19 сентября 2020 года 889

О чем молчат балбалы

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Археологи отреставрировали два памятника Талдинского парка. Исторический комплекс привлекает не только исследователей, но и туристов. Местные почитают эти места как святыню, веря, что здесь обитают аруахи. В 2021 году парк получит статус музея под открытым небом.

 

Здесь, на площади в несколько десятков квадратных километров сосредоточено материальное свидетельство нескольких периодов в истории человечества, начиная с самого дальнего (каменный век) до средневековья (тюркский период). Это стоянки первобытного человека, знаменитые мавзолей-пирамида, парная могила, которую окрестили древними Ромео и Джульеттой, захоронение лошадей, снабженных приспособлениями для управления животными, запряженными в повозку, комплексы Сенкибай и Кызылтау, поселение протогородского типа и многое другое.

Нынешним летом в рамках создания Талдинского парка экспедиция под руководством заведующего отделом общей истории, археологии и этнографии областного историко-краеведческого музея Әділ Мәкен занималась изучением и реставрацией кургана Аккезен и некрополя Байбала.

- Обширную территорию Центрального Казахстана в эпоху раннего железа в I тысячелетии до нашей эры населяли племена, оставившие удивительно разнообразные по форме погребальные сооружения. Среди массы разновременных памятников Сарыарки выделяются так называемые комплексы курганов с «усами». На данный момент выявлены свыше 300 таких сооружений, - рассказал руководитель экспедиции.

- Впервые такие курганы были отмечены на территории Центрального Казахстана. Первооткрывателем является археолог Мир Кадырбаев, выделивший их в отдельную, Тасмолинскую, культуру, созданную скифско-сакской этнической группой. Она была широко распространена в степных областях Казахстана. Курганы в основном построены из камней и возникли, вероятно, с формированием единых родов, племен. На сегодняшний день такие памятники распространены на значительной территории, в том числе в Северном Казахстане и Сибири, - отметил Ә. Мәкен.

В настоящее время, подчеркнул он, можно считать доказанным, что курганы с «усами» представляют собой сложный погребальный комплекс каменных сооружений, в который входят три составные части: большой курган с погребением человека, малый с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды.

- Рассмотрение в отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит основная ошибка исследователей, определявших курганы как памятники только ритуального назначения, - объяснил археолог.

Каково предназначение «усов»? Одни ученые придерживаются мнения, что это были обсерватории, другие считают, что, согласно верованиям той эпохи, их расценивали как тропинку в загробный мир.

Диаметр изучаемого кургана-спутника в основании составляет 10 метров, высота - порядка 40 сантиметров. В его восточном секторе на уровне материка были обнаружены фрагменты круговой плоскодонной керамики, которые в настоящее время реставрируются. К сожалению, черепки утвари, элементы конской сбруи, зола обгоревшего дерева - вот все, чем приходится довольствоваться исследователям. Ценные вещи в таких курганах встречаются редко - например, этот комплекс еще в древности был полностью разграблен.

- У этого кургана есть одна особенность - небольшие выкладки в начале и конце каждой гряды. В ходе раскопок были найдены плоские камни. Возможно, они составляли панцирную основу выкладок, - озвучил Әділ Мәкен свое мнение.

Вторым объектом исследования стал тюркский некрополь Байбала, расположенный на небольшой возвышенности в 80 метрах от грейдера в районе сел Талды и Акшокы. Комплекс датируется VI-VIII веками нашей эры. Методом сплошного раскопа была расчищена площадь в 252 квадратных метра. На уровне материка в основном комплексе были обнаружены следы обряда кремации, ингумационное захоронение, фрагменты керамических сосудов, разрозненные кости животных, которые явно были заколоты для поминания. Основное сооружение венчал балбал - каменное изваяние.

- В ходе расчистки мы обнаружили второй. Черты лица со временем разрушились и обесцветились. Причем характер повреждения на одном из них указывает на антропогенный фактор, - рассказал археолог.

Следы нагара в поминальных оградках говорят о том, что древние использовали его как ритуально-культовое сооружение. Не исключено, что это было родовым местом захоронения многих поколений знати одного племени. Все это еще предстоит выяснить ученым. Самое главное заключается в том, что памятники Талдинского историко-археологического парка позволяют проследить, как в течение тысячелетий менялось мировоззрение, религиозные верования, образ жизни наших предков, трансформацию населения под воздействием внешних факторов, выстраивание этнокультурных связей и многое другое.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Золотая» кость 20.10.2020

    В регионе возрождают старинное казахское ремесло. Карагандинскую художницу Евгению Шульц называют настоящим мастером по развитию народного творчества. Она же одной из первых занялась техникой войлоковаляния.

  • «Где солнце в полнеба» 20.10.2020

    Презентован альбом, посвященный скульптору и фотохудожнику Николаю Рыбецкому.Книга - результат совместной работы заместителя руководителя областного музея ИЗО Александра Гехта, известного искусствоведа Натальи Иваниной и общественного деятеля Людмилы Андриюк. У ее названия есть своя история, в которой переплелось множество человеческих судеб.

  • Мысли в каждой нити 20.10.2020

    История настенного ковра с вышивкой уходит в глубокую древность. Его создание - трудоемкий процесс. На одно изделие у мастерицы уходило больше года. Выкладывая стежок за стежком орнамент, она закладывала в него особый смысл, свое понимание устройства мира.

  • Высшая ценность 17.10.2020

    Каждый понимает, насколько важно духовное и межэтническое согласие. На протяжении почти 30 лет нам удается сохранить самое важное - мир и стабильность. Представители более 130 этносов и 17 конфессий живут на общей земле и демонстрируют миру возможность бесконфликтного сосуществования.

  • Мир бывает хрупким 17.10.2020

    Казахстан - пример единства разных этносов. «Нельзя стремиться сделать всех людей подобными себе, но нужно учиться жить с ними в согласии». Эта цитата, принадлежащая ученому Льву Гумилеву, стала лейтмотивом встречи, которая прошла в преддверии Дня духовного согласия.

  • Миссия - дарить радость 17.10.2020

    Премию «Тұлға» вручили в Жезказгане. В этом году мероприятие приурочено к 1150-летию Абу Насра аль-Фараби и 175-летию великого Абая. По замыслу учредителя, известного в Казахстане мецената, депутата маслихата Карагандинской области Бекзата Алтынбекова, главная цель - отметить достижения, поднять имидж и вдохновить выдающихся людей нашего времени.

  • Стены, хранящие память 15.10.2020

    На фасаде дома, где жил Алимхан Ермеков, установлена мемориальная доска. В следующем году Казахстан отмечает 130-летие общественного деятеля, первого казахского профессора-математика, одного из основателей партии «Алаш». Предвосхищая эти события, Карагандинский технический университет в рамках программы «Рухани жаңғыру» установил на доме № 58, расположенном по улице Абая в областном центре, памятную доску.

  • Святыни мира 15.10.2020

    В музеях мечетей и церквей хранятся уникальные реликвии. Каждый предмет имеет огромную материальную ценность, и многие коллекционеры мечтают заполучить их. Но с духовной точки зрения они не подлежат оценке.

#birgemiz