10 сентября 2020 года 1455

Сильные, но отстающие

Автор: Светлана СВИЧ

В регионе ищут инвесторов для сельских школ. За сокращение несправедливого разрыва в уровнях образования между городскими и сельскими школьниками взялись в Карагандинской области. Для этого свои усилия объединили автономная организация «Назарбаев Интеллектуальная школа» и акимат региона. На базе четырех средних учебных заведений Каркаралинского района они внедряют пилотный образовательный проект «Сельская школа».

 

В его рамках планируется повысить качество образования в сельских школах республики через улучшение педагогической практики, совершенствование материально-технической базы и доступность цифровых ресурсов.

Глава государства поручил максимально сократить различия в уровне образования в городе и на селе, обеспечить доступ детей к качественным знаниям. Для этого было решено использовать передовой опыт республиканской сети Назарбаев Интеллектуальных школ.

- Целью проекта «Сельская школа» стали определение потребности учебных заведений на селе, выяснение того, какая помощь и поддержка им необходимы, чтобы создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития детей, их творческих способностей и креативного мышления. Потому что уже со школьной скамьи дети должны иметь возможность раскрыть свои таланты, - рассказала председатель правления АОО «НИШ» Куляш Шамшидинова. - Мы изучили три основных направления: преподавание и обучение, школьный климат и школьную инфраструктуру. Работали над двумя главными задачами - повышением уровня квалификации педагогических работников и улучшением обеспечения оборудованием и литературой в соответствии с государственными стандартами образования.

Поводом для внедрения пилотного проекта послужили неутешительные результаты трех международных исследований, проведенных в 2018 году. Это программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, широкомасштабного исследования по оценке и сравнению базовых навыков и компетенций трудоспособного взрослого населения в возрасте от 16 до 65 лет PIAAC и исследования по вопросам преподавания и обучения для директоров и учителей TALIS.

По результатам всех этих исследований сельские школы показали наихудшие результаты. Разница между городом и селом оказалась огромной, поэтому надо было думать, как «поднять» учебные заведения из глубинки до общереспубликанского уровня. Школьники с периферии сильно отстают по математике, естественным наукам и читательской грамотности. Для выяснения основных проблем образования были созданы специальные проектные группы, в состав которых вошли сотрудники региональных управлений образования и представители автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»: департаментов трансляции опыта и исследований, а также четырех центров - образовательных программ, педагогического мастерства, педагогических измерений, информационных технологий и сервиса. Кроме того, группами проведено анкетирование среди педагогов, родителей и учеников. Педагоги проанализировали результаты качества образования за последние пять лет, лично посетили большое количество уроков. В результате были подготовлены аналитический материал по четырем школам Каркаралинского района и методические сборники на двух языках, которые передали району.

- Самая главная проблема - качество знаний учащихся, - продолжила Куляш Шамшидинова. - Во всех четырех школах мы заметили, что уровень образования стабильно снижается. Особенно резко это заметно при переходе из начальной школы в основную. Количество отличников и хорошистов с ростом класса также уменьшается, зато увеличиваются пробелы в знаниях. Самые низкие показатели школьники продемонстрировали по предметам естественно-математического цикла. Очень низкую компетенцию показывают и сами учителя, особенно по вопросам критериального оценивания, постановки цели обучения и организации урока.

По педагогическим кадрам есть две основные проблемы: большое количество учителей пенсионного возраста и нагрузка на преподавателей, особенно по предметам естественно-математического цикла. Изучив все вопросы, сотрудники НИШ определили восемь основных направлений, по которым нужно работать. Это школьные здания и учебное оборудование, которые должны соответствовать государственному стандарту общеобразовательных школ страны; дополнительное образование, работа школьных коллегиальных органов, педагогические кадры, благополучие детей, профориентационная работа и сотрудничество школы с местным сообществом.

В первую очередь были разработаны курсы повышения квалификации для педагогов четырех школ Каркаралинска в соответствии с их потребностями и пробелами. Проведены 16 семинаров с выездом на место по содержанию образования и системе оценивания. Учителей этих школ будут отправлять на базовые курсы повышения квалификации до мая 2021 года. Еще 127 педагогов пройдут стажировку на базе Назарбаев Интеллектуальных школ - это в первую очередь администрация, преподаватели химии, физики, биологии, информатики и робототехники, для того чтобы научиться проводить практические, лабораторные занятия и проектные работы.

Полностью обследовано материально-техническое состояние школьных зданий, проанализирована работа 12 лабораторий и 99 учебных предметных кабинетов. Разработан перечень оборудования по каждой школе, подготовлен список обязательной литературы по классам и предметам, передан перечень бесплатных онлайн-ресурсов попредметно и по классам обучения.

Сейчас совместно с акиматом области для «отстающих» ведется поиск инвесторов, которые помогут устранить пробелы. Практически решен вопрос с инвестором по школе № 1 Каркаралинского района, по остальным идет работа.

- Мы надеемся, что их реализация в будущем поможет улучшить уровень образования в наших сельских школах. Школы сильные, просто им нужны наша помощь и поддержка, - заключила председатель правления АОО «НИШ».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • СОРы и СОЧи покажут 20.10.2020

    Обучить детей финансовой грамотности в прошлом году предложили в НПП «Атамекен». Более четырех тысяч учителей уже прошли эту подготовку и успешно внедряют полученные знания в деле. Об этом и других новостях во время онлайн-брифинга в Службе центральных коммуникаций рассказала заместитель руководителя управления образования Бактыгуль Адекенова.

  • Родные стихи 17.10.2020

    Любовь к поэзии и чтению прививают школьникам педагоги области. На это направлен и новый проект «Жыр жалын», который презентовали управление образования и учебно-методический центр.

  • Искусство обучать 15.10.2020

    Пандемия коронавируса кардинально изменила образ жизни людей и перестроила форму работы многих на дистанционный формат. Основной удар в системе образования пришелся на рядовых учителей. Им пришлось в ускоренном темпе привыкать к проведению онлайн-занятий, на расстоянии стимулировать детей к выполнению различных заданий, а также заполнять множество интерактивных форм. Все это, безусловно, титанический труд, и не все педагоги смогли с легкостью освоить цифровые технологии. Однако областной учебно-методический центр не оставил их один на один с проблемами и запустил инновационный проект «Бірге оқимыз».

  • Внимание - библиотекам 15.10.2020

    Депутатский запрос Премьер-министру Республики Казахстан. Министерством культуры и спорта Республики Казахстана в рамках государственной программы в 2007 году был создан портал Национальной электронной библиотеки Казахстана kazneb.kz.

  • Современное образование в цифровом университете 10.10.2020

    Сегодня высшая техническая школа должна не только готовить конкурентоспособных специалистов для интенсивно развивающегося цифрового производства, но и эффективно решать востребованные производством научно-технические проблемы, создавать инновационные технику и технологию.

  • «Умная» площадка 08.10.2020

    Получить образование в сферах экономики, физики, медицины, предпринимательства, маркетинга, гуманитарных наук и IT бесплатно можно всего лишь за шесть-десять недель.

  • Аллея на память 08.10.2020

    Накануне Дня учителя необычный подарок своим педагогам и родной школе сделали члены Ассоциации выпускников школы-гимназии № 7 имени С. Сейфуллина «Уркер», высадив на территории образовательного учреждения сотню молодых деревьев.

  • В каждом ребенке свой талант 03.10.2020

    Многие родители стремятся отдать своих детей учиться именно в гимназию № 26 Жезказгана. Они уверены, что здесь работает один из самых сильных преподавательских коллективов города. Ну а педагоги искренне гордятся своими учениками и не сомневаются, что высокие результаты - их общее достижение.

#birgemiz