16 февраля 2021 года 1693

Народный просветитель

(Окончание.

Начало в номере

от 13 февраля 2021 г.)

Алфавит, «Киргизская хрестоматия», «Мусульманский шариат»...

И. Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещал каждую школу, создавал учебные и методические пособия. Судя по письмам, он горячо переживал нехватку учебников и учебных пособий. Поэтому просил своих коллег выслать быстрее самоучители и другие книги, которые будут полезными для учеников.

Поскольку с учебными пособиями было очень трудно, Алтынсарин рекомендовал учителям русско-казахских школ в качестве учебно-вспомогательных пособий такие труды и учебники русских педагогов и писателей, как «Детский мир» Ушинского, «Азбука и книга для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматика» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметика» Евтушевского, «Краткая русская история» Острогорского.

Ибрай написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия, которые начал незадолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области. В 1879 году он издал свое учебное пособие «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку». Это были его систематизированные конспекты, по которым он преподавал в тургайской школе. А его «Киргизская хрестоматия», вышедшая в том же году, стала первой книгой для детей и народного чтения на казахском языке. Она была составлена по образу аналогичных произведений Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. В предисловии к «Киргизской хрестоматии» просветитель писал: «…Долг каждого из нас – принести посильную лепту на пользу своей Родине».

Алтынсарин разработал казахский алфавит на основе русской графики. Однако надо сказать о том, что Ибрай вначале не хотел использовать русский алфавит в своих учебных пособиях. В письме Н.И. Ильминскому от 31 августа 1871 года он аргументировал это тем, что казахские книги с русской графикой вызовут отторжение, во-первых, из-за религиозного фанатизма, во-вторых, просто из-за своего непривычного вида. Такие книги не будут быстро и легко распространяться среди населения, как надеялось русское начальство, не смогут выйти за пределы школы, не заинтересуют казахов в целом. Ибрай писал о том, что казахи привыкли к арабской графике, что такого уж вреда от нее нет, что татарские книги несут просвещение, а его учебники будут иметь гораздо больший эффект, если их издать арабской графикой.

Под давлением И. Алтынсарин оказался вынужден издавать свои учебные пособия на кириллице. И они действительно не покупались. Лишь после его смерти они были переизданы арабской графикой и стали по-настоящему популярны.

Во второй половине XIX столетия Казахская степь была в достаточной мере исламизирована. Разумеется, действовавшие там школы не могли обходиться без преподавания основ мусульманского вероучения. Однако введение уроков религиозного вероучения заранее предполагало изучение детьми арабской графики, потому что она была необходима для чтения Корана. С этой целью в 1884 году Ибрай опубликовал «Шариат–уль ислам» («Мусульманский шариат») в качестве учебного пособия для школ. В этой книге был совмещен весь вероучительный обиход, нужный для взрослого мусульманина. В учебном пособии, написанном на казахском языке, использовался арабский алфавит, необходимые для понимания арабских текстов объяснения должны были даваться также по-казахски.

Учитель - двигатель прогресса

Творчески усваивая теорию обучения, разработанную выдающимися русскими педагогами, Ибрай Алтынсарин создал в соответствии со специфическими особенностями Казахстана оригинальную систему преподавания и обучения детей в русско-казахских школах. В системе преподавания главное место он отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам.

И. Алтынсарин и Н. Ильминский спорили о том, на каком уровне должен преподаваться в школах русский язык. Ильминский считал: «…В школах грамотность, …орфография и грамматика совершенно излишни, а для инородческих школ вредны и убийственны…» Н. Ильминский (и официальные власти) указывали Алтынсарину на то, что программа его начальных школ далеко выходит за рамки общепринятого: физика, зоология, минералогия, ботаника, грамматика русская и казахская, история русская и мировая, литература. Но Ибрай знал, что у большинства его учеников не будет возможности учиться далее, он хотел расширить их кругозор, привить научное мышление.

В преподавании языков просветитель использовал методику Н. Ильминского, по которой тот сам выучил казахский. Так, дети учили сначала названия всех предметов, исключительно слова, относящиеся к имени существительному, потом прилагательные, затем соединяли предметы с их качеством. Когда казахские дети начинали немного говорить по-русски, Алтынсарин приглашал к ним в гости их однолеток – детей русских поселян. И тогда процесс обучения значительно ускорялся.

Однако изучением языков дело не ограничивалось. Ибрай в своих письмах сообщал, что старается всеми силами подействовать на нравственность учеников, чтобы впоследствии, когда займут место на госслужбе, они не стали взяточниками. «Стараюсь всеми силами, - писал он Н.И. Ильминскому 16 марта 1864 года, - чтобы подействовать еще на их (детей) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками». Задача такого воспитания вытекала из условий казахской жизни того времени. Ведь тогда простой перевозчик, хоть немного владеющий русским, умеющий составить бумагу в инстанции, становился для земляков важной персоной, мог наживаться на них. В этой среде широко было распространено взяточничество. Поэтому Ибрай приходил к детям в свободное от занятий время в качестве муллы и рассказывал всё, что знал сам, из духовной истории. Он хотел, чтобы его воспитанники выросли порядочными людьми, несли в народ научные знания.

Великий учитель обладал щедрым характером, свойственным казахам. Он не разделял людей на бедных и богатых. Известный писатель Спандияр Кобеев в романе «Орындалған арман» («Осуществленная мечта») написал, что когда он впервые пошел в школу, богатые вычеркнули его имя из списка, назвав сыном бедного. И ему тогда помог Алтынсарин: «Ибрай погладил меня по голове, внимательно посмотрел на меня и спросил:

- Сынок, будешь учиться?

- Буду.

- Учись, сынок. Учись хорошо!

Потом он обратился к Досмагулу:

- Если вычеркнули из списка, внеси заново. Учиться должны и дети бедных. Присмотри за ним. Возможно, его отец не угодил здешним влиятельным людям и был притеснен ими.

Меня взяли на учебу. И так в 1887 году 10 декабря началась моя учеба» (Оспанов С. «Каким был Ибрай Алтынсарин?..» Мысль, 2017, №10, с. 36).

В русско-казахских школах, открытых Алтынсариным, кроме прохождения теоретических предметов, мальчики обучались плотницкому, столярному, кузнечному и другим ремеслам, а ученицы-казашки – шитью, кройке белья и платьев, вязанию шарфов, пуховых платков, приготовлению армячины, тесемок и поясов из шерсти и конских волос - материалов, всегда имеющихся у казахов в достаточном количестве.

В своей педагогической деятельности Ибрай придавал огромное значение учителю как главному двигателю всего учебного и воспитательного процесса в школах. «Для народных школ, - писал он, - учителя составляют всё: с ними не могут сравниться ни прекраснейшие педагогические руководства… ни тщательный инспекторский союз». Он проявлял отеческую заботу об учителях: давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.

И. Алтынсарин наказывал учителю, «что он никогда не должен забывать, с кем имеет дело. Он имеет дело с детьми, которые если не понимают что-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести их до понимания. Должен он обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснять каждый предмет охотно и простым языком, без вычурных фраз и ненужных терминов», ибо «наглядное обучение основано именно на простоте учебных приемов и удобнопонятности учительских объяснений».

Требуя от правительства организации школ в Казахской степи, педагог-новатор считал, что эти школы должны давать знания об окружающих человека предметах и явлениях мира. Он учил, что назначение школы – это распространение общеобразовательных знаний. В своей речи при открытии ремесленной школы в Тургае 15 ноября 1883 года Ибрай подчеркнул: «Ум природный способен обнимать лишь то, что его окружает, а развить его и сделать способным узнавать и то, чего он не видел, может только светское образование». Таким образом, с точки зрения И. Алтынсарина, только светское образование может обеспечить экономическое и нравственное развитие народа. Это - во-первых. Во-вторых, только светское образование может стать рассадником практического, иначе говоря - материалистического, взгляда на предметы окружающего мира.

Из вышеизложенного вытекает, что Ибрай Алтынсарин законно считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в Казахстане. Его заслуги в области народного образования высоко оценивались современниками.

Писатель, ученый, этнограф

Ибрай активно занимался литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедности, критику эксплуататоров, а также многих рассказов для детей, которые были в основном наполнены дидактическим содержанием и преследовали цель воспитания у читателей лучших нравственных качеств – трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим.

Поэтическое дарование Алтынсарина проявилось в стихотворениях, посвященных родной природе. Мягкостью, тонким лиризмом отличаются, например, стихотворения «Лето», «Река». Просветитель мечтал о светлом будущем своего народа. Не только в стихотворениях, но и в прозаических произведениях он изобличал вред отсталости, бескультурья, говорил об общественном значении науки. К таким прозаическим произведениям прежде всего относятся «Польза любознательности», «Как можно разбогатеть» и др.

И. Алтынсарин был одним из тех, кто, проявляя заботу о народе, часто писал статьи в газету «Оренбургский листок» о голоде и джуте в Тургае в 1879-1880 годах. М. Фетисов, первый исследователь публицистики И. Алтынсарина, в материале «Глубокие мысли Ибрая о джуте в Казахской степи, раскрывающие многие проблемы и стоящие на повестке дня» оценивал их как истинный образец демократической казахской публицистики.

Немало заслуг у Алтынсарина в сборе, систематизации и публикации казахского устного творчества. В 1879 году он включил часть собранного материала, сюжетные основы которого взяты из народных легенд, былин, сказок, в книгу «Киргизская хрестоматия». К их числу относятся «Сатемир-хан», «Избасты», «Байулы», «Жанибек-батыр», «Кара-батыр».

И. Алтынсарин по праву считается одним из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Его стихи и рассказы отличает простой, понятный широким народным массам язык. Он много сил приложил для развития родного казахского языка и придания ему международного статуса. Дело в том, что переговорным языком пограничной русской администрации с казахскими владетелями долгое время – до 1860-х годов - был татарский. Дело происходило так. Муллы переводили с казахского на татарский письма казахских владетелей русским чиновникам и отправляли их в Оренбург, где в свою очередь местные муллы, а впоследствии штатные переводчики, переводили их на русский. Переписка получалась довольно долгой и запутанной. Ведь письма выдерживали двойной перевод. Первым на эту проблему обратил внимание Алтынсарин в бытность свою переводчиком областного управления в Оренбурге. И он же сделал прямой перевод делового письма с русского на казахский, чем буквально потряс представления начальства пограничной комиссии о международной переписке. Новшество прижилось с трудом, но начало было положено. Мало-помалу казахский язык вступал в свои права, и в переводах стали появляться даже замечательные казахские обороты.

Ибрай Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. Его перу принадлежат «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Они были опубликованы в «Записках Оренбургского отдела Русского географического общества (РГО)». В 1874 году Алтынсарин был избран членом-сотрудником ИРГО.

Предметом специального исследования просветитель не случайно избрал обычаи при сватовстве и свадьбах у казахов, в которых переплетались нормы родового и патриархально-феодального быта. Его статья «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства» интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных, устаревших казахских свадебных обычаев, бытовавших в то время. В частности, подробно описав обычаи, связанные с аменгерством и его последствиями, Ибрай вскрыл консервативную сущность патриархально-феодального быта.

Алтынсарин любил искусство и талантливых людей. Рядом с ним постоянно находился народный акын Нуржан Наушабай. Ибрай, у которого был красивый голос, неплохо играл на домбре. Вместе с Наушабаем он часто проводил вечера в словесных состязаниях на домбре, где слушатели становились свидетелями прекрасных импровизаций.

Также Ибрай высоко ценил ораторское искусство. Его речестрой был благозвучным и уверенным. На русском и казахском языках говорил великолепно. Народ всегда слушал его с большим интересом.

В целом литературные и научные труды просветителя были проникнуты духом народности. В них последовательно проводились идеи справедливости и равенства.

 

***

На первый взгляд, итоги деятельности Ибрая Алтынсарина могут показаться скромными – открытие четырех двухклассных, ремесленного и женского училищ, пяти волостных школ, двух училищ для детей русских поселян, создание системы стипендий для обучения. Но за ними стоял огромный труд преодоления равнодушия. В письме Н.И. Ильминскому он с горечью писал: «Об образовании киргизов начальство так заботится, что предпочитает лучше красить крыши и без того красные, белить стены и без того белые, нежели приступить к постройке училищ». К организации учебных заведений Ибрай подходил с такой основательностью, что некоторые из построенных им школьных зданий сохранились до нашего времени.

В целом 29 лет продолжалась борьба педагога-новатора за просвещение родного народа, борьба с тайными планами имперских умов, невежеством начальства и народа, фанатизмом православных и мусульман. Только за последние десять лет жизни он создал 13 школ и училищ. А сколько было открыто школ по этому образцу уже после его смерти! Наверное, его вклад в прогресс казахов в XIX веке был наибольшим. Не зря великий Абай восхищался Ибраем, переписывал в свои тетради его стихи вместе с собственными стихами, стихами Пушкина и Лермонтова, так что для его учеников творчество двух Ибрагимов – Абая и Ибрая – слились воедино. Без И. Алтынсарина и его последователей было бы невозможно пробуждение общественного сознания казахов, невозможна была бы Алаш Орда.

 

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук, академик, почетный работник образования РК,

заслуженный работник КарУ им. Е.А. Букетова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Роман с камнем 03.04.2021

    В первое воскресенье апреля свой профессиональный праздник отмечают геологи. Те, кто на протяжении нескольких столетий ищут подземные сокровища. Именно благодаря их труду и открытиям один из главных источников благосостояния нашей страны не иссякает. Одна из тех, кто уже более трех десятков лет вносит свой вклад в пополнение медного запаса Казахстана, - директор регионального филиала «Центргеология» АО «Казгеология» Бакытгуль МУСИЕВА.

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 03.04.2021

    (Окончание.

    Начало в номерах от 30 марта и 1 апреля 2021 года.)

     

    Итак, проект программы партии «Алаш» включал в себя следующие параграфы (приводим сокращенно):

     «Россия должна стать демократической федеративной республикой… Президент управляет через Совет министров… Законодательная вл...

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 01.04.2021

    Формирование освободительных идей в Казахском крае

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 30.03.2021

    5 марта исполнилось 155 лет со дня рождения Алихана Букейханова - духовного лидера казахской интеллигенции, видного  ученого-географа и экономиста, литературоведа, а также политического деятеля, основателя партии «Алаш».

  • Остановить время 30.03.2021

    Карагандинский фотограф Константин Павленко известен не только в своем регионе, но даже за пределами Родины. Чехия, Ирландия, Шри-Ланка, Турция, Китай, Россия - это далеко не полный список стран, где творит мастер.

  • Ближний Восток - дело тонкое 27.03.2021

    Участие в миротворческой миссии ООН - авторитет всей страны. После командировки, длившейся больше полугода, 29-летний военнослужащий регионального командования «Астана» Афанасий Ярмак вернулся на Родину. Сошел с трапа самолета в Алматы, встал на колено и прикоснулся к земле, закрыл на мгновение глаза. Грянул торжественный марш - его и сослуживцев встречали с оркестром. Далее медицинское обследование, и вот военнослужащий в форме уже смотрит в окно поезда, следующего в Караганду.

  • ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! 27.03.2021

    ВСЕ БЫЛО УЖЕ ПОЗАДИ: финская война, присоединение Прибалтики, оккупация германскими войсками Франции, Бельгии, Голландии, Югославии. Европа практически перестала существовать. Как ни уверяли людей в надежности советско-германского пакта, разговоры о скорой войне вспыхивали постоянно. Да и как не говорить, если производство перевели на семидневную рабочую неделю, за 15-минутное опоздание грозил суд, а самой популярной песней была  «Если завтра война...»?

  • Для изучения и размышления 18.03.2021

    Он был настоящим лидером казахской интеллигенции. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе Казахстана, основателя самой популярной в степном крае газеты «Қазақ» и талантливого публициста. Сегодня его имя - на устах у потомков. Его помнят как национального героя.

Гид по вакцине против коронавируса