17 сентября 2020 года 816

Начало начал

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Областной музей изобразительного искусства приглашает на живую выставку. Первая экспозиция открыта для посетителей после карантина, посвящена выдающимся художникам Петру Антоненко и Павлу Андриюку.

 

В преддверии этого долгожданного события музей провел круглый стол, в работе которого приняли участие искусствовед Лариса Зоренко, члены Союза художников РК Владимир Проценко и Виктор Арент, а также Людмила Андриюк, дочь Павла Степановича.

Открытие встречи заместитель руководителя музея Александр Гехт начал с вопроса: «Задумывались ли вы, почему картины, представленные в выставочных залах, удивительным образом влияют на зрителей, восхищают, поражают, заставляют фантазировать?» Ответ оказался прост - потому что они по-настоящему живые. И даже если мастеров уже нет рядом с нами, они продолжают жить в своих работах, вложив в них через кисть или карандаш свою энергетику. Это волшебство было доступно авторам, которые открывают цикл «Первые».

Как отметила Лариса Зоренко, имя П. Антоненко знакомо карагандинцам еще с 40-х годов. Выпускник Алма-Атинского художественного училища воевал на фронтах Великой Отечественной войны, принимал участие в первом Параде Победы.

- Он был прекрасным живописцем. Кроме того, у него была одна необыкновенная черта - он улавливал характер человека. Его портреты до сих пор поражают своей легкостью, узнаваемостью и выявлением душевных черт, присущих изображаемому. Петр Кузьмич не писал больше двух сеансов, так как ему становилось неинтересно. Но именно этим и ценны его работы, - подчеркнула искусствовед.

Он рисовал всегда и везде. Даже на собраниях вместо заметок в его блокноте появлялись различные шаржи, зарисовки. Его мастерская, расположенная на пр. Н. Абдирова, больше напоминала салон, где всегда можно было встретить известных архитекторов и художников. И пока они вели разговоры об искусстве, спорили, Антоненко стоял за мольбертом. От мала до велика узнавали его, идущего с тростью-стульчиком, мольбертом и в берете.

 

- Неторопливой походкой он шел в Союз художников писать портреты членов Политбюро, которыми зарабатывал себе на хлеб насущный, - отметила Л. Зоренко.

Владимир Проценко вспомнил одно из собраний Союза художников, проходившее в 1984 году. На повестку дня вынесли подготовку к празднованию очередной годовщины Октябрьской революции:

- Я тогда только устроился оформителем. Заходит статный мужчина с бородой, и тут все присутствующие в зале встали и начали ему аплодировать. Больше такого отношения к художнику за свою жизнь не видел. Петр Кузьмич был действительно обожаем всеми.

Павел Андриюк, по рассказам Виктора Арента, членский билет Союза художников расценивал не как привилегию, а как большую обязанность и ответственность перед обществом.

- Антоненко и Андриюк - это сила! Мы выросли на их работах, - подчеркнули присутствующие.

К сожалению, в рамках такой непродолжительной встречи нельзя в полной мере раскрыть внутреннее богатство мастеров изобразительного искусства, рассказать о том, чем они жили, каким видели окружающий мир. Понять это можно, лишь воочию увидев их работы, которые по праву занимают особое место в истории Караганды. Не стоит откладывать это в долгий ящик. Музей уже открыл свои двери, чтобы посетители могли понять особенности творчества Петра Антоненко и Павла Андриюка.

 

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Золотая» кость 20.10.2020

    В регионе возрождают старинное казахское ремесло. Карагандинскую художницу Евгению Шульц называют настоящим мастером по развитию народного творчества. Она же одной из первых занялась техникой войлоковаляния.

  • «Где солнце в полнеба» 20.10.2020

    Презентован альбом, посвященный скульптору и фотохудожнику Николаю Рыбецкому.Книга - результат совместной работы заместителя руководителя областного музея ИЗО Александра Гехта, известного искусствоведа Натальи Иваниной и общественного деятеля Людмилы Андриюк. У ее названия есть своя история, в которой переплелось множество человеческих судеб.

  • Мысли в каждой нити 20.10.2020

    История настенного ковра с вышивкой уходит в глубокую древность. Его создание - трудоемкий процесс. На одно изделие у мастерицы уходило больше года. Выкладывая стежок за стежком орнамент, она закладывала в него особый смысл, свое понимание устройства мира.

  • Высшая ценность 17.10.2020

    Каждый понимает, насколько важно духовное и межэтническое согласие. На протяжении почти 30 лет нам удается сохранить самое важное - мир и стабильность. Представители более 130 этносов и 17 конфессий живут на общей земле и демонстрируют миру возможность бесконфликтного сосуществования.

  • Мир бывает хрупким 17.10.2020

    Казахстан - пример единства разных этносов. «Нельзя стремиться сделать всех людей подобными себе, но нужно учиться жить с ними в согласии». Эта цитата, принадлежащая ученому Льву Гумилеву, стала лейтмотивом встречи, которая прошла в преддверии Дня духовного согласия.

  • Миссия - дарить радость 17.10.2020

    Премию «Тұлға» вручили в Жезказгане. В этом году мероприятие приурочено к 1150-летию Абу Насра аль-Фараби и 175-летию великого Абая. По замыслу учредителя, известного в Казахстане мецената, депутата маслихата Карагандинской области Бекзата Алтынбекова, главная цель - отметить достижения, поднять имидж и вдохновить выдающихся людей нашего времени.

  • Стены, хранящие память 15.10.2020

    На фасаде дома, где жил Алимхан Ермеков, установлена мемориальная доска. В следующем году Казахстан отмечает 130-летие общественного деятеля, первого казахского профессора-математика, одного из основателей партии «Алаш». Предвосхищая эти события, Карагандинский технический университет в рамках программы «Рухани жаңғыру» установил на доме № 58, расположенном по улице Абая в областном центре, памятную доску.

  • Святыни мира 15.10.2020

    В музеях мечетей и церквей хранятся уникальные реликвии. Каждый предмет имеет огромную материальную ценность, и многие коллекционеры мечтают заполучить их. Но с духовной точки зрения они не подлежат оценке.

#birgemiz