13 февраля 2021 года 1798

Народный просветитель

К 180-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина. Крупный казахский просветитель Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности басен Крылова.

Деятельность Алтынсарина на ниве просвещения была высоко оценена Российской империей. Он имел чин статского советника. В народе Ибрай – образованный внук влиятельного бия Балгожи Жанбыршина (Ямчурина) – пользовался непререкаемым авторитетом. Свидетельством тому - школы и училища, которые он открыл и содержал на собранные им в народе деньги.

Открыть глаза на мир

В начале XIX века трудно было определить процент грамотности среди казахов. Были известны лишь имена отдельных людей, окончивших высшие мусульманские школы Самарканда, Бухары, Стамбула, Казани и других мусульманских центров. Преподавание в казахских национальных школах, полностью ориентированных на фундаментализм Востока, велось ходжами. Первые школы русской ориентации открылись в 1782 году при многих мечетях. Для них учителями были наняты в основном тобольские татары. Это делалось для того, чтобы исключить влияние среднеазиатских мулл на подвластное русским казахское население.

Казахам в начале XIX века был открыт доступ в русские учебные заведения. Но русская грамота до 70-х годов XIX века не имела успеха в степи. Во многом это объясняется стремлением правительства придать школьному делу идейное направление и, с другой стороны, усиленным проникновением миссионерства с последующей христианизацией кочевников.

В 30-х годах XIX века дело народного образования сдвинулось вперед в связи с открытием казахских корпусов в городах Омске и Оренбурге. Приблизительно в 50-х годах начали действовать фельдшерские училища и сельскохозяйственные школы для казахских детей. Заметное продвижение вперед в деле просвещения произошло во второй половине XIX века. Этот период совпал с началом государственной службы И. Алтынсарина. После окончания школы работал переводчиком, чиновником и мог сделать прекрасную карьеру. Но его мечтой было просвещение родного народа, приобщение его к прогрессу.

Он был глубоко убежден в том, что казахи – это народ, способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры. Это, утверждал он, неоднократно признано многими и доказано на деле. Вместе с тем он считал, что казахский народ еще далек от цивилизации, что он «находится в переходном состоянии» от бескультурья и невежества к цивилизации и культуре. И именно в такой период, указывал просветитель, народ особенно нуждается в духовной пище.

И. Алтынсарин полагал, что только знание, просвещение способны избавить народные массы от посягательств власть имущих, открыть им глаза на действительный мир, рассеять их иллюзии и тем самым способствовать достижению подлинного прогресса.

Скромный, настойчивый, благородный

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешнего Затобольского района Костанайской области. В возрасте трех лет остался без родителей, которые погибли во время одного из набегов на аул Жанбурчи, где проживал род Алтынсариных, отряда Кенесары Касымова. После трагической гибели своих родителей Ибрай рос и воспитывался в доме своего деда Балгожы, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.

В 1850 году в Оренбурге открывается первая светская школа для казахских мальчиков. Это элитная семилетняя школа-интернат для детей, чьи родители «оказали услуги правительству или же известны по своей особенной ему преданности». Школа должна была готовить будущих чиновников для российской администрации. В ней преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, татарский язык, музыка и гимнастика.

Первоначально в школе важное значение придается мусульманскому воспитанию и сохранению у учеников навыков кочевой жизни: для школы приобретаются пышные юрты, верховые лошади с упряжью. В 1854 году Оренбургскую пограничную комиссию возглавляет известный востоковед В.В. Григорьев. По его указанию вводятся новые порядки, направленные на приобщение учащихся к русской культуре и усвоение русского языка.

Как записано в архивных документах 1850-х годов, Ибрай был «казах чёрной кости, сын почетного ордынца». Когда в 1848 году в Оренбурге собрались открыть школу, дед зачислил его в кандидаты. С открытием школы 22 августа 1850 года девятилетний Ибрагим (Ибрай) поступил в нее в составе первого курса. Наверное, мальчику было нелегко привыкнуть к казенному порядку. Он скучал по дому, родным, просился домой. Дед каждый месяц пишет внуку ласковые стихотворные письма (казахи вплоть до середины ХХ века сохраняли эту привычку переписываться только в стихах), объясняя важность образования.

Ибрай окончил школу лучшим учеником. В доме востоковеда В.В. Григорьева он был желанным гостем, читал в его библиотеке художественную и научную литературу, книги по педагогике. Чтение расширяло круг знаний Алтынсарина, воспитывало в нем интерес и любовь к передовой науке и культуре.

В 1857 году после окончания школы с золотой медалью Ибрай около трех лет (1857–1859) работал писарем у своего деда. С 1 августа 1859 года служил в Оренбургском областном правлении младшим толмачом (переводчиком). С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая и политическая деятельность И. Алтынсарина. Сблизившись с прогрессивными представителями русской интеллигенции, в частности с В.В. Григорьевым и Н.И. Ильминским, он глубоко освоил передовые для своего времени педагогические, научные и философско-теоретические идеи, которые и легли в основу его ожесточенной борьбы против отсталости своего народа, его невежества, забитости, национального и социального порабощения.

В.В. Григорьев (1816–1881) – выпускник Петербургского университета. Автор более 200 научных работ. В 1854–1863 гг. – председатель Оренбургской пограничной комиссии, начальник областного управления оренбургскими киргизами. Автор различных проектов об открытии школ для казахских детей и подготовке для них учителей. Он же - автор идеи подготовки учебников для казахов на основе русского алфавита. В 1874–1880 годы – начальник главного управления по делам печати Российской империи. На эту должность чиновник назначался указом императора по представлению министра внутренних дел. Управление занималось в том числе и цензурой книг, журналов, газет. В.В. Григорьев старался привлечь к себе, поддерживать дружеские связи с перспективными образованными молодыми казахами. Но, разумеется, его целью было привлечь их к служению интересам Российской империи.

Н.И. Ильминский (1822–1891) – педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии наук. Получил чисто религиозное образование, окончил Казанскую духовную академию, готовившую православных миссионеров для крещения татар. Изучал в академии тюркские языки, участвовал в переводе на татарский язык Священного Писания. Чтобы лучше изучить татарский язык, переехал в Старо-Татарскую слободу Казани, посещал медресе. В 1851 году по распоряжению Святейшего синода (высшего органа церковно-государственного управления Русской православной церковью) был направлен на Ближний Восток для углубленного изучения ислама, турецкого, арабского и персидского языков. Разработал грамматику и учебники татарского, башкирского, казахского языков. Работал в Оренбурге старшим советником В.В. Григорьева, где и познакомился с И. Алтынсариным.

Николай Ильминский был другом Алтынсарина. В 1891 году в Казани он издал книгу «Воспоминания об И.А. Алтынсарине, инспекторе киргизских школ Тургайской области». В этой работе, описывая выдающуюся карьеру чиновника Алтынсарина, Ильминский особо отмечал, что Ибрай более замечателен по своим личным качествам как человек умный, честный и симпатичный. За 30 лет знакомства с 1859 года Ильминскому ни разу не пришлось заметить в Ибрае что-нибудь непорядочное. Особенно он ценил в Алтынсарине живую любознательность и постоянную мысль о необходимости образования для казахов.

Надо сказать о том, что Н. Ильминский стал едва ли не единственной опорой для своего друга Ибрая, которому местные власти, руководствуясь соображениями финансовой экономики или рутинной целесообразности, не всегда и не во всем оказывали своевременное содействие в организации школьного обучения. Кроме того, Ильминский ввел Алтынсарина в круг влиятельных государственных деятелей эпохи, включая министра народного просвещения графа Дмитрия Толстого, благодаря которому просветительские начинания Ибрая Алтынсарина становились реальностью (Прохоров И. Вспоминая Алтынсарина // «Казахстанская правда», 3 августа 2020 года, с. 6).

В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя. Затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы Ибрай участвовал в выборах волостного управления и аульных старшин. При выборах он пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям.

С 1 сентября 1879 года И. Алтынсарин был назначен исполняющим обязанности инспектора казахских школ Тургайской области и утвержден в этой должности 22 октября 1888 года. В то время административным центром Тургайской области был город Оренбург, а область охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей.

В последние годы Ибрай жил в уездном городе Николаевском (Костанай). На берегу небольшого озера он на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

Своими современниками Ибрай Алтынсарин характеризовался как справедливый, настойчивый, благовоспитанный, одаренный, любознательный, благородный, скромный, заботливый, щедрый и милосердный человек. Как писал ориенталист Н. Ильминский в своих воспоминаниях, «Григорьев очень уважал, высоко ценил Балгожу, а Ибрая генерал любил не только за то, что он внук Балгожи, но еще за его личные качества и талант».

«Обставить прилично и опрятно»

В Казахстане открытие народных школ относится к 60-м годам XIX века и связано в основном с именем И. Алтынсарина. После введения реформ 1867-1868 годов такие школы стали функционировать в различных частях Казахского края.

В 1860 году Оренбургское областное правление поручило 19-летнему Ибраю открыть школу для казахских детей в Тургае, назначив учителем русского языка этой же школы. Молодому просветителю понадобилось четыре года, с 1860-го по 1864 г., чтобы создать первую в его жизни начальную школу. Он лично объезжал аулы, объяснял, зачем школа нужна, собирал средства у казахов, руководил строительством, набирал учеников. Поскольку открытие школы затянулось, то Ибрай частным образом в своей квартире содержал за свой счет трех, а потом и четырех учеников, которых обучил грамоте. Наконец в январе 1864 года школа была торжественно открыта в присутствии 200 казахов, пользовавшихся особым почетом в Степи. Начало учебы отпраздновали, по народному обычаю, скачками и угощением. Местные жители были в восторге, и в школу в первый же день записались 14 мальчиков. При школе был создан интернат, в котором жили 16 учеников, содержавшихся на полном пансионе за счет средств населения.

Работа Алтынсарина в школе была оценена положительно. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в город Тургай, 22 января 1864 года сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине было написано: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников в самое короткое время подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, И. Алтысарин в 1881-1882 годах открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах. К тому же укомплектовал эти училища учениками и учителями. Он придавал особое значение оборудованию училищ. «Обставить его прилично и опрятно так, чтобы задуманное воспитание киргизских детей не встречало в нем таких препятствий, как грязь, сырость, теснота, угар, голод, холод, недостаток учебников и неграмотные еще учителя, как это бывает в большинстве народных школ», - писал Алтынсарин.

За счет собранных у населения средств просветитель открывал при школах библиотеки. «При училищах Тургайской области, - писал он, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я собрал уже 600 рублей. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики) грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».

Придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана, И. Алтынсарин способствовал открытию ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Ему удалось открыть ремесленное училище в городе Тургае, содержащееся исключительно на средства, собираемые у местных жителей. Забота просветителя о казахском народе и его будущем подтверждается таким фактом: 500 десятин земли, доставшиеся ему от отца, он перед смертью завещал в пользу открываемой в городе Кустанае сельскохозяйственной школы.

С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В конце октября 1888 года он открыл в городе Иргизе школу с интернатом для обучения девушек-казашек. Кроме того, Ибрай добился у царской администрации разрешения открыть женские училища с интернатом, которые стали действовать: в городе Тургае – с 1891 года, в городе Кустанае – с 1893 г., в поселке Карабутак – с 1895 г. и городе Актюбинске – с 1896 г. В этих училищах в 1896 году обучалось 211 девушек, из них - 70 казашек (История Казахской ССР: с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Том 3. Алма-Ата: Наука, 1979, с. 338).

Много труда вложил Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных и народных школ, прежде всего из казахов. Им была открыта учительская школа в городе Троицке, немного позже переведенная в город Оренбург.

Рашит КАРЕНОВ,

доктор экономических наук, академик, почетный работник образования РК,

заслуженный работник
КарУ им. Е.А. Букетова

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Роман с камнем 03.04.2021

    В первое воскресенье апреля свой профессиональный праздник отмечают геологи. Те, кто на протяжении нескольких столетий ищут подземные сокровища. Именно благодаря их труду и открытиям один из главных источников благосостояния нашей страны не иссякает. Одна из тех, кто уже более трех десятков лет вносит свой вклад в пополнение медного запаса Казахстана, - директор регионального филиала «Центргеология» АО «Казгеология» Бакытгуль МУСИЕВА.

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 03.04.2021

    (Окончание.

    Начало в номерах от 30 марта и 1 апреля 2021 года.)

     

    Итак, проект программы партии «Алаш» включал в себя следующие параграфы (приводим сокращенно):

     «Россия должна стать демократической федеративной республикой… Президент управляет через Совет министров… Законодательная вл...

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 01.04.2021

    Формирование освободительных идей в Казахском крае

  • Алихан Букейханов: штрихи к портрету 30.03.2021

    5 марта исполнилось 155 лет со дня рождения Алихана Букейханова - духовного лидера казахской интеллигенции, видного  ученого-географа и экономиста, литературоведа, а также политического деятеля, основателя партии «Алаш».

  • Остановить время 30.03.2021

    Карагандинский фотограф Константин Павленко известен не только в своем регионе, но даже за пределами Родины. Чехия, Ирландия, Шри-Ланка, Турция, Китай, Россия - это далеко не полный список стран, где творит мастер.

  • Ближний Восток - дело тонкое 27.03.2021

    Участие в миротворческой миссии ООН - авторитет всей страны. После командировки, длившейся больше полугода, 29-летний военнослужащий регионального командования «Астана» Афанасий Ярмак вернулся на Родину. Сошел с трапа самолета в Алматы, встал на колено и прикоснулся к земле, закрыл на мгновение глаза. Грянул торжественный марш - его и сослуживцев встречали с оркестром. Далее медицинское обследование, и вот военнослужащий в форме уже смотрит в окно поезда, следующего в Караганду.

  • ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! 27.03.2021

    ВСЕ БЫЛО УЖЕ ПОЗАДИ: финская война, присоединение Прибалтики, оккупация германскими войсками Франции, Бельгии, Голландии, Югославии. Европа практически перестала существовать. Как ни уверяли людей в надежности советско-германского пакта, разговоры о скорой войне вспыхивали постоянно. Да и как не говорить, если производство перевели на семидневную рабочую неделю, за 15-минутное опоздание грозил суд, а самой популярной песней была  «Если завтра война...»?

  • Для изучения и размышления 18.03.2021

    Он был настоящим лидером казахской интеллигенции. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе Казахстана, основателя самой популярной в степном крае газеты «Қазақ» и талантливого публициста. Сегодня его имя - на устах у потомков. Его помнят как национального героя.

Гид по вакцине против коронавируса