11 июля 2020 года 1383

Из далеких встреч: Юрий Гуммель

(Окончание. Начало в номерах от 4 и 9 июля 2020 г.)

 

На областной олимпиаде в Каздрамтеатре тогда организовали художественную выставку профессиональных и самодеятельных художников области. В.А. Эйферт выставился со своими студийцами. Пришел и художник Леонид Эмильевич Гамбургер. Они оба были в составе жюри. Я предложил небольшой бюст акына Джамбула, вырубленный из песчаника. Познакомился с художником Мишей Мудровым. Ему присуждена первая премия за живопись. У меня была третья премия в 1000 рублей.

Эйферт пригласил меня посетить его студию в клубе шахты имени Кирова. Я тогда работал художником на шахте 55/57. Одновременно был заведующим клубом с правами художественного руководителя в лагерной зоне трудармейцев. Серьезные трудности были с транспортом. До Нового города чаще ходил пешком. Отсюда можно было на трудовом поезде добратьсяи к Эйферту. Поэтому я его посещал нерегулярно. Здесь познакомился с его учениками Л. Усайтисом, Н. Жирновым, И. Хегаем, А. Цоем, Г. Гилевским, Ю. Евсеевым и другими. С В.А. Эйфертом установились теплые отношения. Он приглашал меня домой. Показывал акварели известного художника Артура Владимировича фон Визена (1883–1973). Их он хранил отдельно в деревянном сундучке. Эйферт и Визен были из Москвы. Хорошо знали друг друга. Но Визену, благодаря ходатайствам известных московских лиц,  удалось возвратиться в Москву в 1944 году. И Эйферт с грустью рассказывал, что он как коммунист разрешения на право возвращения в Москву не получил.

Эйферт был немногословен, очень принципиальный художник и искусствовед. Многие его ученики поступили в мастерские художественного фонда в Караганде и стали профессионалами. К сожалению, фотографий В.А. Эйферта у меня нет. В свое время я изготовил бюст Владимира Александровича. Перед выездом в Германию он находился в моей мастерской,  но дальнейшая его судьба мне неизвестна.

С Леонидом Эмильевичем Гамбургером мы встречались редко, хотя друг друга хорошо знали. Он работал главным художникам Каздрамтеатра, оформлял сцены и декорации во Дворце горняков и Театре музыкальной комедии. Был всегда занят, но очень дружелюбен.

- Проявились ли новые факты из жизни Генриха Фогелера?

- Начну с истории, как я пришел к работе над образом художника. Шел 1983 год, получил письмо из Министерства культуры Казахской ССР. Просили отыскать место захоронения известного автора картин Генриха Фогелера. Тогда я и понятия не имел, о ком идет речь. Поехал в Корнеевку, расспрашивал местное руководство. Никто не смог сказать что-то определенное, Об этом и написал в министерство. Дело забылось. Потом новый случай. Мой кузен Яков Яковлевич Гуммель показал книгу Генриха Фогелера «Dumont Verlag». На обложке - знакомое лицо. В тексте значилось, что Фогелер в 1939 году во время поездки на Кавказ посетил немецкое село Еленендорф, переименованное сегодня в Ханлар. Тогда я учился в художественной школе. Директор школы Владимир Григорьевич Клепиков предупредил нас о приезде «большого художника из Москвы». Велел принести из дома рисунки. Приезжий художник был высокого роста и с высоким лбом, носил очки. Он рассматривал наши работы, давал советы с немецким акцентом. Потом Клепиков пояснил:  художник живет в Москве, там и работает.

Со временем это свидание забылось. Но вот через 50 лет явилась книга о судьбе художника-антифашиста. Я увидел его фото и решил создать бюст Фогелера. Тут в Караганду прибыл из Германии биограф и следопыт жизненных сторон художника Вернер Хоман. Через Эриха Генриховича Крауса узнал про меня и постучался в дверь моей мастерской. Был удивлен, что в далекой Караганде вспомнили о забытом художнике. Вернер поддержал мои усилия и одарил характерными фотографиями Фогелера. Через некоторое время Хоман и Ян Фогелер снова в Караганде. Ян Генрихович провел дискуссию со студентами политехнического института. Потом он и Вернер Хоман пришли ко мне и оценили бюст художника на отлично. Ян дал информацию - в Германии организуется выставка «100 лет колонии художников в Ворпсведе». Его желание - открыть ее моим бюстом Фогелера. Пришло и приглашение. Пришлось срочно лететь в Москву для отлива бюста в бронзе, так бюст попал в Германию. Потом вернули его в СССР, и он был приобретен Министерством культуры.

Всего теме Генриха Фогелера я посвятил 4 работы. Первая – это фигура юного художника-мечтателя о лучшем мире. Она хранится в музее имени Фогелера в Баркенхофе. Вторую работу я назвал «Фогелер идет в Москву». С ним этюдник с красками, рюкзак и пальто. Скорбный взгляд на прошлое. Эту работу я сохранил для себя. Третий образ касается преуспевающих лет Фогелера до начала войны. Находится в Караганде. Четвертый бюст - это бюст разочарованного художника в глубокой задумчивости, он в Третьяковской галерее.

- Как Казахстан и Караганда напоминают о днях былых?

- С рядом лиц идет переписка, обмен фотографиями, книгами. Архитектор Вячеслав Мельников прислал фотографию мемориальной доски в честь Станислава Ильича Мордвинцева. Она установлена 18 декабря 2014 года на фасаде Дома архитекторов по проспекту Нуркена Абдирова. Мордвинцев - заслуженный архитектор Казахской ССР, лауреат высоких премий. Много лет руководил Карагандинским отделением Союза архитекторов Казахстана.

От имени Союза художников Казахстана Наталья Иванина прислала пятитомник «Искусство Казахстана». Здесь древнее искусство, живопись, скульптура, графика, прикладное ремесло. Издание связано с 80-летием Союза художников Казахстана и 50-летием карагандинской организации. Знал и вижу, как сильно развивается архитектура Республики Казахстан. Появились памятники, выполненные на высоком профессиональном уровне. Чувствуются патриотизм, стремление усовершенствовать казахское национальное самосознание. Правительство выделяет для этого нужные средства. Все это способствует появлению особой культуры памяти. Статьи в пятитомнике написаны грамотно, перечислено множество фамилий. Я был приятно удивлен, что и мои работы нашли место в этом пятитомнике. В Германии памятники не строят. Устраивают многочисленные выставки, у меня есть своя передвижная выставка.

Караганда постоянно в памяти нашей семьи. С женой Валентиной отпраздновали золотую, бриллиантовую и железную свадьбы. На 18 февраля 2015 года у нас трое детей, 7 внуков и 10 правнуков, причем старшему правнуку уже 20 лет. Младший сын Гарри окончил школу-студию МХАТ в Москве. До отъезда в Германию - главный художник театра «Эрмитаж». Устраивает обменные гастроли театров между Россией и Германией. Здесь и мой брат Эрих, который тебя помнит по Караганде и кланяется. Мы с Валентиной Оттовной присоединяемся к его словам.

По данным  карагандинских художников, на конец 2019 года Юрий Вильгельмович и Валентина Оттовна жили в пансионате. Юрий Вильгельмович занимался рисованием.

 

На снимках: 1. Ю.В. Гуммель. Фигура Генриха Фогелера; 2. Ю.В. Гуммель «Немцы в Караганде».

Юрий ПОПОВ, краевед

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мысли на века 08.08.2020

    Прогрессивные идеи великого сына казахского народа. Известный композитор и поэт, мастер ораторского искусства Бакыткали Мусабеков с детских лет интересуется высказываниями казахских мыслителей. Кроме того, он - автор ряда тренингов и обучающих курсов, которые опираются на творчество Абая.

  • Дом с видом на горы 08.08.2020

    Строитель, бизнесмен, альпинист. Так в трех словах можно охарактеризовать Сергея Кима, который больше 10 лет назад пришел на карагандинский рынок, открыв небольшую компанию по установке домофонов, а сегодня возглавляет одно из крупных предприятий.

  • Арестованные письма 08.08.2020

    Зачем в 1903 году в доме Абая Кунанбаева был проведен обыск? Архивные данные... У них интересное, причудливое свойство не попадаться сразу на глаза. Они являются не только свидетелями далекого загадочного прошлого. Через годы и даже через века они доставляют иное чувство глубокого удовлетворения, представив перед твоим взором в ярких и сочных красках бесценные факты. Ознакомившись с короткими, но очень содержательными строчками, получаешь богатую информацию о разнообразии и величии прошлого, чувствуешь себя так, словно ты открыл потайной ларец, содержащий несметное богатство, или встретил незнакомого тебе человека, с которым жаждал встретиться всю жизнь.

  • Учение просветителя 30.07.2020

    Мысли Абая востребованы как прошлым, так и настоящим, и будут интересны будущим поколениям. Многогранное творчество великого казахского поэта насыщено глубокими идеями в области философии. Его перу принадлежит замечательное прозаическое произведение - «Гаклия» («Слова назидания», или «Книга слов»), создававшееся на протяжении ряда лет (1890-1898 годы). Сюда вошли рассуждения и максимы, сентенции и афоризмы, притчи и диалоги - всего 45 сгруппированных миниатюр.

  • Маме посвящается 28.07.2020

    30 июля будет ровно год, как перестало биться золотое сердце нашей любимой мамы, әжеки Шибаевой Бахытжамал Кубайдулдиновны.

  • Олег Николаевич ЩЕРБАКОВ 21.07.2020

    Родился в 1925 году в семье сельских учителей в Винницкой области Украины, позже переехал в Одессу. В 1941 году при приближении фронта был эвакуирован в Балхаш, где окончил школу. Во время каникул работал в обогатительном цехе Балхашского медеплавильного завода слесарем.

  • Из далеких встреч: Аугамбаевы из Доскея 18.07.2020

    Переведем стрелки времени  на сентябрь 1986 года. К 75-летию Зеленой Балки ( с 2001-го Доскей) местные энтузиасты во главе с А. Сабалаковым  выставили в Доме культуры стенд с фотографиями. Старожилы постарались. Вот портрет Г. Бейсембекова. Он считается первым горным инженером Ельтая. Совет Жумажанов первым окончил Карагандинский медицинский институт. Жумаш Музгожин был одним из родоначальников механизации в селе. Педагог Кали Жуасов (1924-1995) - декан исторического факультета и заведующий кафедрой КарГУ, ветеран народного образования в Сарыарке.

  • Близкий к народу 18.07.2020

    Окружение отца повлияло на мировоззрение великого Абая. Кунанбай Оскенбаев в течение нескольких лет - с 1849-го по 1852 год - был ага-султаном Каркаралинского округа. В этот период он тесно общался с местными жителями, с кем у него сложились дружеские отношения. Кто же эти люди, с которыми общался старший султан? Этому вопросу посвящено мое краеведческое исследование.

#birgemiz