26 сентября 2020 года 6326

В поисках идеала

Сегодня в мире самой популярной политической идеей является идея демократии. Ее популярность приводит к тому, что мало кто осмеливается идти против общественного мнения и занять открытую критическую позицию как в отношении демократии, так и в отношении ее ускоренного утверждения.

 

Французский философ Ален Бадью обращает наше внимание на то, что слово «демократия» стало сегодня важнейшим организатором общественного консенсуса. И как ни парадоксально это звучит – консенсуса, основанного на авторитарном мнении. Такую парадоксальность общественного консенсуса Ален Бадью объясняет тем, что сегодня «не быть демократом как бы запрещено». Этот запрет общественного мнения основывается на идее, что стремление к демократии является само собой разумеющимся, и любая личность, «подозреваемая в недемократичности, считается патологической». И такой авторитарный консенсус по поводу демократии, по мнению А. Бадью, не позволяет объективно анализировать данный вид общественно-политического устройства и возможностей его утверждения в том или ином обществе.

Сторонники ускоренной демократизации также любят повторять известный афоризм Уинстона Черчилля, гласящий, что «демократия – наихудшая форма правления, за исключением остальных». Однако они не всегда знакомы или сознательно игнорируют его пояснения в отношении данного афоризма. В своих пояснениях Черчилль, признав преимущество демократии перед другими видами власти, посчитал необходимым сделать предостережение о том, что путь к демократии долог. И его нельзя успешно пройти, если общество не обеспечено необходимыми предпосылками. Но игнорирование объективных предпосылок, без которых демократия невозможна, – очень распространенное явление в мире и, к сожалению, нашем обществе. Большинство сторонников быстрой демократизации, в том числе в нашей стране, считают, что построение демократии зависит только от желания людей или, вернее, желания власти. И поэтому они живут, с одной стороны, в уверенности, что установление демократии является следствием их выбора пути развития страны. Вместе с тем они также живут с установкой «мы ждем перемен», которая в свое время была выражена в известной песне Виктора Цоя. Другими словами, ждать перемен означает, что большинство наших людей, желающих демократических перемен, ждут их от власти.

Но демократия – это такое состояние общества, которое не является результатом ни целенаправленного выбора народа, ни доброй воли власти. Демократия может сформироваться лишь при наличии в обществе определенных предпосылок, порождающих в свою очередь определенные общественные условия, благоприятные для демократизации страны. И важнейшими предпосылками демократии, позволяющими создать такие общественные условия, являются такие предпосылки, как сложная социально-политическая теория, развитое гражданское общество и культура взаимопонимания и согласия. Основополагающее значение этих предпосылок демократизации подтверждается всей историей человечества. В истории не было случаев возникновения устойчивой демократии при отсутствии данных общественных предпосылок. Поэтому если мы желаем ответственно подходить к нашему будущему и связываем его в том числе с демократическим устройством, то нам следует не предаваться иллюзиям, а нужно выяснить, что позволит обеспечить реальное продвижение в сторону такого устройства нашего общества.

При существующем уровне социально-политической теории большинству сторонников ускоренной демократизации трудно достичь осознания по поводу наших реальных возможностей по достижению демократии. Из-за неразвитости социально-политической теории особенно трудно осознается понимание истины, что для утверждения демократии надо менять не только политиков, но прежде всего менять наши политические и в целом жизненные установки. А они не могут быть изменены лишь через голосование или митинги. Нам надо ясно осознавать, что человек не может чудесным образом преобразиться, лишь зайдя в кабину для выборов или через участие в митинге. И с избирательного участка, и с митинга домой возвращается тот же человек с тем же набором привычек, сформированным всей его жизнью. Люди, конечно же, могут и часто пребывают в состоянии демократической эйфории, и думать, что с этого дня они будут последовательными демократами.

Если мы не будем во власти иллюзий и объективно рассмотрим мировую историю процесса демократизации, то тогда сможем прийти к следующим выводам. Во-первых, демократизация независимо от страны и исторического периода была успешной только при условии, если в обществе сложились необходимые для ее воплощения социальные, экономические и культурные предпосылки. И процесс демократизации завершался неудачей, если в обществе не сложились эти необходимые предпосылки, а люди оказывались во власти необоснованных мнений о быстром построении демократии.

 

Есет ЕСЕНГАРАЕВ,

ведущий научный сотрудник

Института экономических

и правовых исследований

Карагандинского
экономического

университета Казпотребсоюза

 

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Учитель, наставник, патриот 20.04.2021

    Стипендию имени А. Ермекова учредят в Карагандинском техническом университете. Также руководство вуза хочет обратиться к Министерству культуры и спорта с предложением о финансировании съемок полнометражных документального и художественного фильмов о жизни и трудовом пути первого казахского профессора математики.

  • Украинский шлях в Ботакаре 20.04.2021

    Перебираю  папки  личного архива. И чего тут только нет про поселок Ботакара на берегу Нуры! Здесь и записи бесед со старожилами, их письма, выписки из старых книг, газет, документов разных архивов. Затронут ряд житейских занятий  столетие назад…

  • В поисках земли обетованной 17.04.2021

    В истории казахского народа Асана Кайгы почитают как государственного деятеля, бия, жырау, путешественника, степного философа. К его советам прислушивались великие ханы, основавшие Казанское и Казахское ханства. Он же печалился из-за разрозненности кочевых племен и, не найдя счастья на чужбине, ушел искать Жеруйык - место, где все люди счастливы. Многие историки уверены, что нашел он его в предгорьях Улытау.

  • «Кентавры» cовременности 17.04.2021

    Национальная идентичность каждого народа формируется не только из культурного наследия и языка, но и спортивных игр. Большинство состязаний среди казахов связаны со скачками. И, несмотря на то, что появилось множество других видов спорта, сельская молодежь по-прежнему отдает предпочтение соревнованиям на лошадях.

  • Общая судьба и равные возможности 15.04.2021

    Собственные территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти, Герб, Флаг, Гимн, национальная валюта... Нынешний год в Казахстане ознаменован большой датой - 30-летием со дня обретения Независимости, которая стала целой эпохой в истории нашей страны.

  • Общая судьба и равные возможности 15.04.2021

    Собственные территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти, Герб, Флаг, Гимн, национальная валюта... Нынешний год в Казахстане ознаменован большой датой - 30-летием со дня обретения Независимости, которая стала целой эпохой в истории нашей страны.

  • Общая судьба и равные возможности 15.04.2021

    Собственные территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти, Герб, Флаг, Гимн, национальная валюта... Нынешний год в Казахстане ознаменован большой датой - 30-летием со дня обретения Независимости, которая стала целой эпохой в истории нашей страны.

  • Каменные послания 15.04.2021

    Священный Теректы-Аулие и звенящий Зынгыртас, галереи наскальных рисунков у рек Тамды и Буланты - неисчерпаемый археологический фонд Жезказган-Улытауского региона и ценнейший источник сведений о мифологии и искусстве, культуре пращуров. Простые, но завораживающие символы не всегда поддаются декодировке. Танцующие лошади, мифические животные и солнцеголовые люди: о чем хотели рассказать предки?

Гид по вакцине против коронавируса