30 июля 2020 года 123

Содержание превыше формы

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

 

Для большинства людей карантинный период стал отличным поводом для саморазвития. Одни занялись творчеством, другие осваивают интернет-торговлю, третьи с головой окунулись кулинарию или садоводство. Кроме того, жизнь в новых условиях стала прекрасной возможностью подтянуть культурный уровень знаний.

 

Этому вполне поможет познавательная рубрика «Музейный раритет», запущенная Карагандинским областным музеем изобразительного искусства. В очередном выпуске речь зашла об иконописи, и в частности об одной из самых чтимых икон Русской православной церкви - Казанской иконе Божьей Матери, один из списков которой хранится в его фондах. Главный хранитель Дамели Кадыркулова поясняет суть неизвестных многим терминов:

- Список в иконописи представляет собой воспроизведение почитаемой иконы. В отличие от копии он в точности не воспроизводит оригинал, - объяснила она.

Иными словами, речь идет о воспроизведении священного изображения с передачей его духовного смысла, содержания. В копии, где полностью повторяется оригинал изображения вплоть до отображения с фотографической точностью всех трещинок, царапинок и сколов, превалирует форма.

- В фондах нашего музея имеется один из списков иконы Казанской Богоматери, датируемый серединой XIX столетия. Она попала к нам из семейной коллекции Колесниковых. Изображение написано по канонам. Выполнено оно на липовой доске, покрытой левкасом - алебастром, разведенным с жидким клеем, и снабжено специальными надписями и знаками. Богородица изображена фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к младенцу Иисусу Христу, восседающему на одной руке. Он представлен строго в анфас. Фигура ограничена по пояс. Видна только правая рука с благословляющим двуперстным жестом. Вторая рука Бога-младенца скрыта одеждой, - рассказывает Д. Кадыркулова.

Как отмечает главный хранитель, судя по написанию образов, колориту и более темному их фону, список областного музея можно отнести к классическому стилю.

У иконы Казанской Богоматери интересная история. Она берет начало с 1579 года. Как пишет современник событий патриарх Гермоген, говорится в видеообзоре, после пожара в Казани, в результате которого была уничтожена часть города, во сне десятилетней Матрене явилась Богородица, велевшая откопать икону на пепелище. И действительно, в указанном месте, где была печь, на глубине «немногим более двух локтей», горожане нашли искомое, обернутое рукавом однорядки ветхого сукна вишневого цвета .

«Сам же образ сиял дивным светом, как будто был недавно написан свежими красками. Грязь же не коснулась этого чудного образа, чему мы сами были свидетели», - говорится в повести, написанной святителем Гермогеном. За более чем четыре столетия вокруг обретенного в Казани лика сложилось множество легенд, связанных с его чудесной помощью. С 1624-го по 30-е годы прошлого века один из самых ее знаменитых списков хранился в Москве, в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади.

- Сегодня можно с уверенностью сказать, что русская икона является произведением искусства. Следует отметить, что иконопись не является направлением живописи, но ценится не менее высоко. У иконы есть своя история. Она переживала моменты расцвета, упадка, забвения и возрождения. Она самобытна, потому что неразрывно связана с культурой народа, воплощает в себе величие и многогранность русской души, - подчеркивает ведущая выпуска.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В кругу самых близких 30.07.2020

    Мусульмане отмечают один из главных религиозных праздников. Жители региона, желающие совершить жертвоприношение в Курбан айт, могут сделать это только через сайт Qurban2020.kz, созданный Духовным управлением мусульман Казахстана. Напомним, ранее Верховный муфтий сообщал, что в каждом регионе определены места для совершения обряда. Однако в Карагандинской области данную традицию смогут исполнить лишь священнослужители с присутствием санитарных врачей.

  • Стена напомнит 30.07.2020

    Одной из главных достопримечательностей Каражала с недавних пор стал арт-объект «Болашағың - өз қолыңда». Монументальная живопись, нанесенная на фасад дома № 5, расположенного по улице Абая, нацелена на привитие у населения принципов справедливости и неподкупности.

  • Все условия для творчества 30.07.2020

    Свое общежитие появилось у Русского драматического театра имени К.С. Станиславского.

  • И родной автомат ППШ 28.07.2020

    В фондах музея в Долинке хранится боевое оружие красноармейцев. Сотрудники музея памяти жертв политических репрессий в рамках проекта «История одного экспоната» представили своим виртуальным посетителям пистолет-пулемет Шпагина, который по праву считается оружием Победы и привычно дополняет образ красноармейца или партизана.

  • Понимать, уважать, помогать 25.07.2020

    Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 25-летие. За четверть века под эгидой АНК реализовано много интересных проектов, направленных на формирование общенационального исторического сознания и единства, укрепление межэтнического мира и согласия. О некоторых из них напомнили в ходе онлайн-встречи с членами и руководителями этнокультурных объединений и представителями местной власти.

  • Мыслитель из Фараба 25.07.2020

    Ученый-энциклопедист, внесший весомый вклад в мировую науку и культуру. Нам известны имена многих знаменитых ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Наср аль-Фараби. В 2020 году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летие выдающегося тюркского философа и мыслителя.

  • Дыхание времени 23.07.2020

    Абайская центральная районная библиотека открыла виртуальную выставку-презентацию «Жана кітаптар», на которой представлены книжные новинки писателей и ученых на казахском языке.

  • Загадка, спрятанная в «усах» 23.07.2020

    Ученым предстоит расшифровать еще один «код» истории. Археологи продолжают  находить уникальные экспонаты. В этот раз они раскопали необычный «усатый» курган, датируемый ранним железным веком. Он относится к так называемой тасмолинской культуре.

#birgemiz