20 октября 2020 года 1106

«Золотая» кость

Автор: Наталья ФОМИНА

В регионе возрождают старинное казахское ремесло. Карагандинскую художницу Евгению Шульц называют настоящим мастером по развитию народного творчества. Она же одной из первых занялась техникой войлоковаляния.

 

Этот вид прикладного искусства берет свое начало из глубины веков. Существует легенда, согласно которой первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге - находившиеся в нем звери, в том числе и овцы, в тесноте терлись друг о друга. Овечья шерсть падала на пол, намокала, а переминающиеся животные взбивали ее своими копытами. Когда все покинули ковчег, там остался войлочный ковер.

Для нашей героини работа с этим материалом началась с подготовки к одной из художественных выставок в 2015 году.

- Позвонила моя коллега, организатор выставки, и грустно сказала: «Одно и то же на выставках, никакого новшества. Евгения, сделай так, чтобы зрители сказали: «Ах!» Тогда я подготовила пять картин из войлока. Всем понравилось. Получила первое место и решила остановиться. Потому что это очень тяжелый труд. Но не тут-то было, - вспоминает художница.

Дело в том, что далее ей стали поступать предложения об участии в большой выставке республиканского уровня, научных разработках по художественному войлоку, приглашения на международные выставки, в поездки за границу.

- Остановиться не получается до сих пор. В январе этого года я получила сертификат о защите авторского права за исследовательскую работу «Старинный народный промысел войлоковаляния как современное искусство». Мое направление - придание старинному ремеслу современного звучания. Подача войлока не как бытового материала, а как высокого искусства, - говорит Евгения.

Три года назад ее пригласили на работу в Центр народного творчества карагандинского Дома дружбы. Тогда же появился и культурно-просветительский проект Ассамблеи народа Казахстана «Қазақтану», одно из важнейших направлений которого - возрождение и популяризация народных промыслов Казахстана. Евгения стала проводить в его рамках мастер-классы по войлоковалянию. Желающих обучиться, по словам мастерицы, было немало.

В этом году АНК отмечает четверть века своего существования. В ознаменование этой даты Президент РК Касым-Жомарт Токаев учредил юбилейную медаль «Қазақстан халқы Ассамблеясына 25 жыл». Ею награждаются граждане, внесшие значительный вклад в укрепление общественного согласия и единства народа нашей страны, повышение роли Ассамблеи народа Казахстана, продвижение казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства за рубежом. Евгения Шульц вошла в число тех, кто был удостоен этой награды. И совершенно не случайно, ведь ее произведения имеют успех не только на родине, но и за границей.

- Прошлой осенью у меня состоялась поездка во Флориду. Я отвезла в подарок друзьям из США две большие картины из войлока. Реакция американцев была необычной - они с удивлением разглядывали войлочное полотно, не веря, что это сделано из шерсти. Презентовала я их со словами: «Журавли и солнце - символы весны, мира и процветания. Я желаю этого и вашей, и нашей стране», - делится наша собеседница. - А весна этого года у меня была посвящена подготовке к большой выставке картин в технике художественного войлока в столице. За три месяца было создано 16 больших работ, которые вызывали неизменный интерес зрительской аудитории.

Евгения уверяет, что возрождение и популяризация народных промыслов казахского народа - самая благодатная почва для творчества. Сейчас она открывает для себя новый, сложный, но очень благородный вид прикладного искусства казахов.

- Живопись и декоративно-прикладное искусство - моя профессия. Разумеется, хочется знать как можно больше. Республиканские и международные выставки, награды, вступление в Союз дизайнеров Казахстана - честь и радость. Но опять хочется эксклюзива. Сейчас я увлечена изучением самого древнего вида народного творчества - резьбой по кости.

Отвечая на вопрос о том, что вдохновило ее на это, художница, не задумываясь, говорит: любовь к этнике.

- У художников часто спрашивают - где вы берете вдохновение? Нигде не берем, оно всегда с нами, для нас творить как для остальных - дышать. И темы своих произведений мы чаще всего не придумываем, они появляются сами, из ниоткуда. Просто мы видим иначе, чем другие люди, - считает Е. Шульц.

По ее словам, в Караганде очень хорошие художники, ювелиры и мастера декоративно-прикладного искусства. Резной костью украшают различные бытовые изделия - посуду, рукоятки ножей и камчи, музыкальные инструменты, делают декоративные панно.

- Конечно, это единичные работы, и в продаже я их вижу в специальных салонах в Нур-Султане. У нас в городе не так много художественных салонов, но так в области искусства дела обстоят во всех странах - покупают там, где больше населения и туристов, - объясняет начинающий косторез.

Она говорит, что изделия из кости - это искусство, у которого нет определенной цены. Так же, как и в живописи. Все потому, что кость является благодатным, изысканным и аристократичным материалом, изделия из которого могут стоить до нескольких тысяч долларов.

- Я говорю сейчас о высоком искусстве - резных ювелирных работах из бивня мамонта, ажурных вазах и статуэтках, женских ожерельях и других украшениях. Для того чтобы стать художником-косторезом, надо обучаться много лет, знать особенности каждого вида кости и обладать скульптурным видением. В соседней России существуют специальные художественные училища, где обучают художников-косторезов, я с ними переписываюсь, консультируюсь. Также хожу к моим преподавателям в КарГУ, тоже беру консультации.

Резьба по кости в истории казахов занимает не последнее место. Резными фигурными пластинами инкрустировали музыкальные инструменты - кобыз, домбру, жетыген, сыбызгы и шкатулки типа сандык, кобди. Так же расписывались резными костяными изделиями и жукаяки - подставки для сундуков и одеял, мебель для хранения посуды для кумыса и многое другое.

Лучшим материалом для резьбы по кости у предков служили челюсти, ребра, некоторые трубчатые кости лошадей, коров и верблюдов, рога архара, сайгака, быка. Евгения же сейчас находится на стадии резьбы по хрупкой бараньей лопатке.

- Я работаю по бараньей и говяжьей костям, а в России, например, используют бивень мамонта, рога лося и прочие редкости, из них получаются уникальные скульптурные композиции или украшения.

О том, чтобы обучать редкому ремеслу желающих, Евгения пока не думает. Считает, что это могут себе позволить мастера, имеющие большой опыт.

- Мастерство костореза ближе к ювелирному искусству и скульптуре. Для нас, живописцев, это совсем другая техника, которую надо изучать с самых азов. Но вот теорию и основы работы с костью я с удовольствием буду преподносить посетителям мастер-классов. Это и есть наше направление работы по возрождению народных промыслов. Это история родного края.

Говоря о будущем, художница цитирует выражение: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

- Первое, о чем я сейчас думаю, - чтобы наша планета как можно скорее выздоровела. А уж потом мы, художники, найдем, чем ее украсить, - резюмировала Евгения Шульц.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сакральное ремесло предков 21.11.2020

    Бронза изменила жизнь древних людей. Милыкудык, Соркудык, Айнаколь и, конечно, Талдысай. Эти места признаны одними из самых важных очагов древней металлургии Жезказган-Улытауского региона. И уникальные находки, и сами поселения, и горнорудные выработки, выявленные и исследуемые здесь археологами, говорят о том, что Жезказган в древности являлся центром этой отрасли и технологических новаций.

  • ОсЛЕПительный успех 21.11.2020

    Юные члены областного польского общества «Polonia» заняли первое место в V Международном историческом конкурсе Patria Nostra. Победу карагандинской команде, впервые принимавшей участие в масштабном мероприятии, принес фильм, выполненный в технике пластилиновой анимации.

  • Вне времени и границ 14.11.2020

    Отныне одна из старейших улиц областного центра официально носит имя великого Абая. В честь этого состоялось торжественное мероприятие, в котором приняли участие местные власти, общественность, представители этнокультурных объединений.

  • От благодарной страны 14.11.2020

    В городе, носящем имя Абая, установлен памятник народному просветителю. В этом году не только наша страна, но и весь мир отмечает 175-летие великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. В честь этой юбилейной даты память о наследии сына казахского народа теперь увековечена здесь и в бронзе.

  • Мудрость - в оригинале 14.11.2020

    Слова назидания и высказывания Абая должны стать формулой жизни и настольной книгой для каждого казахстанца. Мало гордиться юбиляром и прикрываться его именем - нужно научиться его понимать. А сделать это можно, лишь читая его произведения в первозданном виде, не в переводе. Только знакомясь с его лаконичными и очень глубокими изречениями на государственном языке, можно познать, насколько гибким было его мышление и что он хотел донести до нас. Об этом говорилось на Международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения великого поэта и мыслителя.

  • Вечная книга 14.11.2020

    Обелиск репрессированным педагогам, стоявшим у истоков зарождения музыкального образования, установлен на территории ДМШ № 2 - Клуб ЮНЕСКО. В торжественной церемонии открытия приняли участие коллектив школы, ее учащиеся и представители отдела образования Караганды.

  • Можно трогать руками 14.11.2020

    Оригинальная творческая идея превратила хобби в профессию. Необычное ремесло для себя выбрала карагандинка Анна Мак. Девушка прорисовывает на планшете национальные орнаменты, героинь старинных казахских преданий и сказок. Получившиеся рисунки перекладываются на ткань.

  • Сначала было серебро 14.11.2020

    У одной из самых молодых валют в мире - древние корни. Уже в раннем Средневековье на территории Казахстана чеканились монеты. Подробно об этом рассказывается в видеоочерке областного историко-краеведческого музея.

#birgemiz