16 января 2021 года 1856

Промелькнувший метеор

Чокан Чингисович Валиханов - первый казах, еще в XIX веке удостоившийся мирового признания за выдающийся вклад в науку

 

(Продолжение. Начало в номере от 14 января 2021 г.)

Покорение Петербурга

Тяжелые условия поездки в Восточный Туркестан, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути, вредно сказались на здоровьи молодого ученого. Поэтому после возвращения домой Чокан заболевает. Только в 1860 году по вызову военного министерства исследователь Кашгарии смог поехать в Петербург.

Высшая петербургская власть в лице министров и чиновников встретила Валиханова как героя и замечательного исследователя, открывшего европейской науке Азию. Он был представлен царю, в повелительном указе которого отмечалось: «В воздаяние отлично-усердной службе по армейской кавалерии поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него поручения, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями…», отважный путешественник был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира (Абуев К. «Был рожден для великих свершений» («Казахстанская правда», 25 июня 2020 года, С. 4).

В книге И.И. Стрелковой «Валиханов» (М: Молодая гвардия, 1990, С. 208-209) повествуется сообщение Чокана о путешествии в Восточный Туркестан, на котором присутствовали не только ученые, но также многие высокопоставленные чиновники: «4 мая 1860 года в квартире Русского географического общества близ Певческого моста действительный член общества Чокан Чингисович Валиханов сделал сообщение о своем путешествии в Кашгар…

Чокан Валиханов поднялся на кафедру, чтобы рассказать незнакомой Европе о человеке Средней Азии, о его трудах, о его духовном мире, о трагической судьбе народов, подвергающихся нещадной эксплуатации, живущих в темноте и невежестве. И он понимал, как важно именно сейчас начинать оспаривать теории развития человеческого общества и мировой культуры, сконцентрированные только на Европе и полностью игнорирующие Восток. Ведь эти теории становятся оправданием европейских колонизаторов.

Его слушал петербургский ученый мир. Географы, этнографы, естественники, историки, востоковеды… Пришел Федор Михайлович Достоевский, пришли сибиряки Потанин и Ядринцев. С кафедры Чокана отыскал глазами Александр Федорович Голубев и Михаил Иванович Венюков, побывавшие в Семиречье и на Иссык-Куле вскоре после него. И профессор Академии генерального штаба Макшеев здесь, Аскер-хан, друг Дурова, крупнейший знаток Средней Азии.

Сообщение, сделанное Валихановым на собрании 4 мая 1860 года, легло в основу его «Очерков о Джунгарии», опубликованных в «Записках Русского географического общества» в начале 1861 года в книгах 1-й и 2-й. Там же были помещены два рисунка автора - портреты манапов Бромбая и Сартая, а также подготовленная им карта Семиреченского и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской провинции Китая. Это, по тогдашним понятиям, и была Джунгария».

Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) идейно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую научную деятельность.

В Петербурге Чокан Чингисович работал в нескольких учреждениях: Военно-ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Одновременно он слушал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета, изучал иностранные языки, готовил к опубликованию свои научные труды, печатал статьи в петербургских изданиях. По поручению Военно-ученого комитета составлял карты Средней и Центральной Азии. В Географическом обществе молодой ученый-путешественник составлял материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, читал лекции для членов общества о Восточном Туркестане, Тянь-Шане и Киргизии.

Большое влияние на Чокана в период пребывания в Петербурге оказали его друзья и знакомые, представители научного мира: профессор Бекетов А.Н., редактор «Записок Русского географического общества»; востоковед, дипломат и публицист Е.П. Ковалевский; известные ученые-ориенталисты В.В. Григорьев, В.П. Васильев и В.В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал казахскому ученому вице-президент Русского географического общества П.П. Семенов-Тян-Шанский.

Замечательную страницу петербургского периода жизни Валиханова составляет его дружеское общение с видными русскими писателями и поэтами. Он вновь встретился со своим другом Ф.М. Достоевским, подружился с его семьей и близкими. Среди петербургских друзей Чокана мы видим критика Н.Н. Страхова, поэтов А.Г. Майкова и Я.П. Полонского, братьев В.С. и Н.С. Курочкиных, состоявших членами общества «Земля и воля».

Разночинная литературная среда обогащала кругозор Валиханова, помогала лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации. Чтение просветителем литературно-художественных и общественно-политических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки», «Время» и др., игравших весомую роль в развитии общественного интереса к истории, в формировании исторических взглядов интеллигенции, помогло ему в утверждении демократических позиций.

К сожалению, влажный петербургский климат усугубил болезнь легких Чокана. Ему особенно тяжело стало весной 1861 года, когда он вынужден был покинуть берега Невы и вернуться в степь для лечения. К приезду Чокана родные перекочевали на жайляу, где он провел лето. Здесь, в непосредственной близости к народу, он мог теснее общаться с ним.

Валиханов, вернувшись в родной аул, стал заниматься изучением быта, истории народа, собиранием образцов устной поэзии. Он много стал писать об отсталости, о средневековье и страданиях бесправных народных масс; выступать против угнетения и несправедливости. Просветителем была предпринята в 1862 году попытка, правда неудачная, быть избранным султаном-правителем, чтоб хоть как-то восстановить справедливость и облегчить жизнь народа.

Научное наследие

Знаменитый исследователь, проживший короткую жизнь, успел оставить уникальное научное наследие. Сегодня его многогранное творчество называют культурным явлением и целой эпохой в развитии отечественной науки. Поэтому рассказ о Чокане Валиханове будет неполным, если не упомянуть о его трудах, поскольку научные открытия ученого стали ориентирами в осмыслении многих культурно-цивилизованных процессов современности. С конца 40-х до середины 50-х годов XIX века из-под пера Чокана вышел целый ряд интересных статей и заметок. Среди них:

- «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды», представляющие собой одну из первых записей исторических преданий казахского народа; «Тенгри-Бог» - о древних верованиях казахов; «Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века» и др. В свое время они были опубликованы;

 - в 1856-1857 годах научные результаты первых путешествий молодого Ч. Валиханова отражены в его путевых очерках: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах». В своем «Дневнике…» Чокан впервые описал огромный Иссык-Куль: «Сияя чистейшим кобальтом (синим цветом), озеро сливалось с сиянием неба и дальним рельефом снежных гор, палящее солнце бросало на долину кругообразные от облаков тени. Мы тоже стояли на вершине, где было тепла не более чем как на шесть или семь градусов…»;

 - труды Чокана Валиханова посвящены истории и культуре всех народов Центральной Азии. Именно он впервые записал часть киргизского эпоса «Манас», имеющего общетюркское значение. Характеризуя эпос как явление общественного и исторического плана, просветитель писал: «Манас» есть энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное вокруг одного лица - богатыря Манаса. Это нечто вроде степной Илиады. Образ жизни, обычаи, нравы, география, религиозные и медицинские познания киргизов и их международные отношения нашли отражение в этой огромной эпопее».

 - одним из главных результатов научной деятельности Ч. Валиханова явился его капитальный труд «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской империи провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах».

В нем был дан первый научный труд, посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана, написанный с учетом достижений современной Чокану науки.

 - для науки интерес представляют философские взгляды Чокана Чингисовича, в частности его рассуждения о происхождении религии («О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов»). В указанных работах ученый пытался дать естественно-научное объяснение сущности религии, раскрыть подлинные причины ее происхождения. Так, в небольшой по объему, но весьма богатой по своему идейно-теоретическому содержанию статье под названием «Следы шаманства у киргизов», он, наряду с постановкой целого ряда серьезных проблем религии, отводит одно из важных мест проблеме происхождения шаманства.

 - Ч. Валиханов, находясь в Петербурге, впервые в европейской науке принялся за всестороннее исследование произведения Мирза Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарих-и Рашиди». Просветитель в своем исследовании «Извлечения из «Тарих-и Рaшиди» обращает внимание читателя, что эта книга является сокровищницей, содержащей много ценных фактов. Можно предположить, что у него были намерения издать книгу Мухаммеда Хайдара о древней истории Кашгарии, в которой сам побывал, и внести тем самым неоценимый вклад в востоковедческую науку, включив это произведение в научный оборот.

 - как патриот своей Родины мыслитель размышлял о проблемах неизбежной модернизации жизни казахского аула. Этой теме посвящена одна из последних работ уже тяжело больного Чокана «Записка о судебной реформе» (1864 г.). Готовя записку о судебной реформе для проекта положений об управлении казахскими степными областями, Ч.Ч. Валиханов выступал за сохранение института биев и считал нецелесообразным введение института мировых судов. Кроме того, он уделял внимание развитию уголовного и семейного права. В частности, считал необходимым изменить обычаи о неравноправии женщин в семейно-брачных отношениях.

Знакомясь с бесценным научным наследием гениального ученого, понимаешь, какую колоссальную работу проделал Чокан за свою короткую жизнь. Он делал выписки из множества архивных документов, переводов восточных писателей, трудов различных исследователей. Сколько вставок, поправок и пометок оставил на полях листов. В своих произведениях наш выдающийся соотечественник предстает пред нами как путешественник, географ, востоковед, этнограф, фольклорист, историк, экономист, юрист и первый казахский художник, создавший большое количество точных этнографических, жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Он являлся автором рисунков «Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Балиш» и др.

В ряде работ Чокан Чингисович выступает и как литератор, замечательный художник слова. Кстати, им записана народная эпическая поэма «Козы-Корпеш - Баян сулу». Весомое значение для истории казахской литературы имеют эпистолярное наследие просветителя, его переписка с известными русскими писателями и учеными.

Огромен вклад Чокана Чингисовича в картографию исследованных им территорий. По мнению географов, интерес вызывает карта, сделанная им на страницах одного из его дневников. Это была первая достоверная карта Кашгарии и граничащих с ней районов. Ценность топографических работ Валиханова состояла в том, что на их основе были составлены точные карты Центральной Азии, а не предположительные, какими до него довольствовалась наука.

 

***

Отмечу то, что Ч.Ч. Валиханова особенно волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса своего народа он видел в просвещении, образовании. По мнению выдающегося просветителя, для нормального развития народа нужны прежде всего свобода и знания.

Находясь на военной службе, Валиханов поселился в ауле султана Тезека близ российско-китайской границы. Здесь и прошли последние дни Чокана Чингисовича, где в апреле 1865 года он скончался от чахотки или, как ее называли в те годы, грудной болезни. Похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы.

Преждевременная смерть талантливого ученого потрясла всех. Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед Н.И. Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов; но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста».

 Безусловно, короткая, но яркая, наполненная творческими исканиями жизнь «гениального юноши», как часто называли Ч.Ч. Валиханова его современники, достойна подражания нашей сегодняшней молодежи.

 

Рашид КАРЕНОВ,
доктор экономических наук, почетный работник
образования РК,
заслуженный работник
КарУ им. Е.А. Букетова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Чистого неба, мягкой посадки! 06.03.2021

    Девушка из Молодежного осуществила свою мечту - освоила полеты на современном боевом истребителе. В настоящее время в звании старшего лейтенанта Ардана Ботай проходит службу на Карагандинской авиационной базе имени Нуркена Абдирова. Под руководством опытного инструктора, командира авиационной эскадрильи подполковника Биримжана Тюлюппаева она уже зарекомендовала себя как опытный и ответственный летчик.

  • Мужественные сыны Алаша 06.03.2021

    А.Н. Букейханов - один из организаторов и лидеров первой национальной политической партии «Алаш». В июле 1917 г. А. Букейханов и его соратники созывают I  Общеказахский съезд в Оренбурге, на котором была создана «Отдельная киргизская партия», позже получившая название «Алаш». Это была первая национальная политическая партия в Степном крае, основу которой составили сторонники западнического либерально-демократического движения. В составе авторов, подготовивших проект программы партии «Алаш», - Букейханов. Катализатором создания национальной партии послужили предстоящие выборы в Учредительное собрание, куда депутаты избирались только от политических партий. Лидеры «Алаш» начали активную агитационную работу по подготовке списков кандидатов в Учредительное собрание, которые представляли бы интересы казахского народа в Учредительном собрании.

  • Воплощение нежности и утонченности 06.03.2021

    Подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа» наградили многодетных матерей областного центра. Женщины, ведущие активную общественно-политическую и культурную деятельность, удостоились почетных грамот, благодарственных писем и, конечно, цветов.

  • Нерядовой случай 06.03.2021

    Лауреатом Первой глобальной казахстанской премии ADAM BOL AWARDS («Будь человеком!»), посвященной благородным поступкам и подвигам простых людей, стал житель Темиртау Александр Шахов.

  • Шесть точек вдохновения 06.03.2021

    Они не пишут о тяжелой ноше, а воспевают красоту. Любить, смотреть на звезды и полный ярких красок мир - это лишь часть мечты людей, которые лишены возможности видеть, но одарены талантом творить прекрасное. Свои баллады и поэмы они решили не держать в «столе», а подарить читателям.

  • Мужественные сыны Алаша 04.03.2021

    Публицистическая и научно-исследовательская деятельность ведется параллельно с активным участием в общественно-политической жизни. К 1905 г. А.Н. Букейханов сформировался как лидер казахского национального движения. 

  • Принцип победителя 02.03.2021

    Его имя было известно далеко за пределами нашей страны, под его чутким руководством было воспитано множество чемпионов в различных видах спорта, а шахтерская столица в союзном рейтинге по боксу неизменно занимала первые места.

  • Мужественные сыны Алаша 02.03.2021

    С 1890-го по 1894 год Алихан Букейханов - студент Санкт-Петербургского Императорского Лесного института, обучающийся по специальности «Лесной экономист». Будучи студентом, А. Букейханов проявлял активность в общественно-политической деятельности, являлся одним из влиятельных лидеров студенческого движения в своем институте, организатором «студенческих беспорядков».

#birgemiz