пределами Родины. Чехия, Ирландия, Шри-Ланка, Турция, Китай, Россия - это далеко не полный список стран, где творит мастер.

  • Ближний Восток - дело тонкое 27.03.2021

    Участие в миротворческой миссии ООН - авторитет всей страны. После командировки, длившейся больше полугода, 29-летний военнослужащий регионального командования «Астана» Афанасий Ярмак вернулся на Родину. Сошел с трапа самолета в Алматы, встал на колено и прикоснулся к земле, закрыл на мгновение глаза. Грянул торжественный марш - его и сослуживцев встречали с оркестром. Далее медицинское обследование, и вот военнослужащий в форме уже смотрит в окно поезда, следующего в Караганду.

  • ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! 27.03.2021

    ВСЕ БЫЛО УЖЕ ПОЗАДИ: финская война, присоединение Прибалтики, оккупация германскими войсками Франции, Бельгии, Голландии, Югославии. Европа практически перестала существовать. Как ни уверяли людей в надежности советско-германского пакта, разговоры о скорой войне вспыхивали постоянно. Да и как не говорить, если производство перевели на семидневную рабочую неделю, за 15-минутное опоздание грозил суд, а самой популярной песней была  «Если завтра война...»?

  • Для изучения и размышления 18.03.2021

    Он был настоящим лидером казахской интеллигенции. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе Казахстана, основателя самой популярной в степном крае газеты «Қазақ» и талантливого публициста. Сегодня его имя - на устах у потомков. Его помнят как национального героя.

Гид по вакцине против коронавируса