15 сентября 2020 года 2393

Вечная история

Автор: Юлия ПУЛИНА

Более 20 казахских ханов были подняты на белой кошме в Улытау. Что интересно, выборы проходили нетипично для монархического правления. Власть передавалась по наследству - от старшего брата к младшему. Со временем среди наследников ақ суйек стали выбирать не по очередности, а лучших из лучших. Особые традиции выборов и следующие за ними хан саркыты, отыз күн ойын, қырық түн тойын описаны в трудах знаменитого писателя, исследователя казахского фольклора Мухтара Магауина.

 

Улытау издревле считается сакральной сокровищницей Сарыарки. Великий философ Асан Кайгы верил в это и именно здесь искал Жерұйық - Землю обетованную. Сюда он вернулся после долгих скитаний, чтобы умереть.

Кочевники обожествляли это место, и неудивительно, что именно здесь, в эпицентре кочевой культуры и степной цивилизации, где каждая сопка и камень пропитаны историей, проходили великие события, связанные с образованием Казахского ханства и государственности. «Хан Ордасы» - ханская ставка - культовое место исторического сбора представителей трех жузов. Здесь поднимали на белой кошме - выбирали правителя Великой степи.

Связанные с избранием нового хана традиции берут свое начало из тюркского периода, с VI века н.э. Известно, что первый тюркский каган Бумын был избран после сокрушительной победы над аварами и заслужил это право как успешный степной вождь, военачальник. После как таковых выборов не было, титул стали передавать по наследству - от старшего брата к младшим, и уже потом, когда братьев не оставалось, - к старшему сыну и его младшим братьям.

Тем не менее основы передачи ханской власти были заложены в Тюркском каганате.

В самый расцвет золотоордынского периода в ханской ставке твердо соблюдался закон о переходе трона от старшего брата к младшему в соответствии с древнетюркскими традициями. Но тут уже исторически засвидетельствованы случаи, когда из младших братьев выбираются претенденты не по очередности, а лучшие, - своеобразный признак демократии.

В Казахском ханстве тоже особо почитали древние обычаи избрания хана. Но на пост правителя могли претендовать несколько представителей правящего клана, то есть торе, потомки Чингисхана из древнего тюркского рода кият.

Они считались особо благородными - ақ суйек, чингизиды.

Провозглашение хана проводилось в открытой обстановке, сначала оповещали жителей Великой степи: с известием о том, что верховный правитель умер, и именами претендентов на власть отправлялись гонцы. Как правило, это были туленгуты из личной гвардии умершего хана.

И в Улытау из всех уголков Казахского ханства начинал стекаться народ. Присутствовать на выборах нового хана могли все желающие, в том числе и қара суйек - те, что не относились к знати, но участвовать в выборах могли только люди благородного происхождения. Однозначно к выборам категорически запрещалось допускать приехавших в ханскую ставку без оружия.

По мнению историков, несмотря на то, что решать, кому быть правителем, могли только знать и бии, и выбирали только чингизидов, тем не менее, собравшийся народ, пусть косвенно, но влиял на мнение судей.

Назначенные выборщики совещались долго, иногда несколько дней. Порой споры перерастали в ссоры и даже вооруженные поединки. Но чаще всего такие стычки быстро пресекались.

Мухтар Магауин так описывает ритуалы, связанные с выборами хана.

Имя избранного собравшимся жителям степи не сообщали до последнего момента - поднятия на кошме. Интересно, что оглашение проходило только в пятницу и всегда под открытым небом.

Центр большого поля в Улытау накрывали коврами, поверх которых стелили белый войлок, расшитый по краю золотой нитью. Представители знати становились в три, четыре, иногда даже пять кругов вокруг этого места в ожидании вердикта. Конечно же, в первых рядах собирались самые важные и знатные персоны. Затем выходил один из самых уважаемых аксакалов и оглашал перед народом имя нового хана.

Новый хан выходил к людям, становился в центр кошмы, поворачивался в сторону Мекки и садился на землю, поджав под себя ноги. Один за другим высокопоставленные гости выходили, соревнуясь в ораторском искусстве: превозносили достоинства и достижения нового правителя. Стоит особо отметить, что по казахскому праву, Адат, несогласные имели право возразить против назначения, высказать негатив, но чаще всего этим правом никто не пользовался.

Затем религиозный глава улуса от имени Аллаха и духов предков читал молитву и давал благословение новому хану.

На картинах и многочисленных гравюрах всегда изображаются ханы, которых держат или несут на белой кошме. На самом деле обряд немного отличался от представлений художников - над землей правителя не поднимали.

К кошме подходили четыре заранее назначенных, пользующихся в народе особым авторитетом и уважением, представителя знати, которые поднимали углы кошмы выше своих голов и вновь опускали на землю. И так три раза, произнося слово «хан», - это и есть кульминация процедуры провозглашения хана, когда ему вручается верховная власть в стране. Вот почему понятие «поднят на белой кошме» означает «стал ханом».

С этого момента начиналось празднование. На вновь избранного властителя обильно сыпалось шашу. Затем знатные выборщики раздевали хана, оставив на нем только нательное белье, одежду выше пояса делят между собой четыре человека, поднимавшие углы белой кошмы, а остальная одежда разрывается на кусочки и в память об этом великом событии раздается остальным членам совета по выборам хана.

После этой церемонии на правителя надевали золотой головной убор, парчовый халат, вышитые золотом брюки и вышитые золотым позументом сапоги, вооружали всеми видами оружия и сажали на скакуна.

Привычной всем присяги он не приносил, но раздавал весь свой скот - обычай носит название «хан сарқыты». Смысл его в том, что хану скот не нужен - он хозяин улуса и народа, получив власть, должен радеть не о себе и своем богатстве, но о благополучии своих подданных.

Впрочем, как отмечается практически во всех исторических трудах, со временем хан возвращал все, что раздал, в 10-кратном, а то и более объеме. Правда, теперь считалось, что это не его собственность, а казны.

Празднования были долгими: 30 дней игр и веселья, 40 дней пиршества - «Отыз күн ойын, қырық түн тойын». Мясо - горой, кумыс - рекой, скачки, борьба, музыка. На празднество съезжались представители всех слоев населения из трех жузов. Уже на месте решались государственные дела, заключались сделки, приезжали представители дипломатических миссий и т.д. По сути, в течение этих дней хан вникал в дела, знакомился с главами родов, иностранными послами.

Великий хан - безусловно, самый желаемый и высокий титул, но заслужить его могли немногие. В истории нашей страны желающих захватить земли Казахстана - «Ключи к вратам Азии» - было много. Великими ханами становились лишь те, кто смог своей доблестью и мудростью защитить народ от набегов врагов и завоевания. Среди имен великих, по мнению историков, - Касымхан, при нем в 1511-1517 гг. Казахское ханство достигло наивысшего расцвета; Хакназар, правивший с 1560-го по 1580 год, успешно отражал набеги ойратов и объединял казахские земли; Тауекел, укрепивший позиции ханства; Есимхан, прекративший гражданскую войну, завоевавший г. Ташкент; Жангирхан, все правление которого было связано с противостоянием джунгарской агрессии, и Таукехан, прозванный мудрым, именно при нем был создан свод законов «Жеті Жарғы», содержавший нормы административного и уголовного права.

Улытау

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Золотая» кость 20.10.2020

    В регионе возрождают старинное казахское ремесло. Карагандинскую художницу Евгению Шульц называют настоящим мастером по развитию народного творчества. Она же одной из первых занялась техникой войлоковаляния.

  • «Где солнце в полнеба» 20.10.2020

    Презентован альбом, посвященный скульптору и фотохудожнику Николаю Рыбецкому.Книга - результат совместной работы заместителя руководителя областного музея ИЗО Александра Гехта, известного искусствоведа Натальи Иваниной и общественного деятеля Людмилы Андриюк. У ее названия есть своя история, в которой переплелось множество человеческих судеб.

  • Мысли в каждой нити 20.10.2020

    История настенного ковра с вышивкой уходит в глубокую древность. Его создание - трудоемкий процесс. На одно изделие у мастерицы уходило больше года. Выкладывая стежок за стежком орнамент, она закладывала в него особый смысл, свое понимание устройства мира.

  • Высшая ценность 17.10.2020

    Каждый понимает, насколько важно духовное и межэтническое согласие. На протяжении почти 30 лет нам удается сохранить самое важное - мир и стабильность. Представители более 130 этносов и 17 конфессий живут на общей земле и демонстрируют миру возможность бесконфликтного сосуществования.

  • Мир бывает хрупким 17.10.2020

    Казахстан - пример единства разных этносов. «Нельзя стремиться сделать всех людей подобными себе, но нужно учиться жить с ними в согласии». Эта цитата, принадлежащая ученому Льву Гумилеву, стала лейтмотивом встречи, которая прошла в преддверии Дня духовного согласия.

  • Миссия - дарить радость 17.10.2020

    Премию «Тұлға» вручили в Жезказгане. В этом году мероприятие приурочено к 1150-летию Абу Насра аль-Фараби и 175-летию великого Абая. По замыслу учредителя, известного в Казахстане мецената, депутата маслихата Карагандинской области Бекзата Алтынбекова, главная цель - отметить достижения, поднять имидж и вдохновить выдающихся людей нашего времени.

  • Стены, хранящие память 15.10.2020

    На фасаде дома, где жил Алимхан Ермеков, установлена мемориальная доска. В следующем году Казахстан отмечает 130-летие общественного деятеля, первого казахского профессора-математика, одного из основателей партии «Алаш». Предвосхищая эти события, Карагандинский технический университет в рамках программы «Рухани жаңғыру» установил на доме № 58, расположенном по улице Абая в областном центре, памятную доску.

  • Святыни мира 15.10.2020

    В музеях мечетей и церквей хранятся уникальные реликвии. Каждый предмет имеет огромную материальную ценность, и многие коллекционеры мечтают заполучить их. Но с духовной точки зрения они не подлежат оценке.

#birgemiz