22 октября 2020 года 800

Табун за тазы

Наши предки высоко ценили качества четвероногих спутников жизни. Главными были скорость, выносливость, ум и умение находить добычу. Известны случаи, когда за один сезон собаки приносили по 80 лисиц.

 

Все о тазы знает житель села Уызбай Осакаровского района Казбек Абдрахманов (на верхнем снимке), который увлекся этой породой еще в детстве.

- Я учился в младших классах, когда первого щенка, которому дал кличку Актырнак, мне подарил наш аксакал Сансызбай Куанышев. Став старше, я начал ходить на охоту. И с тех пор держу исключительно тазы, - рассказал он.

Сейчас на своем подворье он держит пять взрослых собак. Это - победитель соревнования, проходившего в Нуринском районе, Аккумай, а также Кызгалдак, Юла, Аккоз, Коксерек и подающий большие надежды щенок Арлан.

- Одно из главных качеств тазы - отсутствие агрессии. Не кидаются на людей, к ним спокойно можно подпускать детей, зная, что они не причинят ребенку никакого вреда. Кроме того, это очень выносливые и умные собаки, - отметил сельчанин.

К своим питомцам он относится с большим трепетом. В зимние холода они содержатся в теплом сарае. В меню тазы входят отдельно приготовленные крупы, макаронные изделия и витамины. Сезон охоты еще не открылся, и чтобы собаки не застаивались, каждый вечер их выводят на прогулку в степь.

Щенят Казбек Абдрахманов предпочитает не продавать, а дарить, ведь его цель - не желание заработать, а распространение породы. Если все же он получает деньги, то небольшие, и тратит их на лекарство и корм для собак.

- Тазы для казахов всегда была значительной ценностью, «кие», обладание которой налагает особую ответственность как за ее судьбу, так и за судьбу ее потомства. Мы бережно относимся к каждому животному, любим их как своих детей, - отметил он.

И действительно, как пишет в своей книге «Этикетные нормы казахов. Часть I. Будни и праздники» Шайзада Тохтабаева, в традиционном сознании казахов XVIII-XIX веков главные жизненные ценности, преимущественно связанные с кочевым образом жизни, были обобщены в общеэтническую идею о семи сокровищах: ер жігіт - достойный мужчина, сұлу әйел - красивая жена, жүйрік ат - скакун, қыран бүркіт - беркут, алғыр, кұмай тазы - гончая, түзу мылтық - меткое ружье, қара казан - черный казан, т.е. котел, бывший в домашнем использовании, а также знание родословной (шежіре) и почитание духов предков.

«Стоили такие собаки дорого, потому что в традиционном быту их не разводили. Бывало, что вместо калыма, состоявшего из сорока семи лошадей, отдавали гончую. Чтобы заполучить щенка хорошей собаки, казахи давали что-нибудь взамен. Предмет обмена носил название карғыбау («ремешок-ошейник»). В народе считается, что некоторые животные обладают особым знанием и пониманием всего сущего. К ним относятся, прежде всего, кони и собаки, которым приписывается распознавание нечистой силы», - отмечает автор.

В статье «Сохранение, восстановление породы казахская тазы и формирование ее современного облика» К.Н. Плахова и А.С. Плаховой отмечается, что это одна из древнейших пород, относимая к борзым восточной группы, как нельзя более приспособленная к кочевому укладу жизни народов Азии. Их многочисленные изображения на петроглифах Южного Казахстана датируются различными историческими эпохами, вплоть до X-IX тысячелетия до нашей эры. О популярности охоты казахов с тазы упоминали путешественники и исследователи XVIII века - П.С. Паллас, И.П. Фальк, Георги.

«Первый стандарт породы был принят Первым кинологическим съездом СССР в 1925 году и опубликован в 1932 году», - говорится в публикации.

Большое внимание этому вопросу уделял ученый-охотовед, член-корреспондент Академии наук Казахской ССР Аркадий Слудский. В своей научной работе он отмечал, что на большей части огромной территории республики, особенно в ее южной половине, широко распространена самостоятельная порода борзой - казахская тазы:

«Собаки этой породы входят в обширную группу восточных борзых, куда также относятся близкие к тазы киргизский тайган, туркменская тазы или тазый, иранская, афганская, горская и крымская борзые; итальянские борзые средних веков, затем бедуинская борзая слугги, туарегская - смогги, суданская борзая и другие. Тазы различных пород, населяющие в настоящее время Среднюю Азию и Казахстан, произошли, по-видимому, от арабских борзых, на которых они очень похожи. Арабские же борзые - потомки древнеегипетских. В Среднюю Азию восточные борзые проникли вместе с арабами, покорившими эту страну в середине VII века н.э., а через сто лет захватившими и Южный Казахстан. На южное происхождение тазы и на ее сравнительно недавнее появление в Казахстане указывает плохо развитый и почти без подпуши волосяной покров этой собаки, из-за чего она слабо приспособлена к низким температурам воздуха и непогоде. Зимой тазы нуждаются в теплом помещении».

Аркадий Александрович также объяснял, почему охоте на лисицу именно с этой породой отдавалось предпочтение. Дело в том, что тазы мало дефектируют шкуру пойманного зверя, так как хватают добычу чаще всего за шею и душат, а окончательно убивают хваткой за грудь. Среди шкур лисиц, добытых с помощью тазы, бракованных оказалось только 1,2 процента, с большим дефектом - 2,3 процента, средним - 4,6 и малым - 8,0. Даже у лисиц, пойманных капканами, дефектных шкур бывает больше. Кроме того, это очень эффективный способ. «На юге республики в годы, богатые лисицей, с каждой собакой за сезон в среднем ловят 16 лисиц. Более половины шкурок лисиц, ежегодно заготавливаемых в Казахстане, а именно 25-50 тыс. штук, добывают тазы. Не редкость, когда хорошая собака ловит за сезон 30-50 и более лисиц. Например, охотник Ханьяров Ашур с собакой Алтульке за один сезон поймал 80 лисиц. Охотник Бекунбаев из соседнего с Казахстаном Тамдинского района с тазы Кумай добыл за сезон 69 лисиц и 12 диких кошек, а охотник Галиев с двумя собаками за сезон добыл 123 лисицы, причем одна из этих собак, Учар, поймала 73 лисицы», - сообщал он в своей монографии.

В начале 30-х годов прошлого столетия численность казахской борзой сократилась, а местами она исчезла совершенно. Затем ее поголовье начинает быстро восстанавливаться, ежегодно примерно удваиваясь. Так, охотники, добывавшие пушнину по договорам с Каззаготпушниной, имели следующее количество тазы: в 1936 году - 1218 собак, в 1937-м - 2655 и в 1938-м - 4148 собак. Учитывая, что часть охотников сдавала пушнину Казпотребзаготу, общее количество тазы в республике в 1938 году определили в 7 тыс. собак. Затем в связи с быстрым освоением глубинных районов и сокращением численности охотников-промысловиков количество чистокровных тазы начало быстро падать.

«Если не будут приняты специальные меры, собаки этой ценнейшей породы могут исчезнуть совершенно. Сохранением и селекцией тазы занимаются лишь единичные охотники-любители, число которых сокращается, а замены им нет», - подчеркивал ученый.

К счастью, мрачные прогнозы не сбылись. Как писали Плаховы, в 1994 году через СМИ была организована активная популяризация породы, в том числе и среди крупных чиновников и бизнесменов под девизом «Порода тазы - национальное достояние и часть культурного наследия казахского народа». И постепенно тазы стала считаться подарком, сопоставимым по ценности с породистым скакуном и седлом, украшенным серебряной чеканкой.

В настоящее время вопросом восстановления породы тазы занимается Республиканская ассоциация «Кансонар». В 2014 году она с целью укрепления статуса национальных пород инициировала принятие приказа министра сельского хозяйства РК об утверждении стандартов тазы и тобет, а также инструкцию по их бонитировке (определение продуктивных и племенных качеств животных путем оценки их по комплексу признаков). Следующим шагом стало проведение в 2015 году региональных смотров. Третий этап - создание при «Карсонар» кинологического совета по национальным породам.

- Мы ведем учет национальных пород. На данный момент проводим смотры экстерьерно и выясняем, сколько людей заинтересовано в этой породе. Сразу хочу сказать, что генетических исследований наших собак, подтверждающих, что это именно тазы, нет. С этой целью в 2021 году при Казахском агротехническом университете планируется открытие центра, куда будут сведены лучшие собаки для проведения научных исследований, - сообщила главный кинолог ассоциации Инна Назаренко.

По ее информации, последние данные гласят, что в республике официально зарегистрировано около полутора тысяч казахских борзых. На деле же их гораздо больше. Лидирующие позиции в популяризации тазы занимают несколько регионов, в том числе и наш.

- В Карагандинской области большое поголовье, причем это очень чистые по крови собаки, - подчеркнула специалист.

 

Фото предоставлено
Республиканской ассоциацией
«Карсонар»

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не карают, а помогают 28.11.2020

    На протяжении последних пяти лет наблюдается стабильное снижение уровня преступности. О реформе правоохранительной системы, криминогенной ситуации в области, а также мерах, призванных обеспечить соблюдение общественной безопасности, рассказал карагандинцам во время прямого эфира в социальных сетях начальник департамента полиции Ерлан Файзуллин. По его словам, в настоящее время одной из самых значимых задач правоохранительных структур являются воплощение в жизнь Концепции «слышащего государства», а также повышение уровня доверия граждан.

  • Карнавала не будет 28.11.2020

    Отменяются праздничные гулянья, которые традиционно проводятся карагандинцами в середине и конце декабря.

  • Доходы считаются автоматически 28.11.2020

    Справки для оказания социальной помощи школьникам из Фонда всеобуча теперь будут выдавать в центрах занятости населения. Ранее сведения о доходах заявителей в каждой школе собирали социальные работники. Они и рассчитывали вручную среднедушевой доход.

  • Работа над ошибками 28.11.2020

    Проблемы водоснабжения в Жезказгане коммунальным службам приходится решать и с наступлением морозов. Из-за некачественной работы в прошлом одной из подрядных организаций до сих пор не налажена подача хозпитьевой воды в поселках Бекболатсай и Костанкелды, ряд улиц города перекопан – здесь меняют изношенные водопроводные трубы.

  • Струны души 28.11.2020

    И домбру с кобызом своими руками сделают, и орнамент на хрупкой кости вырежут, и узор на обработанную кожу нанесут. Специалисты по казахскому народному декоративному творчеству Жомарт Малик и Бауыржан Хайруллы возрождают искусство предков.

  • С доставкой на дом 26.11.2020

    В регионе продолжается реализация пилотного проекта портала социальных услуг. С 1 октября по настоящее время 19 жителей области через данный сайт нашли специалистов жестового языка и индивидуальных помощников. Еще 10 человек получили направления на санаторно-курортное лечение.

  • Презент на колесах 26.11.2020

    Дети из села Актубек Жанааркинского района теперь будут добираться до школы на микроавтобусе. Транспортное средство предназначено для маленьких жителей улицы Сарысу, расположенной в старой части поселка. Долгие годы они испытывали неудобства из-за большого расстояния между учебным заведением и их домами. Им приходилось ежедневно пешком преодолевать несколько километров.

  • Мгла. Правила выживания 26.11.2020

    У природы нет плохой погоды, но зато в арсенале последней есть некоторые явления, которые могут создать опасные условия для жизни человека. И одно из них - туман.

#birgemiz