29 августа 2020 года 7063

Так завещали предки

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Конституция воплотила вековое стремление народа к свободной стране. Ровно 25 лет назад, 30 августа 1995 года, на республиканском референдуме впервые была принята Конституция Республики Казахстан - гарант стабильности. Именно об этом мечтали ханы, батыры и бии, для которых борьба за целостность и независимость Великой степи стала делом всей жизни.

 

Связь между прошлым и настоящим четко прослеживается в самом начале основного документа республики: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле...» О том, что предшествовало принятию Конституции, рассказала младший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Асель Тазабекова. Она отметила, что по этому вопросу состоялось более 30 тысяч коллективных обсуждений, в которых приняли участие свыше трех миллионов казахстанцев:

- Основы Конституции были заложены еще в июле 1993 года. В июле 1995-го Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев находился в краткосрочном отпуске в Турции. Именно там, в Анкаре, было проработано множество юридической и специальной литературы и заложены основы. 30 августа состоялся референдум, на который выносился единственный вопрос: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?» В целом по стране насчитывалось порядка 10 тысяч избирательных участков. Свои голоса «за» отдали 89 процентов из 100.

История главного закона имеет глубокие корни. Понимание того, что для справедливого и успешного развития государства необходим базовый и четкий свод правил, появилось более двух тысяч лет назад в Древней Греции, которая по праву считается родиной демократии. Начиная свой экскурс в прошлое, собеседница «ИК» упомянула Великую Ясу - уложение Чингисхана. Кодифицированный сборник обычного права действовал и на территории современного Казахстана, который входил в состав империи Потрясателя Вселенной.

- В начале XVI века Касым-хан создал первый законодательный документ - «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Известен также законодательный памятник, датируемый началом XVII века «Есім ханнын ескі жолы», или «Есім салған ескі жол» («Древняя дорога хана Есима»). Конечно же, когда речь идет о едином своде базовых законов, на ум сразу приходит «Жеті Жарғы» Тауке-хана, принятый в Казахском ханстве в начале XVIII века, - рассказывает историк.

Но обо всем по порядку. Касым, потомок чингизида, был реформатором. Именно при нем шел процесс укрепления молодого государства. О себе и своих подданных он говорил: «Мы - люди степей. Здесь не бывает дорогих вещей и изысканных блюд. Самое большое наше богатство - лошадь, а самая вкусная еда - ее мясо; самый приятный напиток для нас - ее молоко и то, что из него приготавливается. В нашей стране нет садов и зданий. Местом наших развлечений являются пастбища коней». «Қасым ханның қасқа жолы», основанный на традиционных обычаях степняков, был призван укрепить нормы общественной и государственной жизни. В законе нашли отражение политика и взгляды правителя, его отношение к обществу. Конечно же, целью проводимых реформ хан ставил объединение казахских земель и консолидацию населения.

Свод правил состоял из нескольких основных. Так, имущественный закон включал положения о решении споров о земле, скоте и имуществе и наказании за совершенные преступления. В Военном законе прописывались повинность населения на содержание армии во время войны, принципы формирования подразделений, обговаривались вопросы раздела военной добычи.

Есим пошел по другому пути. Благодаря его реформе в государстве главенствующая роль отводилась не чингизидам, а биям и старшинам, и эти изменения имели юридическую силу. Как отмечается в источниках, «Есім ханнын ескі жолы» - это не разовый законодательный акт и не их собрание, принятые ханом в разное время, на протяжении его правления, которое пришлось на 1598-1628 годы. Это было собирательно-содержательное наименование основных правовых установлений и политической деятельности хана.

«Золотой век» Казахского ханства пришелся на царствование Тауке, который взошел на престол в 1680 году. Будучи дальновидным политиком и грамотным дипломатом, он делал ставку на степную аристократию, которую представлял институт биев. Наибольшим почетом, влиянием и уважением пользовались представители всех трех жузов - Толе би, Казыбек би и Айтеке би.

- Есть две версии создания «Жеті Жарғы». По первой, «Семь установлений» Тауке-хана были разработаны при их (биев. - Прим.ред.) участии. По другой, в этом принимали участие семь биев, которые опирались на законодательный документ Касым-хана. На тот момент Казахское ханство переживало непростые времена. Наши плодородные земли вызывали интерес у соседних государств. Кроме того, общество было разобщено междоусобицами. В такой ситуации сложно было консолидировать силы, чтобы уберечься от внешнего врага. Политика правителя, а именно принятие «Жеті Жарғы», значительно ослабила внутренние распри, - подчеркивает А. Тазабекова.

Свод законов обычного права состоял из семи разделов. Конечно же, во главу угла были поставлены земельные вопросы. «Жер дауы» регламентировал решение споров о пастбищах и водопоях, которые то и дело вспыхивали между кочевыми родами. Семейно-брачный закон устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. В Военном законе определялись воинская повинность, формирование подразделений и выборы военачальников. Сюда же входило Положение о судебном процессе. Имущественные и личные права вдов и сирот, а также вопросы обязательств по отношении к ним общины и родственников умершего были закреплены в «Жесір дауы» («Споры из-за вдовы», или Закон о вдовах). Основное место отводилось уголовно-правовым нормам. Преступление неизменно влекло за собой наказание. Этому были посвящены два раздела. Первый предусматривал ответственность за различные виды преступлений. Убийство и нанесение тяжких телесных повреждений рассматривались в отдельном порядке.

Русский этнограф Алексей Левшин составил записи казахского свода норм обычного права:

«- Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь метить кровью, за увечье таким же увечьем.

- За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью.

- Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями.

- Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком; корову сию водят вокруг аулов, и сидящего на ней бьют плетью, а дочь связывается и предается матери для наказания по ее произволу».

Приговоренных к смерти вешали на горбе верблюда. И тут сразу вспоминается жестокая казнь бедняка Кодара и его невестки Камки, якобы уличенных в прелюбодеянии. Событие, описанное в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая», наглядно демонстрирует жестокость степных законов. Жатаки практически находились вне их юрисдикции, не говоря уже о тех, кто вообще не имел никаких прав.

«Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется», - писал А. Левшин.

Самым распространенным видом наказания был құн - выкуп. С согласия истцов даже убийца мог сохранить себе жизнь. Размер компенсации существенно разнился. За убийство мужчины штраф составлял 1 000 голов скота, за девушку или женщину - в два раза меньше. Джигиты, готовые в любой момент сесть в седло, чтобы отправиться на войну, ценились дороже.

«Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана или ходжи словами наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин», - говорится в записках этнографа.

Впоследствии Казахстан вошел в состав Российской империи. Хотелось бы отметить, что первые зачатки конституции были сформированы в начале XX века. Не всем известно имя Барлыбека Сыртанова, который в 1911 году под руководством лидера движения «Алаш» Алихана Бокейхана написал основные положения Устава казахского народа.

Это было время стремления к самоопределению и независимости. Как и во все времена, земельный вопрос был краеугольным камнем. «Земля - это Родина, а Родина не подлежит ни продаже, ни передаче в частную собственность. И все ее богатства должны служить на благо Казахского государства», - считали участники национально-освободительного движения. Первый проект Конституции Казахского государства состоял из преамбулы и четырех разделов - о самостоятельной республике, человеке, земле и суде. В документе говорилось об прошлом казахского народа, история которого уходит в глубь веков. Авторы мечтали наделить граждан самостоятельной республики правом на равную и свободную жизнь вне зависимости от происхождения, вероисповедания, пола и партийной принадлежности. Иными словами, в Уставе поднимался вопрос толерантности и бережного отношения к представителям разных этносов.

Говоря об исторических вехах главного закона, нельзя не отметить советский период. Первая Конституция Казахстана в окончательной редакции была принята 18 февраля 1926 года. Она закрепляла форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов власти. Наша, на тот момент автономная, республика признавалась равноправной в составе РСФСР.

1937 год. На Х Всеказахском съезде Советов, состоявшемся 26 марта, была принята теперь уже Конституция КазССР, в которой прописывалось, что вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. В ней также закреплялась неизменность территории без согласия республики, устанавливалась система органов суда и прокуратуры, определялись основные права и обязанности граждан: на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья.

Согласно Основному Закону 1978 года вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основой экономической системы объявлялась государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В начале 90-х годов в КазССР, а затем в Казахстане, был принят ряд законов, которые внесли существенные поправки в документ. Так, в него были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров преобразовался в Кабинет министров.

- С момента принятия действующей Конституции в нее пять раз вносились изменения и дополнения: в 1998-м, 2007-м, 2011-м, 2017-м и 2019 годах. Согласно изменениям от 23 марта прошлого года столицей Республики Казахстан является город Нур-Султан. Хотелось бы назвать несколько интересных фактов. Самая большая статья, 61-я, раздела VI «Парламент», самая маленькая – 38-я, которая гласит, что граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (раздел II «Человек и гражданин»). На казахском языке слов намного больше, чем в русском варианте, что обусловлено юридической терминологией. В честь 10- и 15-летия Основного Закона страны выпускались почтовые марки, - рассказывает научный сотрудник.

Конституция независимого Казахстана содержит все положительные преобразования. Всего за три десятка лет наша страна достигла значительного прогресса в экономической и социальной сферах, став примером для соседних государств. И на протяжении всего процесса эволюции ее высшими ценностями были и остаются человек, его жизнь, права и свободы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Время первых 13.04.2021

    Минуло ровно 60 лет с самого эпохального события в истории человечества, когда с казахстанской земли стартовал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1».

  • К звездам! 10.04.2021

    Вчера с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем Союз МС-18 и экипажем длительной экспедиции МКС-65. В честь юбилея - 60-летия первого полета человека в космос - корабль получил собственное название «Ю.А. Гагарин».

  • Умные сервисы 10.04.2021

    Различные мобильные приложения на смартфоне все глубже проникают в нашу повсеместную жизнь, заставляя овладевать современными информационными технологиями даже тех, для кого понятие «компьютер» является чем-то непостижимым. Пандемия коронавируса с ее жесткими ограничениями лишь подстегнула дальнейшее развитие цифровизации. И вот уже почти все услуги государственные органы оказывают через интернет.

  • Полцарства за тазы 06.04.2021

    Они издревле не просто почитаются казахским народом, но и являются его гордостью и богатством. Существует легенда, что за одну хорошую борзую могли отдать без сожаления целый табун. А вот житель Актогайского района Арман Оралханулы верит в другое предание, что во время голода именно эта порода собак спасла народ, охотясь на дичь.

  • Ты не умер, солдат 03.04.2021

    Потомки фронтовых товарищей, погибших на войне, встретились в Казахстане

    История, рассказанная «ИК» о том, как нашлись родственники фронтовиков Великой Отечественной казаха Мухтара Кайшатаева и ненца Ивана Ябтика, получила продолжение.

  • В мирное русло 03.04.2021

    И вот они - последние дни войны. Еще в номере за восьмое мая 1945 года «Социалистическая Караганда» публиковала оперативную сводку от Советского информбюро за шестое число, а уже 11 мая передовица была посвящена Приказу Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морскому флоту о победоносном завершении Великой Отечественной войны и подписании акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

     

  • Противодействие и профилактика религиозного экстремизма в Сети интернет 01.04.2021

    Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд пользователей социальных сетей. Так же, как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом вним...

  • Что остается с тобой… 04.03.2021

    Воспоминания, говорят, штука коварная. Неожиданная. Приходят, не спросясь. Уходят, не оглянувшись. Оставляют след. Когда - приятный, светлый. Когда - туманный и горький. Разный…
    С годами их начинаешь ценить. И переоценивать. Многое, что казалось важным, оборачивается пустышкой. А то, что не волновало когда-то, вдруг обретает новый смысл и наполняет воспоминания этим новым содержанием. Иногда - светлым. Подчас - горьким…
    Вот и ко мне вдруг пожаловали эти незваные гости. Пришли без предупреждения и стука. Вошли тихо и не отпускают. Просят - вспомни! Требуют - расскажи!
    Что же, попробую…

Гид по вакцине против коронавируса