30 июля 2020 года 758

Содержание превыше формы

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

 

Для большинства людей карантинный период стал отличным поводом для саморазвития. Одни занялись творчеством, другие осваивают интернет-торговлю, третьи с головой окунулись кулинарию или садоводство. Кроме того, жизнь в новых условиях стала прекрасной возможностью подтянуть культурный уровень знаний.

 

Этому вполне поможет познавательная рубрика «Музейный раритет», запущенная Карагандинским областным музеем изобразительного искусства. В очередном выпуске речь зашла об иконописи, и в частности об одной из самых чтимых икон Русской православной церкви - Казанской иконе Божьей Матери, один из списков которой хранится в его фондах. Главный хранитель Дамели Кадыркулова поясняет суть неизвестных многим терминов:

- Список в иконописи представляет собой воспроизведение почитаемой иконы. В отличие от копии он в точности не воспроизводит оригинал, - объяснила она.

Иными словами, речь идет о воспроизведении священного изображения с передачей его духовного смысла, содержания. В копии, где полностью повторяется оригинал изображения вплоть до отображения с фотографической точностью всех трещинок, царапинок и сколов, превалирует форма.

- В фондах нашего музея имеется один из списков иконы Казанской Богоматери, датируемый серединой XIX столетия. Она попала к нам из семейной коллекции Колесниковых. Изображение написано по канонам. Выполнено оно на липовой доске, покрытой левкасом - алебастром, разведенным с жидким клеем, и снабжено специальными надписями и знаками. Богородица изображена фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к младенцу Иисусу Христу, восседающему на одной руке. Он представлен строго в анфас. Фигура ограничена по пояс. Видна только правая рука с благословляющим двуперстным жестом. Вторая рука Бога-младенца скрыта одеждой, - рассказывает Д. Кадыркулова.

Как отмечает главный хранитель, судя по написанию образов, колориту и более темному их фону, список областного музея можно отнести к классическому стилю.

У иконы Казанской Богоматери интересная история. Она берет начало с 1579 года. Как пишет современник событий патриарх Гермоген, говорится в видеообзоре, после пожара в Казани, в результате которого была уничтожена часть города, во сне десятилетней Матрене явилась Богородица, велевшая откопать икону на пепелище. И действительно, в указанном месте, где была печь, на глубине «немногим более двух локтей», горожане нашли искомое, обернутое рукавом однорядки ветхого сукна вишневого цвета .

«Сам же образ сиял дивным светом, как будто был недавно написан свежими красками. Грязь же не коснулась этого чудного образа, чему мы сами были свидетели», - говорится в повести, написанной святителем Гермогеном. За более чем четыре столетия вокруг обретенного в Казани лика сложилось множество легенд, связанных с его чудесной помощью. С 1624-го по 30-е годы прошлого века один из самых ее знаменитых списков хранился в Москве, в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади.

- Сегодня можно с уверенностью сказать, что русская икона является произведением искусства. Следует отметить, что иконопись не является направлением живописи, но ценится не менее высоко. У иконы есть своя история. Она переживала моменты расцвета, упадка, забвения и возрождения. Она самобытна, потому что неразрывно связана с культурой народа, воплощает в себе величие и многогранность русской души, - подчеркивает ведущая выпуска.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В гостях у Петрушки 24.11.2020

    Академический театр музыкальной комедии приглашает творческие коллективы Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья на II Международный фестиваль «Кукляндия».

  • Сакральное ремесло предков 21.11.2020

    Бронза изменила жизнь древних людей. Милыкудык, Соркудык, Айнаколь и, конечно, Талдысай. Эти места признаны одними из самых важных очагов древней металлургии Жезказган-Улытауского региона. И уникальные находки, и сами поселения, и горнорудные выработки, выявленные и исследуемые здесь археологами, говорят о том, что Жезказган в древности являлся центром этой отрасли и технологических новаций.

  • ОсЛЕПительный успех 21.11.2020

    Юные члены областного польского общества «Polonia» заняли первое место в V Международном историческом конкурсе Patria Nostra. Победу карагандинской команде, впервые принимавшей участие в масштабном мероприятии, принес фильм, выполненный в технике пластилиновой анимации.

  • Вне времени и границ 14.11.2020

    Отныне одна из старейших улиц областного центра официально носит имя великого Абая. В честь этого состоялось торжественное мероприятие, в котором приняли участие местные власти, общественность, представители этнокультурных объединений.

  • От благодарной страны 14.11.2020

    В городе, носящем имя Абая, установлен памятник народному просветителю. В этом году не только наша страна, но и весь мир отмечает 175-летие великого поэта и мыслителя Абая Кунанбаева. В честь этой юбилейной даты память о наследии сына казахского народа теперь увековечена здесь и в бронзе.

  • Мудрость - в оригинале 14.11.2020

    Слова назидания и высказывания Абая должны стать формулой жизни и настольной книгой для каждого казахстанца. Мало гордиться юбиляром и прикрываться его именем - нужно научиться его понимать. А сделать это можно, лишь читая его произведения в первозданном виде, не в переводе. Только знакомясь с его лаконичными и очень глубокими изречениями на государственном языке, можно познать, насколько гибким было его мышление и что он хотел донести до нас. Об этом говорилось на Международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения великого поэта и мыслителя.

  • Вечная книга 14.11.2020

    Обелиск репрессированным педагогам, стоявшим у истоков зарождения музыкального образования, установлен на территории ДМШ № 2 - Клуб ЮНЕСКО. В торжественной церемонии открытия приняли участие коллектив школы, ее учащиеся и представители отдела образования Караганды.

  • Можно трогать руками 14.11.2020

    Оригинальная творческая идея превратила хобби в профессию. Необычное ремесло для себя выбрала карагандинка Анна Мак. Девушка прорисовывает на планшете национальные орнаменты, героинь старинных казахских преданий и сказок. Получившиеся рисунки перекладываются на ткань.

#birgemiz