25 июля 2020 года 217

Мыслитель из Фараба

Ученый-энциклопедист, внесший весомый вклад в мировую науку и культуру. Нам известны имена многих знаменитых ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Наср аль-Фараби. В 2020 году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летие выдающегося тюркского философа и мыслителя.

 

 

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в 870 году в городе Фарабе в семье военачальника, выходца из кыпчакской степи. По сведениям некоторых источников, аль-Фараби был ростом ниже среднего, крепким и смелым человеком, прекрасным наездником, хорошо стрелял из лука.

Фараб позже стал именоваться Отраром, который стал крупным центром, находившимся на стыке важнейших исторических взаимодействий и торговых путей. Первоначальное знание ремесел и основ науки аль-Фараби получил в медресе Отрара. Обучался он на родном тюркском языке. С детства увлекся науками: изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. И чтобы продолжить образование, талантливый юноша отправляется в ведущие научные и культурные центры - в Шаш (Ташкент), Самарканд, Исфахан, Хамадан и другие города.

Долгое время аль-Фараби провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучает древнегреческую философию и математику, логику и медицину, музыку и языки. С огромным усердием знакомится с трудами греческих мыслителей Платона и Аристотеля. Аль-Фараби входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть у ученых-богословов, неприязнь к нему и его научным взглядам. Это заставило мыслителя покинуть Багдад. С 941 года аль-Фараби находился в Дамаске и Алеппо, правители которых всячески покровительствовали ему.

Живя в разных странах, в разнообразной этнической среде, ученый не забывал о своей родине, подчеркивал свою принадлежность к тюркам. Не случайно в ряде источников рядом с местом его рождения указывалась нисба (имя относительное) «ат-Турки», т.е. из тюрков.

Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске. Выдающийся ученый, посвятивший свою жизнь развитию науки, похоронен эмиром Сайф ал-Даула в Сирии на кладбище Баба ас-Сагира.

Классификатор всех наук

Появление в раннем средневековье целой плеяды ученых-мыслителей было не случайно, оно подготавливалось всем ходом исторического развития Средней Азии и Казахстана. В то же время в творчестве этих ученых, среди которых особенно выделялся аль-Фараби, нашли свое отражение научные достижения многих народов Востока.

Все науки мыслитель подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежат более 160 трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки и другим наукам.

Философские откровения аль-Фараби оставили след в истории мировой философии и продемонстрировали исторический опыт синтеза идей различных культур и цивилизаций. Они явили собой образец осуществления равноправного, партнерского диалога различных философских систем. Например, в трактате «Существо вопросов» аль-Фараби берется за рассмотрение вечного вопроса, волнующего каждого, - что есть Бог. Философ определяет Бога как Первого сущего, Высший разум, Творца мироздания. Используя аристотелевскую логику, мыслитель исходит из того, что причинно-следственный ряд возможных вещей не может ни тянуться до бесконечности, ни составлять круговорот. Этот ряд должен восходить к чему-то необходимому, а именно к Первому сущему, отрицать существование которого было бы нелепо. Отсюда аль-Фараби делает заключение: существование Первого сущего не имеет причины. Он существует не благодаря чему-то иному, поскольку он и есть первая причина существования вещей.

Уже в средние века мыслитель выступил страстным защитником человеческого разума. В трактате «О разуме» ученый использует аристотелевское определение разума как «формы в материи», способной воспринимать образы умопостигаемых явлений. Однако он идет дальше своего учителя, существенно дополняет его положение о разуме. Аль-Фараби раскрыл диалектику единства человеческого разума и бытия, основанную на объективно-идеалистическом понимании того, что их пронизывает единое начало - божественный разум. Мыслитель выдвинул концепцию о «деятельном разуме», внутренне присущем земному миру и выявляющем закономерности мира.

Понятие разума активно используется аль-Фараби и при рассмотрении космологической картины мира. Вселенную мыслитель подразделял на два мира: подлунный и надлунный. Он считает, что причиной жизнедеятельности Вселенной является Первый сущий - Бог, который есть высшая ступень иерархии бытия, источник «истечения» собственной сущности на все окружающее. Производными от него являются «десять вторых сущих», или небесных сфер, обладающих душой, которая и заставляет их двигаться.

Мыслитель из Фараба подчеркивает, что различные этапы становления типов разума являются опосредованными формами вещей. А потому возникающие и исчезающие вещи подлунного мира имеют различные степени совершенства. Высшей ступенью мира выступает обретенный разум, который, опираясь на понятия, раскрывает сущность бытия. Самой низшей ступенью мира является первоматерия, которая под воздействием деятельного разума порождает низшие формы элементов. Пройдя ряд ступеней становления, простейшие формы первоэлементов восходят до уровня обретенного разума.

Особое значение «Второй Учитель» придавал методологическим вопросам науки. В труде «Книга о классификации и определении науки» (трактате «Слово о классификации наук») аль-Фараби дал определение и сделал всесторонний анализ всех отраслей науки. Им предложена следующая классификация наук: а) языкознание; б) логика; в) математика; г) физика и метафизика; д) гражданская наука. То, что аль-Фараби ставит на первое место науку о языке, правомерно. Дело в том, что язык есть стихия научной мысли. К тому же обучение и образование человека связаны с овладением языком. Не зря аль-Фараби высказывал весьма важные соображения о взаимосвязи языка и мышления, логики и языка. В его трудах отмечен контакт понятий и их логического содержания с семантической природой слов, словосочетаний, выделен момент классификации науки о языке, которую он членит на отрасли знания о простых словах и словосочетаниях, законах письма, орфоэпии, правилах стихосложения. Идеи ученого во многом предвосхитили лингвистические исследования последующих веков и составляют значительное явление в истории науки о языке.

Тесно связанная с грамматикой логика занимает первенствующее положение по отношению к другим наукам. Она рассматривает аксиомы любого знания, пути движения к истине и уклонения от заблуждения.

Ближе всего к логике - математика, в силу своей абстрактности. Поэтому в системе наук аль-Фараби большое внимание уделяет естественно-математическим наукам. Ему принадлежит ряд крупных исследований по математической астрономии, физико-математической теории музыки, а также математическим основам геодезии и архитектуры.

Интересно отметить то, что при классификации наук ученый выделяет в особый раздел гражданскую науку (об обществе и государстве). Перед гражданской наукой мыслитель ставит задачи изучения личности, ее психологии, процесса формирования ее сознания.

Труд аль-Фараби «Книга о классификации и определении науки» (трактат «Слово о классификации наук») еще в X-XII вв. был переведен на древнегреческий и латинский языки, снискал широкую популярность среди европейских ученых. Данную работу мыслителя считали энциклопедией средневековой науки.

Главным научным произведением аль-Фараби, над которым он работал всю жизнь, является «Добродетельный город». Так переводят его сокращенно, но в этом переводе исчезает главная суть творения великого мыслителя. Полный перевод: «Мышление людей добродетельного города». По сути это первая книга о политической философии.

Человеку, как и всякому разумному животному, объективно присуще стремление к объединению с себе подобными. Значит, по мнению аль-Фараби, человеческое общество с момента своего зарождения преследует гуманные вещи. Такое понимание является важной философской предпосылкой необходимости возникновения добродетельных городов, которые выступают высшей формой человеческого объединения.

Основное место в учении аль-Фараби о государстве занимает характеристика добродетельного города (государства). Добродетельное государство - модель нового вида государства, созданная философом, в котором люди должны достигнуть настоящего счастья. В добродетельном государстве аль-Фараби, в отличие от идеального государства Платона, мирно уживаются, более того, живут в любви и согласии и служащие, получающие государственное пособие, и богачи, и все другие, зарабатывающие на жизнь своим личным трудом. Здесь нет резкого неравенства людей. Государство заботится обо всех в целом, о каждой группе людей, а также о каждой личности. Разумеется, добродетельное государство аль-Фараби - это утопическое представление.

В «Трактате о канонах искусства поэзии» и в «Книге о поэзии» аль-Фараби разбирает поэзию как вид искусства, освещает особенности арабской поэзии. Вслед за Аристотелем он считает, что поэтическое творчество есть «подражание» реальности. Он сопоставляет поэтические образы, сравнения, метафоры с формами абстрактно-логического мышления. Наличие общих черт у искусства и абстрактного мышления является основанием, исходя из которого философ рассматривает поэтику как компонент логической науки. В указанных двух трактатах ученым дается определение таких понятий, как трагедия, дифирамб, комедия, ямб, драма, айнос, диаграмма, эпос и риторика, сатира, поэма, амфигенезис, акустика и др.

Известно, что в развитии астрономии и математики на средневековом Востоке особую роль сыграл «Алмагест» Птолемея - фундаментальный труд по астрономии. Впервые он был переведен на арабский язык еще в 828 году и в дальнейшем комментировался и перерабатывался многими учеными средневекового Востока. Аль-Фараби был одним из первых комментаторов «Алмагеста». Его комментарии, к которым примыкает «Книга приложений», сохранились в единственной рукописи, хранящейся в Британском музее в Лондоне.

Подобно тому, как Ибн-Сина прославился «Каноном медицины», аль-Фараби известен как автор «Большой книги музыки». Это синтетическое произведение, включающее, помимо важнейших сведений о музыке Востока, значительную информацию об эстетике, психологии, акустике. Мысли о связи эмпирического и теоретического, развитые аль-Фараби в трактате «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», сыграли определенную роль в создании Авиценной обобщающего труда по медицине.

В трактате великого ученого «О вакууме» экспериментально-теоретическим путем доказывается отсутствие пустоты. В трактате «Мир под небом» религиозные понятия своего времени ученый рассматривает с философской позиции. Его мысли о гражданине, политике, человеке, обществе высказываются в трактате «Изречения государственных деятелей». В трактатах «Риторика», «Указание пути к счастью» аль-Фараби обращает внимание на эстетические проблемы, раскрывает суть таких понятий, как красота, счастье, добродетель, доказывает их основу.

Большой интерес для современного читателя представляет книга «Рассуждение Второго Учителя аль-Фараби о значениях слова интеллект». В данном трактате мыслитель опирается на известный трактат Аристотеля «О душе», в котором тот выделяет четыре вида интеллекта: а) потенциальный, б) актуальный, в) благоприобретенный, г) деятельный. Отметим, что интеллект в философии понимается как определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность обрести новые знания и эффективно использовать их в жизнедеятельности, способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Ряд работ аль-Фараби посвящен творческому осмыслению трудов греческих философов: «Об общности взглядов двух философов - божественного Платона и Аристотеля», «О целях книги Аристотеля «Метафизика», «О трактате Великого Зенона по (высшей) науке» и др.

Кроме того, имя аль-Фараби прославили и такие труды, как «Ответы на вопросы философов», «Книга букв», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «Отношение философии к религии» и многие другие.

Перечисленные выше основные произведения аль-Фараби получили признание издавна. Их влияние на последующее развитие философской и научной мысли неоспоримо. Глубокое понимание идей Аристотеля, видное из комментариев аль-Фараби к произведениям древнегреческого мыслителя, дало ему славу «Второго учителя», о чем свидетельствует Ибн-Сина, который говорил, что только комментарий его предшественника дал ему возможность освоить «Метафизику» Аристотеля.

Научное наследие аль-Фараби оказало большое влияние на развитие науки и культуры Востока и Запада, в частности на творчество Ибн-Туфайля, Ибн-Рушда, Ибн-Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей. На работах аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука. Использование в трудах мыслителя арабского языка, игравшего такую же культурную роль, как латынь на Западе, активное участие в культурной жизни «мусульманского» Востока представителей всех этнических групп, в том числе и тюркских, стимулировали развитие тюркского языка как литературного.

 Безусловно, знаменательной стала разработка мыслителем основ педагогики. Аль-Фараби хотел добиться того, чтобы педагогика передавала знания последующим поколениям. Это было настолько важным, что в XVI веке Эразм Роттердамский вслед за ним пишет, что «человеком не рождаются, человеком становятся», то есть человек в первую очередь должен получать различные знания. Аль-Фараби уже в свою эпоху понимал, что необходимо следовать по пути учения. И эти же принципы появляются позже в работах Жан-Жака Руссо, французского философа XVIII века, и особо подчеркиваются в его работе «Эмиль». Затем, в XIX веке, по-прежнему следуя духу аль-Фараби, Абай в своих «Словах назидания» (Слово пятое) замечает, что если отец хочет, чтобы его сын стал человеком, то он должен отправить его в школу. Это характерный и важный тип размышления в Центральной Азии.

Судьба наследия

Почему спустя тысячу лет вновь скрупулезно исследуют и изучают наследие ученого и философа Востока аль-Фараби, возвращаются к возрождению его идей о роли самосознания человека в современном мире? Парадоксально, но Европа переняла и приняла больше его идей, нежели Восток. Он всегда был на грани исследования Востока и Запада, поднимал главные вопросы мироустройства: кто Я, зачем живу, куда иду?

Дело в том, что именно аль-Фараби среди первых постиг глубину идей Аристотеля и Платона, изучал и объяснял их, смог передать философское наследие древности народам Азии, затем и в Европу. Переводы и публикации трудов великого ученого осуществляются с очень давнего времени. Так, в Европе уже в XII-XIII веках труды ученого начали переводиться на латынь и иврит.

В XIX веке благодаря трудам М. Штейншнейдера, Фр. Дитерици были заложены прочные основы для критического изучения текстов рукописей аль-Фараби. В XX веке учеными различных стран (А. Арберри, Д.М. Данлоп, М. Махди, М. Тюркер, Г. Фармер и др.) осуществлен целый ряд научно-критических изданий. В 1930-1932 годах в Париже был опубликован перевод на французский язык первой части одного из самых капитальных трудов мыслителя - «Большой книги музыки», осуществленный французским ученым Эрланже. В 1967 году в Каире этот труд вышел в свет в полном виде на языке оригинала.

Значительный вклад в собирание, перевод, издание и исследование наследия аль-Фараби наряду с учеными Москвы (А.В. Сагадаева) и республик Средней Азии (М.М. Хайруллаева, Б.Г. Гафурова, А.Л. Казибердова) внесли ученые Казахстана - А.Х. Касымжанов, М.С. Бурабаев, Г.К. Курмангалиева, С.К. Сатыбекова, К.Х. Таджибекова, А. Кубесов и др. На XIII Международном конгрессе по истории науки, проходившем в Москве в 1971 году, был с интересом встречен доклад казахских ученых «Роль аль-Фараби в истории науки». В 1975 году по решению ЮНЕСКО состоялась Международная конференция в Алма-Ате, посвященная 1100-летию со дня рождения великого ученого.

В ноябре 2010 года в Париже, в ЮНЕСКО, прошла представительная Международная конференция, где говорили об аль-Фараби и европейском Возрождении. Она еще раз подчеркнула важную роль того, кого в мире называют «Второй учитель» (после Аристотеля).

В 2014 году была заложена традиция проведения ежегодных Международных Фарабиевских чтений на базе КазНУ имени аль-Фараби, которые являются открытой площадкой по обсуждению актуальных научных, политических и социальных проблем по различным направлениям развития общества.

Годом важных изменений в жизни Казахстана стал 2019-й. Значимым событием в жизни нашей страны стало Послание Президента РК К.К. Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года. В Послании было подчеркнуто: «В предстоящем году мы будем отмечать 1150-летие аль-Фараби, 175-летие Абая Кунанбайулы. В рамках юбилейных мероприятий нужно, не допуская расточительства, популяризировать в народе труды этих гениальных личностей».

Мы заслуженно гордимся нашим земляком аль-Фараби, который входит в когорту выдающихся ученых средневековья. Его богатейшее наследие представляет собой уникальную духовную опору, столь необходимую для возрождения и восстановления истинных человеческих ценностей. Вот почему в жизни республики этот юбилей, несомненно, составит важную веху, способствуя росту интереса к истории мировой и отечественной науки и культуры.

Рашит КАРЕНОВ,
доктор экономических наук,
профессор, почетный работник
образования РК,
заслуженный работник КарГУ
им. Е.А. Букетова

Фото Станислава ПЕСНЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В кругу самых близких 30.07.2020

    Мусульмане отмечают один из главных религиозных праздников. Жители региона, желающие совершить жертвоприношение в Курбан айт, могут сделать это только через сайт Qurban2020.kz, созданный Духовным управлением мусульман Казахстана. Напомним, ранее Верховный муфтий сообщал, что в каждом регионе определены места для совершения обряда. Однако в Карагандинской области данную традицию смогут исполнить лишь священнослужители с присутствием санитарных врачей.

  • Стена напомнит 30.07.2020

    Одной из главных достопримечательностей Каражала с недавних пор стал арт-объект «Болашағың - өз қолыңда». Монументальная живопись, нанесенная на фасад дома № 5, расположенного по улице Абая, нацелена на привитие у населения принципов справедливости и неподкупности.

  • Все условия для творчества 30.07.2020

    Свое общежитие появилось у Русского драматического театра имени К.С. Станиславского.

  • Содержание превыше формы 30.07.2020

    Для большинства людей карантинный период стал отличным поводом для саморазвития. Одни занялись творчеством, другие осваивают интернет-торговлю, третьи с головой окунулись кулинарию или садоводство. Кроме того, жизнь в новых условиях стала прекрасной возможностью подтянуть культурный уровень знаний.

  • И родной автомат ППШ 28.07.2020

    В фондах музея в Долинке хранится боевое оружие красноармейцев. Сотрудники музея памяти жертв политических репрессий в рамках проекта «История одного экспоната» представили своим виртуальным посетителям пистолет-пулемет Шпагина, который по праву считается оружием Победы и привычно дополняет образ красноармейца или партизана.

  • Понимать, уважать, помогать 25.07.2020

    Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 25-летие. За четверть века под эгидой АНК реализовано много интересных проектов, направленных на формирование общенационального исторического сознания и единства, укрепление межэтнического мира и согласия. О некоторых из них напомнили в ходе онлайн-встречи с членами и руководителями этнокультурных объединений и представителями местной власти.

  • Дыхание времени 23.07.2020

    Абайская центральная районная библиотека открыла виртуальную выставку-презентацию «Жана кітаптар», на которой представлены книжные новинки писателей и ученых на казахском языке.

  • Загадка, спрятанная в «усах» 23.07.2020

    Ученым предстоит расшифровать еще один «код» истории. Археологи продолжают  находить уникальные экспонаты. В этот раз они раскопали необычный «усатый» курган, датируемый ранним железным веком. Он относится к так называемой тасмолинской культуре.

#birgemiz